В разгаре – юбилейный, шестидесятый сезон Лирик-оперы. С огромным успехом прошли представления “Дон Жуана” В.А.Моцарта и “Каприччио” Р.Штрауса. Сегодня на сцене театра идет опера Дж.Верди “Трубадур”.
“Трубадур” Джузеппе Верди
Действующие лица и исполнители:
Манрико – Йонгхун Ли,
Леонора – Амбер Вагнер,
Азучена – Стефани Блайт,
Герцог ди Луна – Куинн Келси,
Феррандо – Андреа Сильвестрелли.
Дирижер – Ашер Фиш.
Режиссер-постановщик – Дэвид Маквикар.
Совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Джузеппе Верди был на вершине славы после триумфа “Риголетто”, когда в марте 1851 года написал письмо либреттисту Каммарано с предложением обратить внимание на пьесу Гутьерреса как на сюжет для новой оперы. Пьеса “Трубадур” была поставлена в Мадриде в 1836 году. Это – типичная романтическая драма с запутанной интригой, кровавой развязкой, непременными поединками, мщением, ядом и роковыми тайнами, пьеса, полная ярких красок, остротой сценических ситуаций и кипением страстей. Верди был заинтригован центральным женским персонажем, цыганкой Азученой, раздираемой, подобно Риголетто, двумя страстями: безграничной любовью и жаждой мести. Работа над либретто продолжалась два года, однако в 1852 году неожиданно умер Каммарано. По оставшимся эскизам конец Третьего и Четвертое действие дописал молодой поэт Бардаре. А что касается музыки к опере, то Верди сочинил ее за двадцать девять дней! Композитор вначале ругал драму Гутьерреса за “излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий”, а после премьеры оперы, созданной по этой пьесе, в ответ на подобные обвинения уже в его адрес, невозмутимо ответил: “А что, разве в жизни не так..?”
“Трубадур” – одна из самых популярных вердиевских опер. Тем не менее она всегда подвергалась атакам критики за ее совершенно нереалистический сюжет. В сравнении с “Травиатой” или “Риголетто” опера всегда получала упреки за некий формализм сюжета. Затем пришли другие времена, и критика принялась восхвалять Верди за малоподвижные характеры и статичное либретто, упирая на то, что слушатель может сконцентрироваться на музыке… Единственное, в чем были едины все критики, – это в том, что достоинства замечательной музыки Верди – энергичной, бурной, страстной – намного превосходят все недостатки либретто.
Мировая премьера “Трубадура” с триумфальным успехом состоялась в Римском театре “Аполло” 19 января 1853 года. Опера сразу завоевала всеобщее признание. В 1855 году она была исполнена в Петербурге итальянской труппой. Первая русская постановка “Трубадура” состоялась в Москве, в Большом театре, в 1859 году.
Премьера “Трубадура” на сцене Лирик-оперы состоялась в 1955 году – на следующий год после образования театра. Партию Леоноры исполнила Мария Каллас. За дирижерским пультом стоял Никола Рескиньо. В следующем, 1956 году этой оперой на сцене чикагского театра впервые дирижировал Бруно Бартолетти. В 2006 году – ровно полвека спустя – он снова стоял за дирижерским пультом Лирик-оперы! Партию Леоноры исполняла Сондра Радвановски, партию Азучены – Долора Заджик. В этом сезоне чикагский театр повторяет постановку Дэвида Маквикара восьмилетней давности. Украшением спектакля обещает стать великолепная Стефани Блайт в партии Азучены. В партии Манрико – корейский тенор Йонгхун Ли. Выпускники Центра оперного пения Райена американское сопрано Амбер Вагнер и баритон с Гавайских островов Куинн Келси исполняют партии Леоноры и Герцога ди Луны. За дирижерским пультом – израильский маэстро Ашер Фиш.
Спектакль идет в Лирик-опере до 29 ноября. Так что еще есть время послушать бессмертный шедевр Джузеппе Верди!
С 17 ноября по 20 декабря в Лирик-опере запланировано тринадцать представлений мюзикла Дж.Гершвина “Порги и Бесс” (постановка Вашингтонской национальной оперы). В первые месяцы 2015 года в репертуаре театра появятся “Анна Болейн” Г.Доницетти (совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Миннесоты), “Тоска” Дж.Пуччини (новая постановка совместно с Хьюстонской оперой), “Тангейзер” Р.Вагнера (новая для Чикаго постановка принадлежит Ковент-гардену), “Пассажирка” М.Вайнберга (премьера Лирик-оперы, оригинальная постановка Музыкального фестиваля в Брегенце). После основного сезона Лирик-опера покажет вторую испаноязычную оперу в истории театра, мариачи-оперу “Прошлое не закончено” (“El Pasado Nunca Se Termina”) и мюзикл Р.Роджерса и О.Хаммерстайна “Карусель”.
Как обычно, в начале нового сезона Центр оперного пения при Лирик-опере (The Patrick G. and Shirley W. Ryan Opera Center at Lyric Opera) объявил состав новых студентов – будущих оперных звезд. Это сопрано Диана Ньюман (Малибу, Калифорния, США), меццо-сопрано Линдси Мецгер (Манделайн, Иллинойс, США) и Энни Розен (Нью Хэвен, Коннектикут, США), теноры Алек Карлсон (Ред Оук, Айова, США) и Минджи Лей (Хенгуянг, Китай), баритон Такаоки Ониши (Токио, Япония), бас Патрик Гуэтти (Хайленд Парк, Нью-Джерси, США). Пианист – Марио Антонио Марра (Северный Хэвен, Коннектикут, США). На третьем курсе учатся сопрано Лора Уайлд (Уотертаун, Южная Дакота, США), баритон Энтони Кларк Эванс (Элизабеттаун, Кентукки, США), бас-баритон Ричард Олларсаба (Темпе, Аризона, США). Студентами второго курса являются сопрано Хленгив Мкхванази (Квазулу-Натал, ЮАР), теноры Джесси Доннер (Дес Мойнс, Айова, США), Джонатан Джонсон (Макон, Джорджия, США), бас Бредли Смок (Кери, Северная Каролина, США). В конце сезона 2014-15 годов стены Центра покинут сопрано Трейси Кантин, меццо-сопрано Джейнай Бриджес и Джули Миллер, тенор Джон Ирвин, баритон Уилл Ливерман и пианист Морин Золтек.
Концерт Хора Лирик-оперы
В честь юбилея театра 22 ноября в Эванстоне (Alice Millar Chapel, 1870 North Sheridan Road, Evanston, IL 60208) состоится концерт Хора Лирик-оперы (хормейстер – Майкл Блэк). В нем прозвучат фрагменты из опер “Трубадур” Дж.Верди, “Анна Болейн” Г.Доницетти, “Тоска” Дж.Пуччини, “Карусель” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: Йонгхун Ли – Манрико, Стефани Блайт – Азучена. Сцена из оперы “Трубадур”. Фото – Роберт Касел