Действующие лица и исполнители:
Флория Тоска – Татьяна Сержан (дебют на сцене Лирик-оперы, 24 января – 5 февраля), Хюи Хе (27 февраля – 14 марта),
Марио Каварадосси – Брайан Джед (дебют на сцене Лирик-оперы, 24 января – 5 февраля), Хорхе де Леон (дебют на сцене Лирик-оперы, 27 февраля – 14 марта),
Барон Скарпиа – Евгений Никитин (дебют на сцене Лирик-оперы, 24 января – 5 февраля), Марк Делаван (27 февраля – 14 марта),
Сполетта – Роделл Розел (24 января – 5 февраля), Дэвид Кангелози (27 февраля – 14 марта),
24 января – 5 февраля, 27 февраля – 14 марта (десять спектаклей).
Дирижер – Дмитрий Юровский (дебют на сцене Лирик-оперы).
Новая постановка сделана в содружестве с Хьюстонской оперой.
Режиссер-постановщик – Джон Кейрд.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Продолжительность спектакля – 2 часа 40 минут.
Сначала – немного истории. Одна из лучших опер классического репертуара, “Тоска” ставилась на сцене Лирик-оперы семнадцать раз, начиная с первого сезона 1954 года. Первым Каварадосси в Чикаго был великий тенор Джузеппе Ди Стефано. Когда только образовалась Лирик-опера, будущий многолетний генеральный директор театра, ныне – директор-лауреат Уильям Мэйсон еще не думал об административной работе. Он готовился стать певцом, пел в детском хоре и был ужасно горд, когда ему доверили партию Мальчика-пастуха в “Тоске”. Мэйсон повторил свой успех в 1956 и 1957 годах, а потом во всех интервью (в том числе со мной) подчеркивал, что выступал в Лирик-опере в качестве солиста.
В “Тоске” пели все великие певцы прошлого. Многие из них – на сцене чикагского театра. В 1960 году в постановке Карло Маэстрини встретились вместе Рената Тебальди, Джузеппе Ди Стефано и Тито Гобби. “Крестный отец” Лирик-оперы, итальянский баритон Тито Гобби исполнял партию Скарпиа в восьми постановках, в том числе, в 1971 году, в своей собственной. Спектакль имел грандиозный успех, и его повторяли несколько раз вплоть до середины восьмидесятых. В 1964 году в партии Каварадосси блистал Ричард Такер, в 1971 – Карло Бергонци, в 1976 – Лучано Паваротти, в 1982 – Пласидо Доминго; Тоску исполняли Рената Скотто (сезон 1987-88 годов) и Мария Гулегина (сезон 1993-94 годов). С сезона 1987-88 годов театр показывает “Тоску” двумя составами: спектакли с первым составом идут либо осенью, либо зимой, со вторым – весной. Такая традиция продолжается и сегодня.
В 2004 году в честь пятидесятилетия со дня образования Лирик-оперы театр выкупил права на легендарную постановку Франко Дзефирелли, созданную им в 1964 году для лондонского Ковент-гардена. После трех лет уединения Марии Каллас Дзефирелли благодаря “Тоске” вернул на сцену великую певицу. Встреча с режиссером стала событием в ее жизни. Лирик-опера возобновляла постановку Дзефирелли дважды. Я в те годы уже был в Чикаго и помню эти спектакли. В сезоне 2004-05 годов очень хороша была румынская певица Доина Димитриу в партии Тоски. Партию Каварадосси исполнял тогда Нил Шикофф, партию Скарпиа – Сэмюэль Рэми.
В сезоне 2009-10 годов мы увидели второе возобновление спектакля. В “Тоске” снова были два состава. Осенью 2009 года в главных партиях выступили блистательные Владимир Галузин и Дебора Войт, весной 2010 года в главной партии впервые в Чикаго мы услышали Виолетту Урману.
Прекрасная команда исполнителей собралась в Лирик-опере в эти дни. “Русская “Тоска” – так шутят в театре. Еще бы, редко встретишь три русских имени в одной постановке. В партии Тоски в Чикаго дебютировала солистка Мариинского театра, звезда лучших европейских оперных театров Татьяна Сержан. Ее восхитительный голос мы впервые оценили в сентябре-октябре 2013 года, когда она исполнила партию леди Макбет в концертном исполнении “Макбета” Дж.Верди в Чикагском симфоническом центре и партию сопрано в “Реквиеме” Дж.Верди. Чикагским симфоническим оркестром на всех концертах дирижировал маэстро Риккардо Мути.
Выпускница Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Сержан давно и успешно выступает на лучших оперных сценах Европы. В ее богатом репертуаре – труднейшие партии в операх Дж.Верди: Абигайль (“Набукко”), Амелия (“Бал-маскарад”), Леонора (“Трубадур”), Лукреция Контарини (“Двое Фоскари”), Лида (“Битва при Леньяно”), Эльвира (“Эрнани”), Одабелла (“Аттила”). В 2004 году с Риккардо Мути певица участвовала в концертном исполнении оперы В.Беллини “Норма” на фестивале в Равенне и в сирийском городе Босра (этот концерт транслировался по итальянскому телевидению), с ним же исполнила партии Адабеллы в “Аттиле” Дж.Верди в Римской опере и Сусанны в “Святой Сусанне” П.Хиндемита, по приглашению дирижера исполняла партию леди Макбет в “Макбете” Дж.Верди на музыкальном фестивале в Зальцбурге и в Римской опере. В партии Тоски Сержан впервые выступила в Болонье. Потом были постановки в Палермо, на фестивале в Брегенце, в Берлине, Мюнхене и Санкт-Петербурге.
Американский оперный дебют певицы состоялся в Опере Далласа в партии леди Макбет в “Макбете” Дж.Верди – опере открытия сезона 2007-08 годов. Лирик-опера – второй оперный театр США в ее биографии.
На прошлой неделе я встретился с Татьяной Сержан и сейчас готовлю интервью для печати. Читайте нашу беседу в следующем выпуске газеты “Реклама”.
В партии барона Скарпиа – лауреат Второй премии Международного конкурса имени П.Чайковского (1998 год), солист Мариинского театра Евгений Никитин. В труппу театра он был приглашен с четвертого курса Санкт-Петербургской консерватории и с тех пор участвует практически во всех постановках. В отличие от Татьяны Сержан, основу репертуара которой составляют итальянские оперы, Никитин активно поет русскую музыку. В репертуаре певца – почти все главные русские басовые и баритональные партии: Руслан (“Руслан и Людмила” М.Глинки), Борис Годунов, Щелкалов и Рангони (“Борис Годунов” М.Мусоргского), Шакловитый (“Хованщина” М.Мусоргского), Князь Игорь и Владимир Галицкий (“Князь Игорь” А.Бородина), Демон (“Демон” А.Рубинштейна), Евгений Онегин (“Евгений Онегин” П.Чайковского), Томский (“Пиковая дама” П.Чайковского), Эбн-Хакиа (“Иоланта” П.Чайковского), Алеко (“Алеко” С.Рахманинова), Грязной (“Царская невеста” Н.Римского-Корсакова, за эту роль певец стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга “Золотой софит” в 2005 году). Особое место в репертуаре Никитина занимают вагнеровские партии: Голландец (“Летучий голландец”), Генрих Птицелов, Фридрих фон Тельрамунд (“Лоэнгрин”), Вотан (“Золото Рейна” и “Зигфрид”), Гунтер (“Гибель богов”), Амфортас (“Парсифаль”).
Евгений Никитин востребован во всем мире. В 2002 году он дебютировал на сцене Метрополитен-oпера в партии Долохова (“Война и мир” С.Прокофьева), позже на нью-йоркской сцене исполнил партии Колена (“Богема”), Погнера (“Нюрнбергские мейстерзингеры”), Фазольта (“Золото Рейна”), Ореста (“Электра”), Рангони (“Борис Годунов”). Фирма “Philips Classics” выпустила записи двух опер с участием Никитина: “Борис Годунов” (1997 год) и “Семен Котко” С.Прокофьева (2000 год). Также с его участием была записана опера “Парсифаль” для лейбла Мариинского театра. Никитин исполнил партию Амфортаса. Дирижер на всех записях один – Валерий Гергиев.
