8 октября, 8.00 pm. Если Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) начал свой новый сезон с Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, то молодежный Civic Orchestra of Chicago, окрыленный репетицией с маэстро Риккардо Мути, открывает выступления с Пятой симфонии композитора. В программе также: Сто четвертая (“Лондонская”) симфония Й.Гайдна. За дирижерским пультом – главный дирижер Civic Orchestra Клифф Колнот.
Civic Orchestra of Chicago – молодежный оркестр, служащий для многих талантливых музыкантов толчком к началу успешной карьеры! По традиции, билеты на концерты этого оркестра всегда бесплатные. Взимается лишь $2 за оформление заказа. Билеты можно также заказать по телефону 312-294-3000 или на сайте www.cso.org.
9 октября, 8.00 pm; 10 октября, 1.00 pm; 12 октября, 3.00 pm. Маэстро Риккардо Мути попрощался с ЧСО. Следующая встреча дирижера с оркестром состоится в Европе. Дирижерскую палочку в Чикаго подхватывает музыкальный руководитель Немецкой оперы Берлина шотландский маэстро Дональд Раннинклс.
В программе: Первая и вторая скрипичные рапсодии Б.Бартока (солист – концертмейстер ЧСО Роберт Чен) и Пятая симфония Г.Малера.
Роберт Чен родился в городе Тайпей на Тайване. Впервые взял в руки скрипку в возрасте семи лет. Когда ему было десять лет, семья эмигрировала в США и обосновалась в Лос-Анджелесе. Уже в двенадцать лет юный скрипач выступил в концерте с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром и участвовал в мастер-классе Яши Хейфеца. Чен закончил Джульярдскую школу по классу профессоров Дороти Дилей и Масао Кавасаки. Концертмейстером ЧСО Чен служит с 1999 года, когда музыкальным руководителем был Даниэль Баренбойм. В 2000 году музыкант впервые выступил на сцене Чикагского симфонического центра в качестве солиста. В 2003 году он стал первым исполнителем Скрипичного концерта Э.Картера. Сегодня обязанности концертмейстера ЧСО Чен совмещает с педагогической деятельностью. Он является профессором университета имени Рузвельта.
В Скрипичных рапсодиях Бартока, написанных композитором на мотивы венгерских народных песен, требуется виртуозное владение инструментом, и я с нетерпением жду сольного выступления Роберта Чена.
Пятая симфония Г.Малера, начинающаяся похоронным маршем и заканчивающаяся бурным, жизнеутверждающим финалом, относится к лучшим достижениям мировой музыки. Дивное Адажиетто (Четвертая часть симфонии) – любовное послание Малера жене Альме. Тема Адажиетто проходит лейтмотивом великого фильма Лукино Висконти “Смерть в Венеции”.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (9 октября, 7.00 pm и 12 октября, 2.00 pm; Grainger Ballroom; 10 октября, 12.15 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях музыковеда Йохана Биса.
10 октября, 8.00 pm. Концерт уникального американского джазового пианиста и композитора, живой легенды джаза Фредерика Рассела Джонса, известного всему миру под именем Ахмад Джамал. Он родился в Питтсбурге в 1930 году. Играть мальчика научил дядя. Фредерик обладал феноменальной техникой, подбирал на слух, импровизировал. Говорили, что ему нечего делать в музыкальной школе. Фредерик получил классическое музыкальное образование. В двадцать один год принял ислам и поменял имя. С 1951 года известно трио Джамала в составе: фортепиано, контрабас, ударные. С Джамалом играли такие выдающиеся музыканты, как контрабасисты Ричард Дэвис, Израэль Кросби и Джалиль Нассер, барабанщики Вернелл Фурнье и Фрэнк Гант. Самые популярные пластинки Джамала – “Chamber Music of the New Jazz” (1956), “But Not For Me” (1958), “Ahmad’s Blues” (1959) – были выпущены в конце пятидесятых годов прошлого века. В последующие годы Джамал продолжал музицировать, работал продюсером и клубным менеджером.
Пианист Арт Тэйтум, услышав четырнадцатилетнего Фредерика, сказал: “Он будет великим!”, а трубач Майлз Дэвис признавался, что все его знания о музыке идут от Ахмада Джамала.
14 октября, 7.30 pm. В этом сезоне продолжатся показы классических фильмов прошлого под музыкальное сопровождение ЧСО. Мы будем смотреть знаменитую черно-белую ленту 1925 года “Бен-Гур: история Христа” (“Ben-Hur: A Tale of the Christ”) – самый дорогой немой фильм в истории кино. Специально для этого просмотра американский музыкант и композитор, барабанщик группы “The Police” Стюарт Коупленд написал оригинальную музыку. Он солирует на барабане. ЧСО дирижирует Ричард Кауфман.
За час перед началом концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа с Ричардом Кауфманом и Стюартом Коуплендом.
Первый флейтист ЧСО выбирает Берлинер филармоникер
4 ноября 2014 года концертмейстер группы флейт Мэтью Дюфор покидает ЧСО. С 2015 года он занимает аналогичный пост в оркестре Берлинер филармоникер.
Мэтью Дюфор – ярчайшая звезда чикагского оркестра и один из лучших флейтистов мира. В 1999 году ему было двадцать пять лет, когда сразу после прослушивания музыканта тогдашний музыкальный руководитель ЧСО Даниэль Баренбойм предложил ему возглавить флейтовую группу. С тех пор пятнадцать лет жизни оркестра неразрывно связаны с его именем.
Мэтью Дюфор родился в Париже. Начал заниматься на флейте в возрасте восьми лет. Учился в Парижской консерватории, где в четырнадцать лет был награжден золотой медалью, и в Лионской Национальной консерватории. До переезда в Чикаго с 1993 по 1996 годы (в возрасте восемнадцати – двадцати одного года) служил концертмейстером группы флейт Национального оркестра Тулузы, а с 1996 по 1999 годы – концертмейстером группы флейт оркестра Парижской оперы.
Мэтью Дюфор – лауреат Второй премии Международного конкурса флейтистов имени Ж.-П.Рампаля (1990 год), Третьей премии Международного конкурса флейтистов в Будапеште (1991 год), Второй премии Международного конкурса флейтистов в Кобе (Япония, 1997 год).
Дюфор часто выступал в качестве солиста. В марте в Чикаго состоялась мировая премьера Концерта “Pour sortir au jour” для флейты с оркестром французского композитора Гиллауме Коннессона. Первым исполнителем Концерта был, конечно, Дюфор. ЧСО дирижировал швейцарский маэстро Шарль Дютуа.
Среди записей Дюфора – сонаты для флейты С.Прокофьева, Б.Мартину и П.Хиндемита, камерная музыка Ф.Пуленка, полное собрание сочинений для флейты А.Русселя.
В мае 2014 года Дюфор выиграл прослушивание в Берлинер филармоникер, но до последней недели не было известно, предпочтет ли он берлинский оркестр чикагскому. Однако в споре великих победила Европа.
После ухода первого фаготиста Дэвида Макгилла не прошло и трех месяцев, как в оркестре появилось еще одно вакантное место.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты сезона можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: Ахмад Джамал. Фото – Жак Бенич