Как известно, Чикагский оперный театр (далее – ЧОТ) любит эксперименты. Это касается как репертуара, так и сроков оперного сезона. Были годы, когда в ЧОТ ставили пять опер за сезон, в течение нескольких лет труппа ограничивалась одной постановкой, долгое время в театре ставили три спектакля за сезон в апреле-июне. Сейчас опять пробуют нечто новое – в течение года ставят спектакли в феврале, апреле-мае и сентябре-октябре.
В репертуаре сорок первого сезона ЧОТ – три оперы. Все они впервые исполняются в Чикаго.
“Тереза Ракен” (“Thérèse Raquin”) Тобиаса Пикера
Действующие лица и исполнители:
Тереза Ракен – Мэри Анн Стюарт (сопрано),
Камилл Ракен – Мэтью Ди Баттиста (тенор),
Лорен – Эд Паркс (баритон),
Мадам Лизетт Ракен – Сюзан Хенсон (сопрано).
New Millennium Orchestra. Дирижер – Андреаш Митишек.
Режиссер-постановщик – Кен Хазан.
Совместная постановка Оперы Лонг-Бич и ЧОТ.
Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
20, 25 и 28 февраля, 7.30 pm; 22 февраля, 3.00 pm.
Захватывающая сказка о страстной любви, кровавом финале и сверхъестественной мести – таково вкратце содержание оперы американского композитора Тобиаса Пикера. Впрочем, содержание “Терезы Ракен” наверняка знакомо многим. В основе либретто Джина Шира – одноименный роман Эмиля Золя. Его несколько раз экранизировали. После классической ленты Марселя Карне с Симоной Синьоре в главной роли были сделаны инсценировки в Италии, Испании, совсем недавно – в США (оригинальное название фильма – “In Secret”). А вот опера на сюжет романа Золя сделана впервые. Она создана по заказу Оперы Далласа, Оперы Сан-Диего и Монреальской оперы. Премьера состоялась в 2001 году в Опере Далласа.
Из солистов нам известна только певица Сюзан Хенсон, которая в прошлом сезоне исполнила две главные партии на сцене ЧОТ – леди Макбет в опере “Макбет” Э.Блоха и Жанну Д’Арк в одноименной опере Дж.Верди. Остальные певцы дебютируют в Чикаго.
Тобиас Пикер начал сочинять музыку с восьми лет. В подростковом возрасте он уже получал заказы от американских симфонических оркестров. Среди опер композитора – “Эммелин” (либретто Джей Ди Маклачи, премьера в Опере Санта Фе в 1996 году), “Американская трагедия” Т.Драйзера (либретто Джина Шира, премьера в Метрополитен-опере в 2005 году). Сезон 2013-14 годов Оперы Сан-Франциско открылся премьерой последней на сегодняшний день оперы Пикера “Долорес Клейборн”, созданной по мотивам одноименного психологического триллера Стивена Кинга (либретто Джей Ди Маклачи). Роман, вышедший в 1993 году, пользовался бешеным успехом у читателей всего мира, в том числе – в России. Тобиаса Пикера увлекла идея создать оперу, действие которой происходит в полицейском участке. Долорес Клейборн – сильная, волевая женщина “без двух месяцев шестидесяти шести лет”, как пишет Кинг, – вызвана давать показания по поводу таинственной гибели ее работодательницы Веры Донован. Главную партию с огромным успехом исполнила одна из лучших современных американских певиц Долора Заджик. Тобиас Пикер гордится, что стал первым композитором, написавшим оперу специально для Заджик. Певицу роднит со своей героиней не только имя, но, как считает композитор, характер. Заджик исполняла главную партию и в его опере “Американская трагедия”.
Первый и (пока) единственный балет Пикера “Пробуждения” был поставлен английской танцевальной труппой Rambert Dance Company в сезоне 2010-11 годов.
Какое-то время Пикер был композитором-резидентом Хьюстонского симфонического оркестра. В настоящее время он является художественным руководителем Оперы Сан-Антонио в Tobin Center for the Performing Arts (Хьюстон).
“Ковчег в Египте” (“A Coffin in Egypt”) Рики Яна Гордона
Действующие лица и исполнители:
Миртл Бледсо – Фредерика фон Штаде (меццо-сопрано).
New Millennium Orchestra.
Режиссер-постановщик – Леонард Фоглиа.
Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
25, 29 апреля, 1 мая, 7.30 pm; 3 мая, 3.00 pm.
