В эти дни на сцене чикагского Trap Door Theatre идет спектакль “Джон До”, созданный по мотивам пьесы “Безумец и монахиня” польского писателя, философа, драматурга Станислава Виткевича (перевод на английский язык – Даниэль Жерул). Поэтическая притча о безумном поэте и монахине, волею судьбы встретившихся в этом мире, – результат совместного творчества чикагской “Ловушки” и театра имени Виткевича (Teatr Witkacy) в городе Закопане (Польша). Автор инсценировки и режиссер-постановщик – основатель и художественный руководитель польского театра Анджей Джук. Премьера спектакля состоялась в Закопане.
Действие пьесы, написанной в 1923 году, происходит в сумасшедшем доме, в палате для буйнопомешанных. Два доктора занимаются “делом” поэта Мечислава Вальпурга. Они приглашают к нему сестру Анну, чтобы она помогла, как говорит один из докторов, “распутать “комплекс”. Анна остается одна с Вальпургом… Я не буду дальше пересказывать перипетии сюжета. Скажу только, что непредсказуемость автора, изобретательность режиссера, запоминающиеся актерские работы делают этот спектакль заметным событием в театральной жизни Чикаго. Как говорят члены комитета премии “Джефф”: “Highly recommended”!
Анджей Джук – находка для чикагской “Ловушки”. Режиссер прекрасно понимает драматургию Виткевича. В своем спектакле он показывает безумие окружающего мира и повторяет, в общем-то, известную мысль о том, что мир и люди за пределами сумасшедшего дома гораздо более безумны, чем его обитатели. Мысль не новая, но выраженная в традициях театра абсурда. А такой театр – редкий гость в Чикаго.
Осуществилась мечта художественного руководителя Trap Door Theatre Беаты Пилч – поработать с замечательным польским режиссером Анджеем Джуком. В беседе со мной она сказала, что с Театром Виткевича связаны ее первые настоящие театральные впечатления: “Я влюбилась в спектакли театра еще девчонкой и слежу за его жизнью тридцать лет. Театр находится в дивном месте, на юге Польши, в горах. Каждый раз, когда я оказываюсь там с моими американскими актерами, я беру их с собой, чтобы показать величайшие спектакли на Земле. В течение дня мы гуляем по горам, а вечером идем в театр. Что может быть лучше этого? Работа с Анджеем Джуком – мой подарок самой себе к двадцатилетию театра”. Интересно, что спектаклем “Безумец и монахиня” в 1994 году открылся Trap Door Theatre. Актер Шон Марлоу исполнял роль поэта Вальпурга, Беата Пилч играла роль доктора Грюна. Спустя двадцать лет театр представляет новое прочтение классики европейской драматургии. Беата Пилч на этот раз играет сестру Барбару.
В ролях: Уэсли Уолкер (Вальпург), Холли Томас Черни (сестра Анна), Майкл Гарви (профессор Вальдорф), Джонни Графф (доктор Грюн), Джон Грей (доктор Байделло), Майк Стил (Служитель). В команде Джука работают как американские, так и польские специалисты. Ассистент режиссера – Кшиштоф Внук, хореография – Анита Подкова, дизайнер – Марек Микульски.
Спектакль чикагской “Ловушки” заставил нас обратиться к творчеству замечательного мыслителя, предшественника театра абсурда, приверженца театра Чистой Формы Станислава Виткевича (Виткаций). Он родился и вырос на восточной окраине Австро-Венгрии, получил блестящее образование в Академии художеств в Кракове, в юности много путешествовал по Европе (Россия, Германия, Италия, Франция, Англия), знакомясь с новейшими художественными течениями. В 1913 году Станислав изменил свое имя. Отныне он стал именоваться Виткацием. В 1914 году покончила с собой его невеста. Чтобы заглушить боль утраты, писатель отправился путешествовать. Когда началась Первая мировая война, он приехал в Россию, пошел добровольцем в Павловский лейб-гвардейский полк, закончил офицерскую школу, воевал на фронте в чине поручика, сражался на германском фронте, был контужен, мыкался по лазаретам, награжден орденом… Четыре года писатель жил в России: в Петрограде, Москве и Киеве. Был свидетелем революции и начала гражданской войны. С восторгом принял новое искусство, восторгался Кандинским, Мейерхольдом, Маяковским. Писал картины, работал над философскими статьями. В его литературном наследии – более двадцати пьес и два романа: “Прощание с осенью” и “Ненасытимость”.
