19, 21 февраля, 8.00 pm; 20 февраля, 1.30 pm; 24 февраля, 7.30 pm. Один из интереснейших концертов сезона – “Реквием” В.А.Моцарта в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО), хора и солистов под управлением Риккардо Мути. Солисты: Розе Феола, сопрано; Алиса Колосова, меццо-сопрано; Саймир Пиргу, тенор; Микеле Пертузи, бас. В программе также – Двадцать четвертый фортепианный концерт В.А.Моцарта. Солист – известный австрийский пианист Рудольф Бухбиндер.
Маэстро Риккардо Мути не любит исполнять произведения композиторов по случаю. Слишком много суеты, ненужных славословий и здравиц. Сто лет со дня рождения, двести лет со дня смерти… В случае Моцарта все это было девять лет назад, когда мир отмечал 250-летие со дня рождения гения, и будет в следующем году, когда все обязательно вспомнят, что со дня его рождения прошло уже двести шестьдесят лет.
Футболки “Моцарт”, пивные и кофейные кружки “Моцарт”, бутылочки для детского питания и мячи для гольфа “Моцарт”, конфеты и чай, одеколон и вино, пиво… – все называется “Моцартом”. Все, даже вкусные колбаски “Mozartwurst”… При этом музыка Моцарта совсем не такая простая, не приторно-придворная. Моцарт – загадка не только для нас, потомков. Он был не особо понятен и своим современникам, в том числе близким родственникам. “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”, – написал ему в одном из писем отец. И добавил, что Вольфганг то слишком ленив, снисходителен, терпелив, то слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом.
Образ Моцарта неуловим. Его изображали по-разному: маленьким мальчиком, музицирующим на клавесине для прекрасных придворных дам; послушным сыном своего отца; юношей, влюблявшимся во всех оперных певиц; оскорбленным музыкантом, отказавшимся служить деспотичному князю-архиепископу; гениальным композитором, умирающим от голода, холода и тягот жизни. Все эти представления одновременно верны и ложны. Возможно, наиболее подходящим для Моцарта определением является слово “ангельский”. Да, ангельский и именно поэтому чрезвычайно трудный для понимания. За внешним обаянием скрывается глубокая тайна. Как сказано у Рильке, “каждый ангел ужасен”. Наверняка известно только одно: Моцарт – гений. В его музыке есть все: мелодичность, красота, философская глубина, величие чувств, уникальность музыкальных идей. От оперы-буфф до “Реквиема”, от легких пьес к духовным песнопениям – дистанция огромного размера!
Моцарт умер в тридцать пять лет в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего “Реквиема”. Первый биограф композитора Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего, либреттисту Лоренцо да Понте: “…Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, нежели праздность. Впрочем, мне нечего опасаться. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, чего желает провидение”.
“Реквием” – быть может, самое великое творение Моцарта. Безумно трудно исполнять эту музыку. Вообще, мне кажется, духовная музыка Моцарта до сих пор находится в тени его остальных произведений. А между тем музыка эта совершенно гениальная. Мы слышим дыхание вечности, мы ощущаем надежду. Как медитация: исчезают тревоги, а на душе становится светло и тепло. Все вокруг пронизано неосознанным предчувствием тайны…
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (19, 21 и 24 февраля, Grainger Ballroom; 20 февраля, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Стивена Алтопа об исполняемых произведениях.
20 февраля, 8.00 pm. В серии “Оркестры мира” – единственный в Чикаго концерт Роттердамского филармонического оркестра под управлением Янника Незе-Сегена. В программе: сюита “Моя матушка-гусыня” и Фортепианный концерт М.Равеля (солистка – французская пианистка Хелен Гримо), Пятая симфония С.Прокофьева.
Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне всегда интересны оркестры, посещающие Чикаго. Только за последние годы мы слышали игру лучших коллективов Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа, Милана, в следующем сезоне встретимся с оркестрами из Иерусалима, Монреаля, Мюнхена. Поневоле каждый новый коллектив сравниваешь с ЧСО. Уверен, это случится и на концерте роттердамского оркестра. Он был основан в 1918 году по инициативе скрипача Жюля Загвейна, ставшего первым концертмейстером. Первым главным дирижером оркестра был Виллем Фельцер, а на серьезный европейский уровень его поднял Эдуард Флипсе, руководивший оркестром в самое тяжелое время: с 1930 по 1962 годы. В конце тридцатых годов гитлеровское командование ввело цензуру, навязывало дирижеру репертуар, заставило уволить евреев-музыкантов и перестать исполнять музыку еврейских композиторов – оркестр Роттердама в этом отношении ничем не отличался от оркестров Германии. Идя на компромиссы с властями, Флипсе удалось сохранить коллектив. В 1940 году был разрушен концертный зал, где выступал оркестр. Новое здание было построено в 1966 году. В разные годы оркестром руководили Эдо де Ваарт (1973-79 годы, об этом голландском дирижере я расскажу в марте – у него запланированы выступления с ЧСО), Джеймс Конлон (1983-91 годы, нынешний руководитель музыкального фестиваля в Равинии) и Валерий Гергиев (1995-2008 годы), при котором оркестр получил настоящее международное признание.