Премьера на Среднем Западе монооперы американского композитора Рики Яна Гордона. Любители египетской экзотики, увидев название, могут быть разочарованы: девяностолетняя дама Миртл Бледсо – главная героиня оперы – живет в штате Техас, в городке с названием Египет. Мы встречаемся с ней в минуты тяжелой депрессии. Пережив семью и друзей, оставшись в одиночестве, она предается воспоминаниям об упущенных возможностях. Ее окружают лжецы и преступники, ее мечты разбиты, ее жизнь не удалась. Миртл с грустной ностальгией оглядывается назад…
Мировая премьера “Ковчега…” состоялась в этом сезоне в Гранд-опере Хьюстона (совместная постановка Хьюстонской оперы и Оперной компании Филадельфии). В основе оперы – одноименная пьеса техасского драматурга Хортона Фута. Опера написана специально для знаменитой американской певицы Фредерики фон Штаде. В свои шестьдесят девять лет, исполнив все главные партии на сцене Метрополитен-оперы и завоевав все мыслимые и немыслимые награды, включая премию “Грэмми”, она не торопится уходить с оперной сцены. Фон Штаде исполняла партию Миртл на премьере в Хьюстоне, она же исполнит ее на чикагской премьере. Автор либретто Леонард Фоглиа выступит в качестве режиссера спектакля.
Сочинения композитора Рики Яна Гордона регулярно ставятся в оперных театрах США. Например, широко известна его опера “Гроздья гнева” по одноименному роману Дж.Стейнбека. Два года назад в Опере Цинциннати с успехом прошла “Утренняя звезда” – опера Гордона (либретто Уильяма Хоффмана), в которой рассказывается о семье еврейских эмигрантов (мать и четверо детей), поселившейся в Нью-Йорке в поисках лучшей жизни. А в прошлом сезоне ЧОТ показал его “Орфея и Эвридику” – не оперу, как он говорит, а песенный цикл для сопрано, кларнета и фортепиано. Показал не в зрительном зале, а в… бассейне. Любопытно было проследить, как благодаря выходу за границы традиционного пространства достигался совершенно другой результат с точки зрения визуальной формы и акустики. Элементом действия стали не только декорации, но и окружающая среда.
“Лючио Силла” (“Lucio Silla”) Вольфганга Амадея Моцарта
Исполнители и творческий состав спектакля будут объявлены дополнительно.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
26, 30 сентября, 7.30 pm; 2, 4 октября, 3.00 pm.
После двух опер современных американских композиторов самое время вспомнить про Вольфганга Амадея Моцарта. Опять же, следуя традициям театра, выбирается одно из самых неизвестных сочинений гения. “Лючио Силла” – история римского диктатора, влюбившегося в невесту друга. Девушка отказывается быть с ним. Тогда Силла затевает заговор и распространяет слухи о гибели ее жениха. С помощью обмана и интриг он надеется заполучить девушку…
Опера полна впечатляющих арий и восхитительных мелодий. Моцарт сочинил ее в шестнадцать лет, она стала вторым сочинением композитора в оперном жанре. Либретто написано Джованни де Гамерра.
В книге “Возвышенное и земное” американский писатель Дэвид Вейс так описывает первое исполнение оперы: “…Вольфганг начал. Он не испытывал раболепных чувств, как певцы, и потому был недоволен их пением. Они так волновались, что пение их походило скорее на крик. Тенор, привыкший к церковному хору, а не к театру, смешил своей жестикуляцией и брал такие высокие ноты, будто хотел затмить мужское сопрано. А между тем мужское сопрано упросил эрцгерцогиню аплодировать в первую очередь ему. Это вывело из себя примадонну, которая стала вкладывать в каждую фразу массу надрыва, стараясь превзойти кастрата, хотя Вольфганг писал ее арии в расчете на удивительную легкость ее исполнения… Опера превратилась для Вольфганга в пытку, и ей, казалось, не будет конца. Занавес опустился в два часа ночи, и последним действием Вольфганг дирижировал, как во сне. Он не слышал аплодисментов, он был уверен, что опера провалилась. Стоял поздний час, и все мечтали лишь поскорее добраться до кровати, вследствие этого после представления не устроили приема. Папа, нахмурившись, молчал. Вольфганг был совсем подавлен.
На следующий день он с удивлением узнал, что весь Милан только об опере и говорит, и причина тому – соперничество певцов. Театр был снова полон, спектакль начался вовремя, и певцы пели гораздо лучше. После недели представлений при полном зале “Лючио Силла” стала самой популярной оперой в Милане, спектакли шли еще много раз”.
Интересно, что одновременно с ЧОТ в этом сезоне о ранней опере Моцарта вспомнили в Ла Скала. Премьера намечена на 26 февраля. В главной партии – Ролландо Виллазон.
Nota bene! Все спектакли Чикагского оперного театра пройдут в помещении “Harris Theater for Music and Dance” по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601. Справки и заказ абонементов и одиночных билетов – по телефону 312-704-8414 или на сайте www.ChicagoOperaTheater.org. Для новых подписчиков и студентов Чикагский оперный театр предлагает хорошие скидки.
.
Сергей Элькин