В эти дни на сцене Court Theatre (Чикаго) идет спектакль “В ожидании Годо” по одноименной пьесе классика театра абсурда Сэмюэля Беккета.
“В ожидании Годо” – вторая пьеса жившего в Париже ирландского эмигранта Беккета. Он написал ее в январе 1949 года на французском языке, а потом сам же перевел на английский. Гражданская жена писателя Сусанна долгое время ходила по парижским театрам с рукописью, но никто не проявлял к пьесе ни малейшего интереса. Однажды она постучалась в гримерку актера и режиссера Роже Блена. Прочитав рукопись, Блен понял, что в его руках – мировая сенсация. Он сразу взял пьесу и стал ее репетировать. 3 января 1953 года в Théâtre de Babylone на Монпарнасе в зале на двести человек состоялась премьера. Зрители были в восторге, а критики не знали, что сказать. Все понимали, что с этой пьесой открывается новая глава в истории мирового театра.
Премьера англоязычного варианта пьесы состоялась в августе 1955 года в Лондоне. Спустя год европейские театры уже становились в очередь за согласием автора на постановку пьесы. Только в Советском Союзе Годо никто не ждал. Советский театр Беккета не замечал. Первая постановка “В ожидании Годо” была сделана Алексеем Левинским в Московском театре Сатиры в 1983 году. Спектакль игрался в репетиционном зале, и билеты на него не продавались. Пропускали только “своих”…
Исследователь творчества Беккета, английский литературовед Мартин Эсслин писал: “Пьесы Беккета доказывают, насколько трудно выразить поиски обретения смысла в постоянно меняющемся мире; язык у Беккета демонстрирует его ограниченность и как способа коммуникации, и для точного выражения мысли. Когда Беккета спросили, почему такое расхождение между тем, что он пишет, и его подчеркнуто демонстративными высказываниями о бессилии языка передать смысл, Беккет ответил: “Que voulez-vous, Monsier? С’est les mots; on n’a Hen d’autre” (“Что вы хотите, мсье? Это слова, всего лишь слова, и не более того.”) Его обращение к драматическому жанру говорит о стремлении найти средства выражения за пределами языка”. И еще одна цитата из Эсслина: “Состояние человека такое, какое оно есть. Когда человек мал, слаб, полон сомнений и не способен понять мир во всей его безнадежности, смерти и абсурдности, театр должен сопоставить с еще более горькой правдой – человеческие попытки в большинстве своем иррациональны и бессмысленны, общение человеческих существ практически невозможно, и мир навсегда останется непостижимой загадкой. В то же время осознание этой горькой правды окажет освобождающее действие: если мы осознаем изначальную абсурдность большинства наших стремлений, мы освобождаемся от состояния одержимости ими и это освобождение выражает себя в смехе”. Диагноз печальный, но верный.
Режиссер-постановщик чикагского спектакля – Рон О Джей Парсон.
В главных ролях: А.С.Смит, Аллен Гилмор, Альфред Вилсон.
В планах Court Theatre – мировая премьера пьесы Лизы Петерсон и Дениса О’Хары “Хорошая книга” (“The Good Book”, 19 марта – 19 апреля 2015 года) в постановке одного из авторов – Лизы Петерсон, а также мюзикл “Секретный сад” (“The Secret Garden”, 21 мая – 21 июня 2015 года) Люси Саймон в постановке художественного руководителя театра Чарльза Ньюэлла.
Nota bene! Спектакль “В ожидании Годо” идет до 15 февраля в помещении театра по адресу: 5535 South Ellis Avenue, Chicago, IL 60637. Справки и заказ билетов – по телефону 773-753-4472 и на сайте www.courttheatre.org. Для групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки.
Сергей Элькин