Русская музыка в Чикагском симфоническом центре на время уступает свои права музыке Франции. От Равеля до Булеза – таково музыкальное ”меню” предстоящих двух недель. За дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) – маэстро Шарль Дютуа.
12 и 14 марта, 8.00 pm; 17 марта, 7.30 pm. В первой французской программе ЧСО под управлением Шарля Дютуа прозвучат Испанская рапсодия М.Равеля, Симфония на тему песни французского горца для фортепиано с оркестром Венсана д’Энди, Симфонические вариации для фортепиано с оркестром С.Франка, Вторая сюита из балета М.Равеля “Дафнис и Хлоя”. Солист – Луи Лорти.
Из трех композиторов самый редко исполняемый – Венсан Д’Энди. Он родился в Париже в 1851 году, во времена Второй республики, а умер в 1931 году, незадолго до прихода фашизма. Пик его деятельности приходится на вторую половину XIX века. Д’Энди был весьма разносторонним музыкантом. Органист, дирижер, педагог, музыкальный критик, организатор музыкальных мероприятий, но в первую очередь композитор. Он отрицал модернизм, боролся с влиянием Дебюсси, выступал за религиозную музыку. В 1894 году основал общество по изучению духовной музыки “Schola cantorum”. Вскоре это общество было преобразовано в музыкальный университет, ставший оплотом традиционализма и соперником более прогрессивной и разнообразной в музыкальном плане Парижской консерватории.
Среди педагогов канадского пианиста Луи Лорти – многие известные имена: Ивонна Юбер (ученица Альфреда Корто), Дитер Вебер, Леон Флейшер (ученик Артура Шнабеля). Лорти – лауреат Первой премии Международного конкурса имени Ф.Бузони в Больцано в 1984 году, офицер ордена Канады, рыцарь Национального ордена Квебека, почетный доктор университета Лаваля в Квебеке, преподаватель Академии фортепианного искусства в Имоле (Италия). В настоящее время живет в Берлине. Активно гастролирует по всему миру, регулярно выступает в Лондоне и Монреале в эфире телекомпаний Би-Би-Си и Си-Би-Си.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (12 марта – Armour Stage, 14 и 17 марта – Grainger Ballroom,) состоятся тридцатиминутные беседы английского музыковеда, композитора, руководителя программы “Вокруг произведения” Джерарда Макберни об исполняемых произведениях.
26 марта исполняется девяносто лет патриарху современной музыки, вечному революционеру и новатору, прозванному журналистами “Робеспьером музыки”, французскому композитору и дирижеру-лауреату ЧСО Пьеру Булезу. В течение всего сезона в Симфоническом центре исполняется его музыка.
15 марта, 3.00 pm. Фортепианные произведения Пьера Булеза прозвучат в исполнении близких друзей композитора: французского пианиста Пьера-Лорена Эмара и пианистки из бывшей Югославии Тамары Стефанович. В программе: Первая и Вторая фортепианные сонаты, фрагменты из Третьей фортепианной сонаты, “Структуры. Книга II”. После концерта состоится его обсуждение с артистами.
(Сейчас я готовлю специальную программу“Робеспьер музыки”, посвященную жизни и творчеству Пьера Булеза. Программа прозвучит 24 и 25 марта на волне “Реклама-радио” (1240 AM, Чикаго).
19-21 марта, 8.00 pm. Пир французской музыки продолжается! ЧСО под управлением маэстро Дютуа исполнит “Благородные и сентиментальные вальсы” М.Равеля, симфонические фрагменты из вокально-хорового сочинения К.Дебюсси “Мученичество Святого Себастьяна”, “Муза и поэт” К.Сен-Санса, Виолончельный концерт Э.Лало. Солисты – Роберт Чен, скрипка; Йо-Йо Ма, виолончель.
Роберт Чен родился в городе Тайпей на Тайване. Впервые взял в руки скрипку в возрасте семи лет. Когда ему было десять лет, семья эмигрировала в США и обосновалась в Лос-Анджелесе. Уже в двенадцать лет юный скрипач выступил в концерте с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром и участвовал в мастер-классе Яши Хейфеца. Чен закончил Джульярдскую школу по классу профессоров Дороти Дилей и Масао Кавасаки. Концертмейстером ЧСО Чен служит с 1999 года, когда музыкальным руководителем был Даниэль Баренбойм. В 2000 году музыкант впервые выступил на сцене Чикагского симфонического центра в качестве солиста. В 2003 году он стал первым исполнителем Скрипичного концерта Э.Картера. Сегодня обязанности концертмейстера ЧСО Чен совмещает с педагогической деятельностью, являясь профессором университета имени Рузвельта.
…На виолончели он начал учиться в четыре года. К занятиям его родители готовились так. В центр комнаты они ставили стул, на него клали толстые телефонные справочники. И все для того, чтобы юный вундеркинд мог учить свое первое произведение – Виолончельную сюиту Баха. В пять лет он дал свой первый сольный концерт в Париже, в шесть – поразил своим талантом Исаака Стерна, в семь – участвовал в концерте Леонарда Бернстайна, на котором присутствовали тогдашний президент Кеннеди с супругой… Это все о нем – гениальном Йо-Йо Ма.
