С 14 по 25 января 2015 года в Чикаго состоится первый Международный фестиваль театров кукол (Chicago International Puppet Theater Festival), первый фестиваль подобного рода в США. На нем будут представлены как труппы из США, так и лучшие кукольные театры мира. В фестивале примут участие театры марионеток, театры теней, театры кукол бунраку, театр крошечных кукол, коллективы, сочетающие в себе элементы драматического театра и театра кукол. Среди представленных артистов и трупп – Стефани Диаз и Sandglass Theater, Майкл Монтенегро и “In the Heart of the Beast Theatre”. Кроме спектаклей, в рамках фестиваля пройдут семинары, мастер-классы, специальные беседы об истории возникновения кукол и секретах их изготовления. С 6 декабря по 25 января в Арт-институте Чикаго проходит выставка “Куклы”.
Спектакли фестиваля пройдут на нескольких площадках Чикаго, в том числе – в Арт-институте, Шекспировском театре, Музее естествознания (Field Museum), Музее современного искусства, Чикагском университете. На сцене Шекспировского театра мы увидим две постановки: уникальный эксперимент лондонского Театра марионеток “Blind Summit”, спектакль “Стол” (“The Table”) и моноспектакль бельгийского художника и актера Ника Стера “Стоять!” (“Freeze!”). “Стол” – настоящее театральное чудо, которое лишь подтверждает старую истину, что возможности театра безграничны. Все зависит от фантазии и таланта исполнителей. Создателям спектакля таланта не занимать. Их куклы сделаны в стиле японского театра Бунраку, но рассчитаны на западного зрителя. В полном соответствии с названием в центре сцены находится стол, и в течение всего спектакля с нами общается кукла Моисей, которой управляют три кукловода (они же – создатели спектакля). Моисей говорит, плачет, смеется, ругается, спорит с Богом, обращается к кукловодам. Иногда – уморительно смешно, иногда – невероятно грустно. Театр “Blind Summit” создан в 1997 году Марком Дауном и Ником Барнсом. Бывший доктор, Даун увлекся театром, получил второе, актерское образование и придумал новый театр. Он в нем автор, режиссер и исполнитель. Его друг Ник Барнс стажировался в Международном институте марионеток Филиппа Жанти. Он делает куклы для многих театральных коллективов, в том числе – для “Blind Summit”.
“Стол” возвращается в Чикаго после успешных гастролей в октябре прошлого года.
А вот для Ника Стера предстоящие гастроли будут дебютом в “городе ветров”. Его каждый спектакль уникален, потому что каждый раз он строит заново фигуры из камней.
Оба спектакля получили Первую премию Fridge на Международном театральном фестивале в Эдинбурге: “Стол” – в 2011 году, “Стоять!” – в 2013.
Основатель и художественный руководитель фестиваля – Блэр Томас, основатель Blair Thomas & Company. Он сказал: “Мне бы хотелось видеть Чикаго в качестве лидера возрождения древнего искусства кукольного театра. Наш город хорошо известен особым интересом публики к театру. Зрители не только посещают спектакли, но и поддерживают новые формы развития театрального искусства. Надеюсь, они не останутся в стороне и от кукольных театров”.
В Америке многие считают Чикаго родиной современного кукольного театра. В самом деле, до 1912 года в английском языке даже не существовало такого термина – “кукловод”. В том году в историческом здании Fine Arts Building на Мичиган авеню открылся Маленький театр (Little Theater of Chicago). Для спектакля “Сон в летнюю ночь” режиссеру театра Эллен Ван Волкенбург понадобились марионетки. Тут-то и выяснилось, что никто из актеров не знает, что такое марионетка. Тогда кукольных артистов называли “шоуменами”, их работа была связана, в основном, с цирковыми аттракционами. Именно Ван Волкенбург впервые использовала слово “кукловод” применительно к театру кукол. Сегодня Чикаго может похвастаться разнообразием передовых театральных форм, в том числе в кукольном театре. В Чикаго находится уникальная труппа Redmoon Theatre, театральный язык которой рождается из кукольного театра, и компания Manual Cinema, представляющая в своих постановках элементы театра теней. Спектакли этих трупп получали высшие награды на национальных театральных фестивалях.
Планируется, что Международный фестиваль театров кукол будет проходить в Чикаго раз в два года.
В прошлые годы уже предпринимались попытки создания фестиваля кукольных театров. С 1986 по 1994 годы кукольные спектакли были частью Международного театрального фестиваля. В 2000 году Арт-институт Чикаго провел четырехдневный Международный фестиваль кукольных театров. Наконец, в 2001 году под эгидой департамента по делам культуры мэрии Чикаго состоялся десятидневный фестиваль “Puppetropolis”. К сожалению, все эти фестивали не имели продолжения. Очень бы хотелось, чтобы новая попытка оказалась успешной и на карте Чикаго наконец появился Международный фестиваль кукольных театров!
Nota bene! Полную программу Международного фестиваля театров кукол вы найдете на сайте http://www.chicagopuppetfest.org/. Там же можно приобрести билеты на спектакли. Все новости о фестивале можно будет также узнать на странице в Фейсбуке Facebook.com/ChicagoInternationalPuppetTheaterFestival.
.
Сергей Элькин