Литературовед Виктор Хорев так определяет систему взглядов писателя и драматурга: “Виткевич видел задачу искусства не в подражании жизни, а в том, чтобы пробуждать в читателе, зрителе, слушателе сильные и глубокие переживания генезиса и сущности человеческого бытия. Он утверждал, что эта функция искусства утрачена в современном мире и ее обретение вновь возможно лишь с помощью Чистой Формы, которая самостоятельно, независимо от содержания, вызывала бы метафизические рефлексии и эстетические эмоции. Чистая Форма достигается с помощью компиляции звуковых, декоративных, психологических и иных элементов гротескной деформации мира, введением абсурдных ситуаций и сложных ассоциативных связей. Реальную перспективу утоления жажды в потребности “метафизической ненасытимости” Виткевич оценивал довольно пессимистически, но достоинство мыслящей и ответственной личности определял исключительно ее способностью ощущать “странность бытия”. Прикосновение к тайне для него – наивысшая ценность, а искусство – наиболее человечная, а возможно, и единственно подлинно человеческая форма осуществления личности, противостоящей исторической (биологической) протяженности. Театр воспринимался писателем как “храм для переживания метафизического чувства”, он должен доставить зрителю такие неизведанные переживания, которые не имеют ничего общего со “скукой” традиционного театра. Во “Введении в теорию Чистой Формы в театре” (1920) Виткевич дал пример пьесы, которая могла бы быть написана в соответствии с его теорией: “Появляются три фигуры в красном и кланяются неизвестно кому. Одна из них декламирует какие-то стихи (они должны казаться чем-то совершенно необходимым именно в этот момент). Входит благообразный старичок, ведя на поводке кота. До сих пор все происходило на фоне черного занавеса. Теперь занавес раздвигается, за ним виден итальянский пейзаж. Слышна органная музыка. Старичок о чем-то говорит с остальными – о чем-то соответствующем настроению всего предыдущего. Со столика падает стакан. Все бросаются на колени и плачут. Кроткий старичок преображается в разъяренного громилу и убивает маленькую девочку, которая только что вползла из-за левой кулисы. Тут же вбегает юноша приятной наружности и благодарит его за убийство, при этом фигуры в красном поют и пляшут. Юноша рыдает над трупом девочки, говоря при этом неимоверно веселые вещи, после чего старичок опять становится кротким и добрым и смеется в уголке, произнося слова возвышенные и светлые <…> Итак – попросту сумасшедший дом? Или точнее – мозг сумасшедшего на сцене? Может, даже и так, но мы утверждаем, что если этим методом написать пьесу всерьез и поставить ее надлежащим образом, можно создать вещь небывалой дотоле красоты”. Согласно теории Виткевича, искусство воздействует прежде всего как форма. Всякое жизненное содержание второстепенно по отношению к метафизической цели, каковой является переживание Тайны Бытия. Вместе с общественным развитием эта способность человека ослабевает и постепенно утрачивается вовсе. С ее окончательной утратой, как он считал, и закончится эпоха господства Индивидуума, начнется триумф Массы, редуцирующей свои функции до производства и потребления. Наступит упадок культуры, люди станут “бывшими людьми”. Истинное проявление Чистой Формы возможно, по Виткевичу, лишь в музыке и живописи. В литературе и театре она неизбежно “загрязнена” жизненным материалом. Его собственные гротескные драмы действительно никак не укладывались в каноны теории Чистой Формы. Они обнажали противоречия и абсурдность многих вполне реальных ситуаций тогдашней польской и европейской действительности, выражали тревожное, катастрофическое ощущение окружающего мира, неприятие его, предчувствие краха, а также высмеивали устоявшиеся стереотипы мышления”.
Виткевич покончил с собой 18 сентября 1939 года, после вторжения Красной армии в восточную Польшу.
В прошлом сезоне в Trap Door Theatre с большим успехом прошла премьера спектакля “По поводу праведников” (“Regarding the Just”) французского режиссера Валери Варнотт. В ноябре с этим спектаклем, созданным по пьесе Альбера Камю “Праведники”, театр отправляется на гастроли во Францию. Спектакли пройдут в Дьеппе (6 ноября, Dieppe Scene Nationale, Верхняя Нормандия), Вьене (14 ноября, Theatre de Viennes, Рона-Альпы), пригороде Парижа (18 и 19 ноября, L’Onde, Theatre de Velizy-Villacoublay), кантоне Эрбле (21 ноября, Theatre d’Herblay), Париже (с 25 ноября по 6 декабря, Le Carreau du Temple; 29 ноября, Le Nef, Espce Culturel de Saint-Die-Des Vosges). Успешных гастролей, дорогой Театр!
Nota bene! Спектакль “Джон До” идет до 25 октября. The Trap Door Theatre, 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. Справки и заказ билетов по телефону 773-384-0494 и на сайте театра www.trapdoortheatre.com.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фото. Уэсли Уолкер (Вальпург) в спектакле “Джон До”. Фото – Мачей Микулски