Он родился 7 октября 1955 года в китайской семье в Париже. Одаренность ребенка была столь очевидной, что один из лучших педагогов-виолончелистов своего поколения Леонард Роуз принял десятилетнего Йо-Йо Ма в свой класс в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке. Кроме музыкального образования, Йо-Йо Ма также получил высшее гуманитарное образование в Гарвардском Университете.
На сегодняшний день Йо-Йо Ма выступил едва ли не со всеми знаменитыми оркестрами мира и записал с ними самые известные виолончельные концерты. Он играл в ансамблях с самыми выдающимися музыкантами нашего времени. Его репертуар простирается от Вивальди и Баха до новейших произведений. Говоря о музыканте, невозможно ограничиться лишь классическими произведениями. Йо-Йо Ма записано огромное количество музыки в самых разнообразных стилях: старинная, современная, народная музыка, авангард. Он музицирует с джазовыми и рок-музыкантами, является участником многих экзотических проектов. Чего стоит, например, его концертная программа, посвященная воссоединению Гонконга с Китаем, а также выступление и запись альбома с Бобби Макферрином.
Дискография Йо-Йо Ма насчитывает более семидесяти пяти альбомов, пятнадцать из которых завоевали высшую музыкальную премию “Грэмми”. Эксклюзивное право выпуска записей музыканта принадлежит студии “Sony”. Среди записей музыканта можно выделить и арабскую музыку, и музыку Китая, и музыку африканских народов. Йо-Йо Ма с огромным успехом играет бразильскую музыку с латиноамериканскими музыкантами.
Йо-Йо Ма уделяет большое внимание различным образовательным программам, которые помогают молодежи не только знакомиться с музыкой, но и участвовать в ее создании. Во время гастролей музыкант часто проводит мастер-классы и неформальные встречи со студентами.
В 1998 году Йо-Йо Ма создал новый музыкальный ансамбль “Шелковый путь”, состоящий из музыкантов Центральной и Восточной Азии. Ему хотелось изучить культурное наследие стран, через которые проходил “Шелковый путь”, и выявить отголоски этого наследия в современном мире. Йо-Йо Ма называет “Шелковый путь” Интернетом древнего мира. С этим ансамблем Йо-Йо Ма неоднократно выступал в Чикаго. Последний раз – несколько дней назад, 6 марта. Вообще, с Чикаго музыканта связывают особые отношения. Он часто выступал в городе в бытность Баренбойма руководителем ЧСО, а в декабре 2009 года стал консультантом (Judson and Joyce Green Creative Consultant) нынешнего музыкального руководителя ЧСО Риккардо Мути. Контракт Йо-Йо Ма с оркестром истекает в конце этого сезона.
Музыкант очень любит Париж и французскую музыку. Один из его дисков, посвященных жене Джулии (он был записан в честь двадцать пятой годовщины их свадьбы), называется: “Париж. Золотая эпоха”. На диске собраны Виолончельные сонаты Шопена, Дебюсси и Франка. Так что на предстоящих концертах в Чикаго, исполняя произведения Сен-Санса и Лало, Йо-Йо Ма будет играть свою любимую музыку.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джоханна Буйса об исполняемых произведениях.
А теперь несколько слов о дирижере. Родившийся в Лозанне маэстро Шарль Дютуа – один из тончайших музыкантов нашего времени. Он учился в Женевской консерватории, брал уроки у Шарля Мунша, служил альтистом в европейских симфонических оркестрах, потом перешел на дирижирование. В течение десяти лет возглавлял Филадельфийский симфонический оркестр, еще дольше – Монреальский симфонический. Сегодня он является художественным руководителем и главным дирижером Лондонского Королевского филармонического оркестра. Его последний концерт в Монреале состоялся 27 марта 2002 года. Дирижер подал в отставку после того, как тогдашний президент Гильдии музыкантов Квебека опубликовал открытое письмо, критикующее жесткий репетиционный стиль Дютуа. Его преемник Кент Нагано предпринимал попытки вернуть Дютуа в Монреаль. Когда оркестру исполнилось семьдесят пять лет (сезон 2008-09 годов), он пригласил всех здравствующих бывших музыкальных директоров продирижировать коллективом. Тогда Дютуа отклонил приглашение, объяснив свою позицию намеком на свои многочисленные браки: “Когда он закончен, возврата нет”. (Дютуа был трижды женат. Его второй женой была пианистка Марта Аргерих. У них общая дочь Анна-Катрин. В феврале 2010 года Дютуа женился четвертый раз. На этот раз избранницей маэстро стала канадская скрипачка Шанталь Жуийе.) В прошлом году руководство монреальского оркестра вновь пригласило маэстро вернуться. Значительная часть музыкантов с нетерпением ждет возможности поработать с ним. Дютуа пока не ответил. Зато с ЧСО дирижер всегда работает с удовольствием.
