27 сентября оперой В.А.Моцарта “Дон Жуан” открывается новый, юбилейный сезон Лирик-оперы Чикаго. Крупнейший оперный театр на Среднем Западе отмечает свое шестидесятилетие! В новом сезоне мы увидим десять опер. В репертуар включены восемь: кроме новой постановки “Дон Жуана”, это “Каприччио” Р.Штрауса (постановка Метрополитен-оперы), “Трубадур” Дж.Верди (совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско), “Порги и Бесс” Дж.Гершвина (постановка Вашингтонской национальной оперы), “Анна Болейн” Г.Доницетти (совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Миннесоты), “Тоска” Дж.Пуччини (новая постановка совместно с Хьюстонской оперой), “Тангейзер” Р.Вагнера (новая для Чикаго постановка принадлежит Ковент-гардену), “Пассажирка” М.Вайнберга (премьера Лирик-оперы, оригинальная постановка Музыкального фестиваля в Брегенце). После основного сезона Лирик-опера покажет новую мариачи-оперу “Прошлое не закончено” (“El Pasado Nunca Se Termina”) – вторую испаноязычную оперу в истории театра. В новом сезоне продолжится показ мюзиклов Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. После “Оклахомы!” и “Звуков музыки” мы увидим “Карусель”.
Центральным событием сезона обещает стать североамериканская премьера оперы Мечислава (Моисея) Вайнберга “Пассажирка”, рассказывающая о страшных событиях времен Холокоста. В основе оперы – одноименная новелла Зофьи Посмыш (годы войны она провела в концлагере в Аушвице, чудом оставшись жива) и личные воспоминания Вайнберга.
В новом сезоне в Лирик-опере дебютирует сопрано Татьяна Сержан (Тоска). Осенью прошлого года она блестяще исполнила партию леди Макбет в концертном исполнении “Макбета” и “Реквием” Дж.Верди с ЧСО под управлением Р.Мути. Среди новых имен – украинский тенор Михаил Дидык (Каварадосси), российский бас Евгений Никитин (Скарпиа) и главный дирижер Фламандской оперы (Брюссель) Дмитрий Юровский. Почему именно на “Тоске” собралась русская команда, для меня остается загадкой, но и на том спасибо. Четыре новых для Лирик-оперы имени наших соотечественников в одном сезоне – это замечательно!
Из других вокальных дебютов отмечу появление в Чикаго баритонов из Норвегии Ойдуна Иверсена (Оливьер в “Каприччио”) и Канады Джошуа Хопкинса (Тадеуш в “Пассажирке”), американских певцов Адины Аарон (Бесс), Брайана Химеля (лорд Перси в “Анне Болейн”) и Келли Кадюс (Катя в “Пассажирке”), испанского тенора Хорхе де Леона (Каварадосси).
В новом сезоне мы снова услышим замечательную латышскую певицу Марину Ребеку (в прошлом сезоне она дебютировала в Чикаго в партии Виолетты в “Травиате”, в следующем предстанет Донной Анной), американку Сондру Радвановски (Анна Болейн), китайскую певицу Хюи Хе (Тоска), польского баритона Мариуша Квечина (недавний Онегин преобразится в Дон Жуана), южноафриканского тенора Йохана Боту (он пел Лоэнгрина и Отелло – в следующем году возьмется за Тангейзера). После долгого перерыва на чикагской сцене выступят Рене Флеминг в одной из ее коронных партий Графини в “Каприччио” и Стефани Блайт в партии Азучены.
Как и в прошлые сезоны, музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис будет дирижировать четырьмя операми. На этот раз это “Дон Жуан”, “Каприччио”, “Тангейзер” и “Пассажирка”. С оперой “Анна Болейн” за дирижерским пультом в Лирик-опере дебютирует художественный и музыкальный руководитель Хьюстонской оперы Патрик Саммерс. Снова в Чикаго выступят бывший концертмейстер группы тромбонов оркестра Лирик-оперы Уорд Стэр (“Порги и Бесс”) и израильский маэстро Ашер Фиш (“Трубадур”).
Репетиции “Дон Жуана” проводит один из интереснейших американских режиссеров, художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс. Это его первая постановка в Лирик-опере за последние двадцать лет! С нетерпением жду дебюта в Чикаго нью-йоркского режиссера Кевина Ньюбери и постановки “Тангейзера” маститого английского режиссера Тима Олбери, сделанной им для Ковент-гардена.
В каждой опере нового сезона, как это было все последние годы, будут участвовать местные силы – студенты и выпускники Центра оперного пения Райана при Лирик-опере.