Чикагская “Тоска” стала для Евгения Никитина двойным дебютом. Певец впервые выступает в Чикаго и впервые в опере исполняет партию барона Скарпиа. Его концертный дебют в этой партии состоялся в Мариинском театре 30 декабря 2014 года. (Тоской была Татьяна Сержан.)
С партией Каварадосси в Лирик-опере триумфально дебютировал молодой американский тенор Брайан Джед. Это было замечательное исполнение! Я ожидаю от певца большое будущее. В Чикаго Джед прилетел после успеха в партии Каварадосси в Опере Сан-Франциско, в Немецкой опере (Берлин) и Опере Санта-Фе. Джед – лауреат Второй премии конкурса „Operalia“ (2012 год) и победитель Loren L. Zachary Competition (2014 год). В сезоне 2013-14 годов с партией графа Элемера („Арабелла“ Р.Штрауса) состоялся дебют певца в Метрополитен-опере. Европейский дебют Джеда прошел в Teatr Wielki (Познань, Польша). Он исполнил партию Вертера в одноименной опере Ж.Массне. В дальнейших планах певца – партия Пинкертона в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини в Ковент-гардене.
Дирижером на всех спектаклях является Дмитрий Юровский. Нам повезло: “Тоска” – американский дебют маэстро. Тридцатишестилетний Дмитрий Юровский – младший из славной дирижерской династии Юровских-Блоков. Его прадед – композитор и дирижер Давид Блок, первый главный дирижер Государственного оркестра кинематографии СССР; дед – композитор Владимир Юровский, автор музыки ко многим известным советским балетам и кинофильмам; отец – знаменитый дирижер Михаил Юровский, старший брат – не менее знаменитый дирижер Владимир Юровский, бывший многолетний музыкальный руководитель Глайндборнского музыкального фестиваля, а ныне – художественный руководитель и главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и ГАСО России имени Е.Светланова. С такой родословной дорога у Дмитрия могла быть только одна – музыкальная. Так и случилось: с шести лет он занимался на виолончели в ЦМШ при Московской консерватории, однако из-за прогрессирующего артроза вынужден был оставить инструмент. В 1990 году семья переехала на постоянное место жительства в Германию, и там началась новая жизнь Дмитрия. После окончания дирижерского отделения Берлинской музыкальной академии он какое-то время ассистировал отцу, а с 2005 года начал самостоятельную дирижерскую карьеру. Как и его старший брат, Дмитрий часто выступает в качестве как оперного, так и симфонического дирижера. С января 2011 года он является главным дирижером Королевской фламандской оперы (Антверпен и Гент) и Симфонического оркестра Москвы “Русская филармония”.
На прошлой неделе я встретился с Дмитрием Юровским и сейчас готовлю интервью для печати. Читайте нашу беседу в одном из следующих выпусков газеты “Реклама”.
“Тоска” – вторая постановка английского режиссера Джона Кейрда на сцене Лирик-оперы. Его дебют в Чикаго – “Парсифаль” Р.Вагнера – произвел на меня большое впечатление. С дизайнером Йоханом Энгельсом Кейрд создал особый пространственный мир, в котором вагнеровские герои-символы превращались в реальных героев. Также необычно построено сценическое пространство “Тоски”.
Джон Кейрд является почетным директором Королевской шекспировской компании и главным приглашенным режиссером Стокгольмского королевского драматического театра. Среди оперных театров Кейрд, в основном, связан с Уэльской Национальной оперой и Хьюстонской оперой. Я думаю, его приход в Лирик-оперу – заслуга прежде всего генерального директора Лирик-оперы Энтони Фрейда, который был руководителем обоих театров и часто сотрудничал с Кейрдом.