В беседе со мной пианист Кирилл Герштейн тепло отзывался о дирижере: “Я очень уважаю Шарля Дютуа. Он – невероятно эрудированный человек не только в музыкальном смысле, но и в плане общей культуры, единственный человек из моего окружения, который посетил все страны мира. Он – заядлый путешественник. Если я ему посылаю сообщение, что сейчас играю концерт в каком-то городе в Голландии, приходит ответ: “Ох, как я люблю музей в этом городе. Обязательно зайди туда, поднимись по лестнице налево и в третьей комнате обрати внимание на вторую картину слева. У меня всегда слезы наворачиваются, когда я ее вижу”. Он действительно знает мировую культуру и очень широкий спектр музыки. У Дютуа есть и собственная оригинальность, и дирижерский авторитет, и харизма жеста. Сегодня многие музыканты выросли и идут по стопам немецких традиций Фуртвенглера и Клемперера. Дютуа – ученик Эрнеста Ансерме, наследник высокой французской традиции Берлиоза, Дебюсси, Равеля. В его музыке присутствует явно выраженный французский привкус”.
10 марта Шарль Дютуа проведет встречу во Французском культурном центре. Вечер называется “A Conversation with Charles Dutoit at Alliance Francaise”. Ведущий – Джерард Макберни.
Обратите внимание! Вечер бесплатный, но надо зарезервировать места заранее. Справки и подробная информация – по телефону 312-337-1070 или на сайте http://www.af-chicago.org/app/homepage.php.
21 марта, 11.00 и 12.45 am. Концерты для самых маленьких зрителей (от пяти лет) называются “Карнавал животных” – по названию сюиты (или, как говорил сам композитор, “зоологической фантазии”) Камиля Сен-Санса. В программе также: увертюра к опере В.А.Моцарта “Женитьба Фигаро”, Танец Жар-птицы из балета И.Стравинского “Жар-птица”, фрагменты из Румынских народных танцев Б.Бартока.
Исполнители: члены ЧСО, пианисты Кимберли Хон и Бренда Хуанг, артисты из Центра поэзии Чикаго (есть, оказывается, такой Центр). За дирижерским пультом – дирижер оркестра Белградской филармонии и второй дирижер Симфонического оркестра Юты Владимир Куленович.
За час до начала концертов в фойе Симфонического центра состоятся выступления студентов детских музыкальных школ Чикаго и пригородов.
Мартовские концерты французской музыки являются частью ежегодного Фестиваля французской культуры (“Festival de la Francophonie”), проходящего во Французском культурном центре.
Кульминацией “парада” французской музыки в Чикагском симфоническом центре станет трехнедельный фестиваль в мае. На нем прозвучат произведения, написанные французскими композиторами XX века М.Равелем, К.Дебюсси, О.Мессианом. В концертном исполнении мы услышим, в том числе, оперу Клода Дебюсси “Пеллеас и Мелизанда”.
И еще об одном концерте мне хочется рассказать отдельно. 18 марта в 7.00 pm в Симфоническом центре состоится вечер памяти замечательного журналиста и музыкального критика радио 98.7 WFMT-FM (Чикаго) и газеты “Chicago Sun-Times” Эндрю Патнера. Его скоропостижная смерть 3 февраля потрясла многих. Патнер был обаятельным человеком, легким, остроумным, живым. Я неоднократно встречался с ним на спектаклях, концертах, пресс-конференциях. Он всегда интересовался другим мнением (что редкость для критика) и никогда не навязывал своего, умел и любил слушать других. Наша последняя встреча состоялась 26 января на пресс-конференции, посвященной объявлению нового сезона ЧСО. Эндрю спросил, что я думаю о “Тоске” в Лирик-опере. Он не смог сходить на премьеру, планировал сделать это на следующей неделе. Через несколько дней почувствовал себя плохо. Поднялась температура. Обратился к врачу. Увезли в больницу. Воспаление легких. Сепсис. Смерть. Сгорел за два дня… Он талантливо писал и ярко жил. Я часто вспоминаю его. На вечере 18 марта воспоминаниями об Эндрю Патнере поделятся музыканты ЧСО, Лирик-оперы Чикаго, джазовые пианисты Уилли и Бетани Пикенс, коллеги, друзья.
Обратите внимание! Вечер бесплатный. Согласно завещанию Патнера и просьбе его семьи пожертвования направляйте на адрес Чикагского детского хора (www.ccchoir.org/support.html). Будучи ребенком, Эндрю пел в этом хоре. Справки и подробная информация – по телефону 312-294-3000.
Nota bene! Билеты на все концерты этого сезона и абонементы на концерты сезона 2015-16 годов можно заказать на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты сезона 2015-16 годов появятся в продаже летом.
.
Сергей Элькин