7 января, 6.30 pm; 8-10 января, 8.00 pm. Первые концерты нового года Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) проведет с дирижером Василием Петренко. В программе: Концертная увертюра “На Юге” (“Алассио”) Э.Элгара, Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – Пол Льюис) и Симфонические танцы С.Рахманинова. На концерте 7 января будут исполнены только произведения Бетховена и Рахманинова.
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории тридцативосьмилетний Василий Петренко (среди его педагогов были Илья Мусин и Юрий Темирканов) – один из самых блистательных дирижеров нового поколения. Международную известность он приобрел после победы на Шестом конкурсе дирижеров “Cadaques” в Барселоне в 2002 году. После этого дирижера стали приглашать ведущие европейские оркестры. Пока одни присматривались, другие долго не думали. Назначение Петренко в 2006 году музыкальным руководителем Королевского филармонического оркестра Ливерпуля стало английской музыкальной сенсацией номер один. Возглавив в тридцать лет старейший в Англии профессиональный симфонический коллектив, Петренко стал самым молодым руководителем английского оркестра в истории. В апреле 2007 года дирижер стал одним из восьми дирижеров симфонических оркестров Англии, которые поддержали манифест “Сила мастерства: симфонический оркестр в XXI веке”, направленный на увеличение роли классической музыки в Англии. Одним из условий манифеста является свободное посещение английскими школьниками концертов классической музыки. В 2009 году Петренко стал официально именоваться главным дирижером оркестра, а в 2013 году получил бессрочный контракт. Если в какой-то момент дирижер или оркестр все же захотят расстаться, они должны будут провести вместе еще три года. Согласно контракту, Василий Петренко ежегодно дирижирует двадцатью пятью концертами в Ливерпуле, руководит оркестром на гастролях, записывает с ним CD.
Петренко – двукратный лауреат самой престижной английской премии “Граммофон” (“Gramophone Award”): в номинациях “Молодой артист” (2007 год) и “За лучший оркестровый диск” (запись Десятой симфонии Д.Шостаковича, 2011 год), лауреат Classical Brit Awards в номинации “Лучший исполнитель” (2010 год).
Петренко – профессор Liverpool Hope University и почетный житель Ливерпуля. Такой титул присудил ему мэр Ливерпуля.
Музыкальный критик газеты “The Times” Джоф Браун писал в одной из своих рецензий: “Светловолосый харизматичный россиянин изменил художественный облик Ливерпульского филармонического оркестра до неузнаваемости. На его концертах воздух наэлектризован до предела. Музыканты играют так слаженно и мощно, что, кажется, стены вот-вот взорвутся от такого грандиозного напора”.
Несмотря на прочные связи с Ливерпулем и его оркестром, Петренко не замыкается только на этом городе. Он также является главным дирижером Национального юношеского оркестра Великобритании, главным приглашенным дирижером Михайловского театра Санкт-Петербурга, главным дирижером Филармонического оркестра Осло. Внушителен послужной список оркестров, с которыми Петренко работал в качестве приглашенного дирижера. Среди них – симфонические оркестры Бостона, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско.
С 2004 года Петренко активно сотрудничает с европейскими оперными театрами, в оперном репертуаре дирижера – более тридцати произведений.
Английский пианист Пол Льюис третий раз играет в Чикаго Бетховена. В 2007 году на гастролях Лондонского симфонического оркестра (дирижер – сэр Колин Дэвис) он блестяще солировал в Четвертом фортепианном концерте композитора, в мае этого года с ЧСО под управлением Кристофа фон Донаньи исполнил Третий фортепианный концерт Бетховена.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся беседы о музыке музыкального руководителя Симфонического оркестра Норсбрука Лоуренса Рапчака. После концерта 10 января там же Пол Льюис будет подписывать диски.
10 января, 21 февраля, 7 марта, 10.00 и 11.45 am. Среди самых юных любителей музыки (детей от трех до пяти лет) огромной популярностью пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). В следующей программе этой серии камерный ансамбль ЧСО (Сюзан Синнестведт, скрипка; Кэтрин Брубейкер, альт; Даниэль Армстронг, контрабас) и актриса Лили Эмерсон инсценируют сказку “Маленькая рыжая курочка” (“Little Red Hen”). Рыжая курочка просит своих друзей помочь ей посеять пшеницу, но все отказываются. Она сделала все сама с цыплятами, потом убрала урожай и испекла пирог. Тут же пришли друзья и предложили помочь ей съесть его. И тут курочка вспомнила все, сказала: “Хороша ложка к обеду, друзья” и оставила весь пирог для своих цыплят. В создании костюмированного представления принимал участие Чикагкий детский театр.
15 и 17 января, 8.00 pm; 16 января, 1.30 pm. В первой программе ЧСО под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути – Второй фортепианный концерт И.Брамса (солист – Ефим Бронфман) и Первая симфония (“Зимние грезы”) П.Чайковского.
На премьере в 1868 году Первой симфонией дирижировал Николай Рубинштейн. Ему же Чайковский посвятил Симфонию. Николая называли “московский Рубинштейн”, чтобы не путать с братом – директором-основателем Петербургской консерватории Антоном Рубинштейном. Николай Рубинштейн в 1860 году основал Московское отделение Русского музыкального общества, а шесть лет спустя был назначен первым директором Московской консерватории. Антон Симфонию не принял – Николаю она понравилась. На первых порах “московский Рубинштейн” очень помог Чайковскому, предложив двадцатипятилетнему композитору жалованье в пятьдесят рублей в месяц и звание профессора теории музыки в Московской консерватории.
Замечательный пианист Ефим Бронфман – наш старый знакомый. Мы слышали его в качестве солиста с лучшими оркестрами мира (в том числе – с чикагским), виртуозно играл он в Чикаго и с квартетом “Эмерсон”. Играл, кстати, квинтет Брамса.
Бронфман родился в Ташкенте и в 1973 году, в возрасте пятнадцати лет, эмигрировал с семьей в Израиль, где учился в Академии музыки имени Рубина в Тель-Авиве. В 1975 году состоялся международный дебют Бронфмана. Он выступил с Монреальским симфоническим оркестром, которым дирижировал Зубин Мета. После переезда в США молодой пианист продолжил обучение у Рудольфа Серкина в Вермонте и у Леона Флейшера в Джульярдской школе. В 1991 году вместе с легендарным Исааком Стерном Бронфман гастролировал по городам России и СНГ. Это турне стало его первым появлением в стране со времени отъезда в Израиль. В том же году он был удостоен одной из наиболее престижных американских музыкальных премий “Avery Fisher”. Пианист выступает с лучшими оркестрами мира под управлением самых прославленных дирижеров, в том числе – с маэстро Риккардо Мути.
Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин