После мировой премьеры – спектакля “В любом случае – кабаре, или Кабаре животных” по пьесе Мартина Мариона – четырнадцатый сезон чикагского TUTA Theatre продолжается премьерой американской: спектаклем “Мюзик-холл” по пьесе французского актера, режиссера, драматурга Жана-Люка Лагарса (перевод с французского – Джозеф Лонг).
“Мюзик-холл” – смешная и трогательная история трех артистов, которые каждую ночь выходят к зрителям, играют, поют, танцуют. Сцена заменяет им дом, сцена стала их главной и настоящей жизнью… Автор исследует психологию артиста, его вечную уязвимость и незащищенность перед зрителем.
Жан-Люк Лагарс (1957-1995) родился и вырос в городке Валентиньи, недалеко от границы Франции с Швейцарией. Его родители работали на автомобильном заводе “Пежо”. После того, как отец трагически погиб на рабочем месте, мать вышла на пенсию. В середине семидесятых годов XX века Лагарс поселился в Безансоне. Он изучал философию, писал трактат о политическом театре в Европе, организовал любительскую театральную труппу La Roulotte (“Караван”), ставшую профессиональным театром в тот год, когда Лагарс решил отказаться от философии и посвятить жизнь театру. Он был плодовитым автором: более двадцати пяти пьес, несколько рассказов и даже либретто оперы. В качестве режиссера поставил такие разные спектакли, как “Мнимый больной” Ж.Мольера и “Лысая певица” Э.Ионеско.
В 1988 году, в возрасте тридцати одного года, ему был поставлен смертельный диагноз – СПИД. В том же году в интервью французскому журналисту Лагарс сообщил, что нашел радость и вдохновение в песнях Жозефин Бейкер. (О ее жизни и творчестве я расскажу 3 марта в программе “История французского шансона” на волне “Реклама-радио”, 1240 AM, Чикаго.) Слушая ее песни, он стал сочинять “Мюзик-холл”. Через два месяца пьеса была готова к постановке. Премьера прошла в октябре 1988 года в Безансоне.
При жизни Жан-Люк Лагарс был не очень известен, а за двадцать лет, прошедшие со дня его смерти, его имя стало культовым. Сегодня писателя называют продолжателем театра абсурда, французским Чеховым, создателем нового драматургического языка. В его пьесах почти нет действия – значение имеют только слова, фразы, диалоги. Переводить Лагарса на другие языки – задача безумно сложная. Тем не менее он переведен на основные европейские языки, в том числе – на русский. На сцене МХТ имени Чехова идет спектакль по одной из лучших пьес Лагарса “В стране далекой”.
Режиссер-постановщик чикагского спектакля – основатель театра TUTA Желько Дюкич. Он родился и вырос в боснийском городе Дервента. Закончив школу, поехал в Белград получать театральное образование. Учился в Академии драматического искусства, а потом там же преподавал актерское мастерство. Его театральным педагогом все четыре года учебы была ученица Г.А.Товстоногова Борьяна Праданович. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов она ставила спектакли в Москве. На третьем курсе Академии Дюкич поставил свой первый спектакль – “Филоктет” по пьесе Хайнера Мюллера. На этом спектакле он встретился с дизайнером по костюмам и будущей женой Наташей. С тех пор они работают вместе. С югославскими актерами Дюкич работал недолго – всего полтора года. На Родине он поставил две пьесы: “Укрощение строптивой” У.Шекспира и “Конец игры” С.Беккета. В 1990 году режиссер поехал учиться в университет Мэриленда, потом стал там преподавать. Какое-то время они с Наташей жили в Вашингтоне, однако потом сменили место жительства. Желько Дюкич рассказывает: “Театр TUTA мы начали создавать в Вашингтоне, но потом нам захотелось жить в театральном городе, то есть там, где есть подготовленная аудитория и актеры. В Чикаго есть и то, и другое. Я считаю Чикаго уникальным городом благодаря его мультикультурализму. В Америке множество городов не являются таковыми. Например, Лос-Анджелес, Майами – огромные города, в которых люди не живут, как городские жители. Там есть лишь иллюзия города. А Чикаго – настоящий город… Здесь мы нашли гораздо более благоприятную почву для театральной жизни”.
Желько Дюкич любит обращаться к современной европейской драматургии. Среди работ режиссера – спектакли по пьесам “Следы” Милены Маркович и “Хаддерсфилд” Углеши Сайтинач. Вместе с Людмилой Лопатиной он впервые в США поставил спектакль по пьесе драматурга из Екатеринбурга Олега Богаева “Марьино поле”. Режиссер говорит: “Я принадлежу к двум культурам, и когда я ставлю спектакли, это мне помогает. Я как бы ощущаю себя на перекрестке культур, и их взаимопроникновение приводит подчас к неожиданным и интересным результатам… Я не показываю актерам, как надо играть. Я вижу препятствия, которые мешают им выразить себя. Моя работа – помочь актерам устранить эти препятствия, направить их в нужное русло”.
После десяти лет работы с театром TUTA Желько Дюкич получил образовательный грант по программе Фулбрайта и в течение 2012-13 академического года вел курс “Современный американский театр” в Белградской школе драматических искусств (Сербия). После возвращения в Чикаго режиссер поработал в Trap Door Theatre, поставив спектакль “Юдифь” по пьесе английского драматурга Говарда Баркера “Юдифь: прощание с телом”.
“Мюзик-холл” – двадцать четвертая постановка Дюкича в TUTA Theatre и третья – по произведениям Лагарса. В 2004 в TUTA Theatre Дюкич впервые в США поставил спектакль по пьесе Лагарса “Правила поведения в современном обществе”, в 2007 году в театре состоялась американская премьера спектакля по пьесе Лагарса “Это единственный конец света”.
В роли Артиста – известный бродвейский актер Джеффри Байндер. В его послужном списке – роли в спектаклях “Лейтенант с острова Инишмор” и “Король-лев”.
В остальных ролях: Майкл Дунани и Даррен Хилл.
Продолжительность спектакля – 80 минут без антракта.
После премьеры в Чикаго (с 25 марта по 12 апреля) спектакль покажут в Нью-Йорке на сцене “59E59Theaters” – одного из лучших театров офф-Бродвея.
Начиная с этого спектакля, TUTA Theatre возвращается в категорию “Equity theatre”, то есть в категорию театров, актеры которых являются членами Американского профсоюза театральных деятелей
Позднее в этом сезоне в театре состоятся традиционные читки новых пьес (их будет три) и восьминедельные мастер-классы для профессиональных актеров.
Nota bene! Спектакль “Мюзик-холл” идет до 8 марта в помещении The Den Theatre по адресу: 1333 North Milwaukee Avenue, Chicago, IL 60622. Заказ билетов – на сайте театра http://www.tutato.com/. Там же вы найдете подробную информацию об истории и сегодняшнем дне театра.
Полную информацию о театральной жизни Чикаго вы найдете на сайте http://www.theatreinchicago.com/.
.
Сергей Элькин