Сезон начнется 27 сентября 2014 года и продлится двадцать четыре недели, до 15 марта 2015 года. Мы увидим шестьдесят восемь спектаклей. Покупая абонементы на оперы будущего сезона (независимо от дня недели), зрители сэкономят около сорока процентов. Цены на билеты на отдельные спектакли сохраняются на уровне этого сезона. Билеты для детей на все оперы продаются по сниженным ценам (от $20 до $50).
1 ноября 2014 года состоится торжественный гала-концерт, посвященный 60-летию Лирик-оперы.
На один вечер главная оперная сцена отдана во власть пианиста. 9 мая 2015 года в Лирик-опере состоится концерт Ланг Ланга.
Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Первые спектакли каждой оперы будут в прямом эфире транслироваться на классической волне радио Чикаго 98.7 WFMT. Их можно найти на сайте радиостанции www.wfmt.com.
В целом новый сезон выглядит интригующе. Огромным сюрпризом стала новость о премьере “Пассажирки”. Очень давно в Чикаго не видели “Анну Болейн” (единственный раз ее ставили в 1985 году для Джоан Сазерленд), “Каприччио” (опера шла на сцене театра двадцать лет назад) и “Тангейзера”. После пяти возобновлений “Тоски” Франко Дзефирелли 1964 года наконец-то мы увидим новую постановку. Выбор “Дон Жуана” объясняется тем, что именно этой оперой открылся чикагский театр в ноябре 1954 года. “Трубадур” вернется в старой постановке, но с блестящим составом исполнителей. Самой предсказуемой выглядит в новом сезоне опера “Порги и Бесс”.
Генеральный директор театра Эндрю Фрейд отмечает, что сезон был в целом составлен прежним директором Уильямом Мэйсоном. Только две оперы были внесены Фрейдом и Дэвисом. Одну из них мы знаем – это “Пассажирка”. Первый сезон, который с нуля составляет Фрейд, будет следующий – сезон 2015-16 годов.
6 сентября Лирик-опера дарит ежегодный подарок Чикаго и пригородам в виде концерта солистов театра в парке “Миллениум”. Обычно такие концерты собирают свыше одиннадцати тысяч человек. Главными звездами вечера обещают стать Марина Ребека и Мариуш Квечин. В концерте примут участие солисты Анна Мария Мартинес (сопрано), Андриана Чукман (сопрано), Антонио Поли (тенор), Марк Делаван (баритон), Кайл Кетелсен (бас-баритон), Майкл Самуэль (бас-баритон), Андреа Сильвестрелли (бас), студенты Оперного центра Райана Джейнай Бриджес (меццо-спрано), Джон Ирвин (тенор) и хор Лирик-оперы (хормейстер – Майкл Блэк). Оркестром Лирик-оперы дирижирует сэр Эндрю Дэвис.
Вечер начнется увертюрой к опере Р.Вагнера “Тангейзер”. Далее прозвучат Третий акт оперы Дж.Верди “Риголетто” (М.Делаван – Риголетто, М.Ребека – Джильда, А.Поли – Герцог, А.Сильвестрелли – Спарафучиле, Д.Бриджес – Маддалена), хоровые фрагменты опер П.Масканьи “Ирис” (“Son Io! Son Io, la Vita!”) и Дж.Верди “Макбет” (“Patria oppressa”), финал Первого акта (“Tre sbirri, una carozza…Va, Tosca!”) оперы Дж.Пуччини “Тоска” (М.Делаван – Скарпиа, Д.Ирвин – Сполетта). Кульминацией вечера станет финальная сцена Второго акта оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан” (М.Квечин – Дон Жуан, К.Кетелсен – Лепорелло, А.М.Мартинес – Донна Эльвира, А.Сильвестрелли – Командор, М.Ребека – Донна Анна, А.Поли – Дон Оттавио, А.Чукман – Церлина, М.Самуэль – Мазетто).
Начало концерта – 7 часов 30 минут. Вход свободный. Концерт будет транслироваться на радио Чикаго 98.7 WFMT и сайте Лирик-оперы.
12 сентября (Chicago’s Fourth Presbyterian Church, North Michigan Avenue и Delaware Place) и 22 ноября (Evanston’s Alice Millar Chapel, 1870 North Sheridan Road) состоятся два концерта хора Лирик-оперы, на которых прозвучат фрагменты из опер “Трубадур” Дж.Верди, “Анна Болейн” Г.Доницетти, “Тоска” Дж.Пуччини, “Карусель” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все спектакли сезона 2014-15 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фото. Лирик-опера Чикаго. Фото – Жаклин Симпсон