Преемник Гергиева на посту главного дирижера роттердамского оркестра – выпускник консерватории Квебека и музыкального колледжа в Принстоне, канадский маэстро французского происхождения Янник Незе-Сеген. Он родился в семье университетских преподавателей. С пяти лет учился играть на фортепиано, в девять стал петь в Полифоническом (так он называется) хоре Монреаля, в десять объявил, что будет дирижером. Поскольку Янник собирался стать известным дирижером, уже в юности он решил не обижать никого из родителей и взял двойную фамилию. Сегодня его мать Кладин Незе работает с ним в качестве личного ассистента.
Янник Незе-Сеген учился у Карло Марии Джулини и Шарля Дютуа. В свои тридцать девять лет относится к наиболее востребованным дирижерам. Его контракты расписаны на несколько лет вперед. Он часто выступает как в США и Канаде, так и в Европе. Главный дирижер Оркестра Метрополитен (Монреаль). Какое-то время о нем говорили как о преемнике Джеймса Ливайна на посту музыкального руководителя Метрополитен-оперы. Но это пока разговоры, а вот в сезоне 2013-14 годов у Янника Незе-Сегена добавилась новая должность – он теперь музыкальный руководитель Филадельфийского симфонического оркестра, одного из американских оркестров “большой пятерки”. Маэстро живет в Монреале.
Из интересных фактов о дирижере: на его правом плече – татуировка черепахи. Сделана в отпуске на Таити. Концерт 20 февраля станет дебютом Янника Незе-Сегена в Чикаго.
21 февраля, 7 марта, 10.00 и 11.45 am. Среди самых юных любителей музыки (детей от трех до пяти лет) огромной популярностью пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). В следующей программе этой серии камерный ансамбль ЧСО (Сюзан Синнестведт, скрипка; Кэтрин Брубейкер, альт; Даниэль Армстронг, контрабас) и актриса Лили Эмерсон инсценируют сказку “Маленькая рыжая курочка” (“Little Red Hen”). Рыжая курочка просит своих друзей помочь ей посеять пшеницу, но все отказываются. Она сделала все сама с цыплятами, потом убрала урожай и испекла пирог. Тут же пришли друзья и предложили помочь ей съесть его. И тут курочка вспомнила все, сказала: “Хороша ложка к обеду, друзья” и оставила весь пирог для своих цыплят. В создании костюмированного представления принимал участие Чикагкий детский театр.
22 февраля, 3.00 pm. Сольный концерт финского пианиста и композитора Олли Мустонена. В программе: Детский альбом П.Чайковского, Мазурки Ф.Шопена, Десятая соната и поэма “К пламени” А.Скрябина, а также Соната для фортепиано “Jehkin Iivana” собственного сочинения, написанная по мотивам мистических легенд Севера.
Олли Мустонен родился в 1967 году в маленьком финском городе Вантаа. С пяти лет занимается на фортепиано. Финалист конкурса Евровидения для молодых музыкантов (1984 год). В двадцать лет победил на прослушивании молодых артистов в Нью-Йорке и получил возможность выступить с концертом в Карнеги-холл. В разные годы возглавлял Корсхольмский музыкальный фестиваль и Музыкальный фестиваль в Турку. В настоящее время Мустонен – музыкальный руководитель Хельсинкского фестивального оркестра и оркестра Tapiola Sinfonietta.
Репертуар Олли Мустонена отличается большим разнообразием. Не замыкаясь на классической музыке, он активно исполняет и музыку современную. Среди его любимых композиторов – Родион Щедрин, посвятивший ему свой Пятый фортепианный концерт.
Среди работ Мустонена-композитора: Дивертисмент для фортепиано и оркестра, Концерт для трех скрипок, Соната для виолончели и фортепиано и Первая симфония для баритона и оркестра.
В последних числах февраля ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит Вторую симфонию А.Скрябина и Шестую (“Патетическую”) симфонию П.Чайковского, в начале марта – пьесу “Lontano” Д.Лигети, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Л.ван Бетховена и Вторую симфонию П.Чайковского. Все подробности предстоящих концертов – в следующих выпусках “Музыкального Чикаго”.
Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин