28 сентября, 3.00 pm. Ежегодный традиционный концерт старейшего ансамбля Мексики “Mariachi Vargas de Tecalitlán”, исполняющего музыку мариачи – один из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки. Музыка мариачи образовалась на основе индейской музыки, народной музыки Андалусии и музыки народов Средиземноморья. Родиной мариачи считаются мексиканский штат Халиско и город Гвадалахара. В тех местах группы музыкантов, исполняющих мариачи, состояли из скрипок, гитар, труб и арф. Именно в Халиско в 1898 году образовался квартет “Mariachi Vargas de Tecalitlán”. Международный успех пришел к нему в 1934 году, после выступления на инаугурации президента Мексики Ласаро Карденаса. С пятидесятых годов XX века ансамбль завоевал огромное количество призов. Он активно участвует в музыкальных фестивалях, пропагандируя музыку мариачи. Сейчас ансамбль “Mariachi Vargas de Tecalitlán” базируется в Мехико. В нем играет пятое поколение музыкантов. Ансамбль считается лучшим в мире исполнителем музыки мариачи, послом мариачи во всем мире. Музыка ансамбля звучит более чем в двухстах кинофильмах, его записи признаны эталонными.
Перед началом концерта (2.15-2.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Symphony Center Rotunda) состоится выступление студентов Chicago Mariachi Project’s Mariachi Academy.
В прошлом году в Лирик-опере Чикаго была исполнена первая испаноязычная опера в истории театра – опера мариачи “Крузар ла Кара де ла Луна” (другое название – “По направлению к луне”). Она рассказывает о трех поколениях мексиканской семьи, живущей на техасско-мексиканской границе. Опера написана композитором Хозе Мартинесом на стихи Мартинеса и Леонарда Фоглиа. Мировая премьера с большим успехом прошла в Хьюстонской опере в 2010 году, в пору директорства там нынешнего генерального директора Лирик-оперы Энтони Фрейда. В 2011 году опера была исполнена в Парижском театре Шатле. Постановка в Лирик-опере станет премьерой оперы на Среднем Западе.
29 сентября, 7.00 pm. Репетиция Civic Orchestra of Chicago. Как это было в прошлые годы, ее проведет музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Риккардо Мути. Каждая репетиция с ним становится праздником не только для музыкантов, но и для зрителей. Дирижер и прекрасный педагог, маэстро Мути расскажет, как надо исполнять Симфоническую поэму Ф.Листа “Прелюды”.
В основе произведения лежит стихотворение французского писателя-романтика Альфонса Ламартина и его слова: “Разве не представляет наша жизнь ряда прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть? Любовь является волшебной зарей для каждого сердца, но в чьей судьбе первое блаженство счастья не было разрушено порывом бури, чьи чарующие иллюзии не были развеяны ее суровым дыханием, чей алтарь не был разбит смертоносной молнией, и чья душа не искала – после подобных потрясений – мира и покоя деревенской жизни, чтобы заглушить свои воспоминания? Но человек не может долго предаваться блаженному покою на лоне природы, столь пленяющему его вначале. Лишь раздается боевой сигнал трубы, спешит он… на свой опасный пост, чтобы в битве вновь обрести всю полноту самосознания и восстановить целиком свои силы”.
“Прелюды” Листа – очень жизнеутверждающая музыка. Вообще, новый сезон ЧСО начинается с мажорной ноты. Девятая симфония Л.ван Бетховена, “Прелюды” Ф.Листа… Вход бесплатный, но необходимо приобрести билеты.
29 сентября, 7.00 pm. Первый концерт серии “MusicNOW” в новом сезоне называется “Синхронность” (“Synchronicity”). В программе: электроакустическое произведение чикагского композитора Энтони Ченга “SynchroniCities”, пасторальная пьеса лауреата Пулитцеровской премии Джона Лютера Адамса “Ветер в высших эшелонах власти” (“The Wind in High Places”), мультимедийный проект композитора Майкла Гордона и режиссера Билла Моррисона “Свет зовет” (“Light Is Calling”), симфониетта Мэйсона Бейтса “The Rise of Exotic Computing”. Исполнители – музыканты ЧСО. Дирижер – Джеймс Феддек.
Мэйсон Бейтс родился в 1977 году. Вырос в Ричмонде (штат Вирджиния). Учился в Колумбийском университете и Джульярдской школе, в университете Беркли. С 2010 года работает в Чикаго. Организатор Фестиваля современной электронной музыки “Mercury Soul”. С 2011 года – композитор-резидент ЧСО. За последние четыре года мы слышали все новые сочинения Бейтса.
Обратите внимание! Концерты серии “MusicNOW” проходят в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater).
2 октября, 8.00 pm; 3 октября, 1.30 pm; 4 октября, 8.30 pm. Еще одна программа ЧСО под управлением Риккардо Мути. В программе: Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года) И.Стравинского, Третья (“Польская”) симфония П.Чайковского. Центральным произведением концертов обещает стать Concerto in modo antico для трубы, двух арф, клавесина и струнного оркестра польского композитора Анджея Пануфника. Солист – концертмейстер секции труб ЧСО Кристофер Мартин.
Кристофер Мартин закончил Eastman School of Music (Рочестер, Нью-Йорк). Работал в Филадельфийском симфоническом оркестре под управлением Вольфганга Завалиша, занимал пост концертмейстера секции труб Симфонического оркестра Атланты. В ЧСО – с 2005 года. Часто выступает в дуэте вместе с женой Маргарет (она – органистка и пианистка), исполняют барочный и современный репертуар.
За последние два года мы дважды слышали Мартина в качестве солиста. В сезоне 2012-13 годов он стал первым исполнителем концерта “Труба Химдалла” (“Heimdall’s Trumpet”) для трубы и оркестра американского композитора Кристофера Роуза, а в марте этого года солировал в концерте Австралийского камерного оркестра под управлением Ричарда Тогнетти.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты сезона можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото – дирижер Джеймс Феддек. Фото – Бенджамин Эловега