Юбилейный, девяностый сезон Goodman Theatre начал с хита прошлого сезона – спектакля “Время не отпускает” (перевод мой) по пьесе американского драматурга Ноа Хэйдла.
Название пьесы Хэйдла “Smokefall” дословно на русский язык перевести невозможно. Автору этой статьи помог автор пьесы, отсылающий посвященных к поэме Томаса Стернза Элиота “Четыре квартета”. Вот фрагмент, в котором есть вынесенное в заглавие слово (литературный перевод С.Степанова): “В прошлом и в будущем Сознанью почти нет места. Сознавать значит быть вне времени, Но только во времени помнится Миг в саду среди роз. Миг в беседке под гулом ливня, Миг сквозняка при курении ладана, – Только между прошедшим и будущим. Только времени покоряется время”. Поэма Элиота навеяна поздними квартетами Л.ван Бетховена. Музыки Бетховена в спектакле Goodman Theatre нет, а вот тема времени проходит лейтмотивом. Герои пьесы находятся в городке Гранд-Рапидс штата Мичиган. Они вспоминают прошлое, думают о будущем, а меньше всего им нравится настоящее. Она ждет двойню, Братья в утробе матери спорят, стоит ли выходить в мир, Он готовится оставить семью, Дочка перестала разговаривать (ее последними словами были: “Мне нечего больше сказать”), Дедушка-полковник периодически впадает в маразм, а с проблесками сознания вспоминает любимую жену… Веселенькая семейка, где все несчастны. Каждый – по-своему. Каждый вечер каждый член этой семьи мечтает проснуться в другом мире, и каждое утро в этой семье начинается одинаково…
“Время не отпускает” – спектакль неожиданный. Первая сцена – торжество реализма в отдельно взятом театре: мать готовит завтрак, дочь с отцом с удовольствием его поедают, заставляя облизываться весь зрительный зал. Вторая сцена – абсолютный сюр: на красном диване сидят двое младенцев в белых костюмах и бабочках и размышляют, стоит ли выходить из уютной утробы матери в страшный, непонятный, рискованный мир. Мир выглядит как ад. Он внизу, под ними – алая пропасть, куда им предстоит направиться. Пуповина – длинная красная лента. Младенцы спорят, кому выходить первому. И вот первый – Джонни – пошел, а второй испугался. Обмотал себя пуповиной и так никогда и не увидел другой мир. Третья сцена – мы отправляемся в будущее, четвертая – возвращаемся в прошлое… Будущее в прошедшем, “ненаставшее и наставшее Всегда ведут к настоящему”…
Художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс считает: “Спектакль “Время не отпускает” – артистический триумф, идеально иллюстрирующий новое направление в области театральной игры. Голос Ноа Хэйдла, его воображение, остроумие и честные эмоции уникальны среди американских театральных художников”.
Газета “The Chicago Tribune” назвала “Smokefall” лучшей пьесой 2013 года. В прошлом сезоне спектакль игрался на малой сцене Owen Theatre, в этом он перекочевал на большую – Albert Theatre. Такое происходит третий раз за всю историю Goodman Theatre.
Драматург Ноа Хэйдл – выпускник Принстонского университета и Джульярдской школы (какое-то время он работал там резидентом-драматургом). Автор сценария фильма Фишера Стивенса “Реальные парни” (“Stand Up Guys”, 2012) с Аль Пачино, Кристофером Уокеном и Аланом Аркиным в главных ролях. “Время не отпускает” – вторая пьеса Хэйдла на сцене Goodman Theatre.
В сезоне 2006-07 годов в театре состоялась мировая премьера спектакля по его пьесе “Бдения” (“Vigils”). В настоящее время Хэйдл работает над новыми пьесами по заказу Lincoln Center Theater, Yale Repertory Theatre, South Coast Repertory, а также готовится к инсценировке своей пьесы “The Rodeo Clown”. Он сам выступит в роли режиссера. Ноа Хэйдл живет в Детройте.
Режиссер-постановщик спектакля – лауреат премии “Оби” Анн Кауфман.
В ролях занята та же самая шестерка актеров, которая играла в прошлом году: недавно отметивший девяностолетний юбилей ветеран чикагской театральной сцены Майк Нуссбаум (Полковник/Джонни), лауреат премии “Джеф” Кэтрин Кеберлайн (Вайолет), Кэтрин Комбс (Красавица), Эрик Слатер (Дэниэль), Гай Месси (Сэмюэль), Анна Фогарти (голос Леноры).
В юбилейном сезоне Goodman Theatre готовит своим зрителям много интересного. В тридцать седьмой раз театр покажет инсценировку повести Ч.Диккенса “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”, 15 ноября – 28 декабря) в постановке Генри Вишкампера. В числе новых спектаклей: “Rapture, Blister, Burn” по пьесе Джины Джионфриддо (соавтор сценария сериала “Карточный домик”) в постановке Кимберли Синьор (17 января – 22 февраля 2015 года, премьера в Чикаго), “Два бегущих трамвая” (“Two Trains Running”, 7 марта – 12 апреля 2015 года) по пьесе Августа Вилсона в постановке Чака Смита, “Консьерж второго этажа” (“The Upstairs Concierge”, 28 марта – 26 апреля 2015 года, мировая премьера) по пьесе Кристофера Диаса, “stop. reset” по пьесе и в постановке Реджины Тейлор (23 мая – 21 июня 2015 года, премьера в Чикаго). В честь юбилея театр представляет спектакль “Лисички” (“The Little Foxes”, 2 мая – 7 июня 2015 года) по абсолютной классике XX века, пьесе Лилиан Хеллман 1939 года. Новую постановку готовит Генри Вишкампер. Сезон завершится спектаклем “Ваня и Соня, и Маша, и Спайк” (“Vanya and Sonia and Masha and Spike”, 20 июня – 26 июля 2015 года, премьера в Чикаго) по пьесе Кристофера Дюранга в постановке Стива Скотта.
Nota bene! Спектакль “Время не отпускает” идет до 26 октября. Справки и заказ билетов и абонементов на все спектакли сезона 2014-15 годов – по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org/ или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn St. Chicago, IL 60601. В честь юбилея театра абонементы продаются с большой скидкой.
.
Сергей Элькин
www.sergeyelkin.com
http://sergeyelkin.livejournal.com/