Я побывал на премьере “Тоски” 24 января и могу сказать, что для меня этот спектакль – безусловно лучший в этом оперном сезоне. Прекрасная команда исполнителей во главе с потрясающей Татьяной Сержан, тонкая работа дирижера (оркестр Лирик-оперы давно не звучал так выразительно!), интересное сценическое решение – все это делает новую “Тоску” Лирик-оперы значительным событием в музыкальном мире Америки. Очень рекомендую вам, уважаемые читатели, не пропустить этот спектакль!
Во втором составе наибольший интерес представляет сорокадвухлетняя китайская певица Хюи Хе. Многие в Чикаго запомнили ее впечатляющий дебют в партии Аиды в сезоне 2011-12 годов. Хюи Хе – лауреат Первой премии 42-го Международного конкурса вокалистов “Вердиевские голоса”. Итальянский дебют певицы состоялся в 2002 году в партии Мадам Баттерфляй в Парме. В этом городе не церемонятся и освистывают певцов за малейшую неточность, а китайская Чио-Чио-сан прошла “на ура”. После триумфа в Ла Скала в “Тоске” в 2006 году Хюи Хе ждала поистине международная слава. Партию Тоски она исполняла в Гамбурге, Риме и на Пуччиниевском фестивале в Торре дель Лаго. В репертуаре Хе – Лина в редкоисполняемой опере Дж.Верди “Стиффелио” (Венская опера), Лия в “Турандот” Дж.Пуччини (Верона и Вашингтон), Маддалена в “Андре Шенье” У.Джордано (Генуя). Помимо постоянных ангажементов в Европе и Америке певица регулярно выступает на сцене Шанхайского оперного театра.
В партии Каварадосси во втором составе выступит испанский тенор Хорхе де Лион, в партии барона Скарпиа – хорошо знакомый нам американский баритон Марк Делаван.
В феврале мы услышим оперу Рихарда Вагнера “Тангейзер”. Новая для Чикаго постановка, принадлежащая Ковент-гардену, обещает быть очень интересной. В главных партиях: южнокорейский тенор Йохан Бота (Тангейзер), однофамилица композитора, американское сопрано Амбер Вагнер (Елизавета), немецкое сопрано Михаэла Шустер (Венера). Центральным событием сезона обещает стать североамериканская премьера оперы Мечислава (Моисея) Вайнберга “Пассажирка” (премьера Лирик-оперы, оригинальная постановка Музыкального фестиваля в Брегенце), рассказывающая о страшных событиях времен Холокоста. В основе оперы – одноименная новелла Зофьи Посмыш (годы войны она провела в концлагере в Аушвице, чудом оставшись жива) и личные воспоминания Вайнберга. Американская премьера оперы прошла в Хьюстоне в январе 2014 года. В июле того же года оперу услышали на фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке. В сериях “Lyric Unlimited” и “Memory and Reckoning” ожидается ряд мероприятий, посвященных “Пассажирке”, пройдут интереснейшие симфонические концерты, состоится премьера клезмер-оперы “Недвижимость” польского композитора Влада Мархулеца. В основе оперы – графический роман израильского художника и писателя Руту Модан. Действие спектакля происходит в Чикаго. Главные герои – бабушка и ее внучка. Внучка приезжает в Польшу, где родилась и выросла бабушка. Когда страну оккупировали нацисты, бабушка вынуждена была бежать. Внучка интересуется жизнью бабушки на родине и обстоятельствами ее отъезда…
Опера о Холокосте сменится новой мариачи-оперой “Прошлое не закончено” (“El Pasado Nunca Se Termina”) – второй испаноязычной оперой в истории театра. После “Оклахомы!” и “Звуков музыки” шестидесятый сезон Лирик-оперы закончится еще одним мюзиклом Р.Роджерса и О.Хаммерстайна “Карусель”.
Подробнее об этих операх читайте в следующих выпусках газеты “Реклама”.
Nota bene! Билеты на оперу “Тоска” и на другие оперы сезона 2014-15 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
.
Сергей Элькин