Steppenwolf Theatre одним из первых театров Чикаго объявил программу нового сезона 2015-16 годов. Сезон для театра юбилейный, сороковой.
…Этот театр родился случайно. Все началось с идеи школьных друзей актера Гэри Синиза – Рика Аргоша и Лесли Уилсона. Ребята захотели поиграть в театр и рассказали о своем желании Гэри. Они предложили ему стать продюсерами спектакля. Загоревшись идеей, Гэри взял в компанию своего школьного друга Джефа Перри (они оба учились в Highland Park High School). К тому времени Джеф посещал классы в Иллинойском университете (Illinois State University). Гэри позвал Джефа, а Джеф – своего сокурсника Терри Кинни. Теперь трио будущих основоположников было в сборе, и начались репетиции. Первой постановкой стал спектакль по пьесе Пола Зиндела “А мисс Рирдон немного выпивает” (“And Miss Reardon Drinks a Little”). Спектакль сыграли в июне 1974 года в помещении униатской церкви в Дирфилде (Deerfield, пригород Чикаго). После премьеры Гэри Синиз, Терри Кинни и Джеф Перри объявили о создании нового театра. Большим соблазном было написать о неком философском подтексте и глубоком смысле названия театра, но я напишу правду: никакого философского подтекста и смысла в этом не было. Как вспоминают актеры, как раз в то время их друг и продюсер Рик Аргиш читал знаменитый роман Германа Гессе “Степной волк”. Название книги понравилось, и оно стало названием театра. Актеры наслаждались игрой и выпускали спектакли один за другим: “Бриолин” (режиссер и исполнитель главной роли – Г.Синиз), “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса (режиссер – Р.Аргош, в роли Тома – Г.Синиз), “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” Т.Стоппарда (режиссер – Р.Аргош, в этом спектакле на сцене впервые встретились друзья-основатели Терри Кинни, Джеф Перри и Гэри Синиз). В 1975 году в театре появляются новые актеры – Нэнси Эванс, Мойра Харрис, Джон Малкович, Лори Меткалф, Алан Уайлдер. Этот год считается годом образования театра. С 1976 по 1980 годы спектакли театра игрались в подвале католической школы в Хайленд-парке (Highland Park, пригород Чикаго), в 1980 году театр перебрался в Чикаго, в 1991 году – получил свой дом на Холстид стрит (Halsteed Street). Сегодня Steppenwolf Theatre является старейшим в США театром с постоянной труппой (в труппе – сорок четыре человека). Ежегодно на трех сценах театра играется более семисот спектаклей.
Юбилейный сезон театр встречает на мажорной ноте. В планах – новые пьесы мэтров драматургии, новые роли признанных мастеров. Впрочем, имена мастеров пока держатся в секрете (они будут объявлены дополнительно), а вот о драматургах и режиссерах рассказать можно уже сейчас.
Сезон откроется мировой премьерой – спектаклем по роману американского классика Джона Стейнбека “К востоку от рая” (русское название романа “East of Eden”, 17 сентября – 15 ноября). Инсценировка сделана актером театра Фрэнком Галати. В 1988 году спектакль “Гроздья гнева” (“The Grapes of Wrath”) по самому знаменитому роману Стейнбека получил две премии “Тони” – за лучшую пьесу года и лучшую режиссуру – и впервые заставил заговорить театральную Америку о “Степном волке”. Автором пьесы был Фрэнк Галати. Это было его первое обращение к романам Стейнбека. И вот – новая инсценировка… Режиссером будет один из основателей театра Терри Кинни – тот самый, кого позвал Джеф Перри, которого пригласил Гэри Синиз, далее – по тексту выше… Кинни играл в спектакле “Гроздья гнева”. С самого начала он совмещал в театре работу актера и режиссера. Среди его постановок – “Час насилия” (“The Violet Hour”), “Трамвай “Желание” (“A Streetcar Named Desire”), “Заводной апельсин” (“A Clockwork Orange”), “О мышах и людях” (“Of Mice and Men”), “Над кукушкиным гнездом” (“One Flew Over The Cuckoo’s Nest”, премия “Тони” за лучшее возобновление пьесы).
Продолжается “роман” Steppenwolf Theatre с любимыми драматургами Брюсом Норрисом и Трэйси Леттсом.
“Domesticated” (3 декабря 2015 года – 7 февраля 2016 года) – девятая пьеса Брюса Норриса (теперь он – член труппы), которая будет поставлена в “Степном волке”. В разные годы на сцене театра шли такие спектакли, как “Фиолетовое сердце” (“Purple Heart”, 2002), “Мы все спустились к Амстердаму” (“We All Went Down To Amsterdam”, 2003), “Боль и жжение” (“The Pain and the Itch”, 2005), “Неупоминаемые” (“The Unmentionables”, 2006), “Параллелограмм” (“A Parallelogram”, 2010), “Парк Клайборн” (“Clybourne Park”, 2011). За последнюю пьесу драматург был удостоен Пулитцеровской премии в категории “Лучшее драматическое произведение для театра” (2011 год), премии “Тони” и премии Лоуренса Оливье (2012 год). В Steppenwolf Theatre спектакль по этой пьесе был показан в сезоне 2011-12 годов. Последний спектакль по пьесе Норриса “Угрызения совести” (“The Qualms”) мы видели летом прошлого года. В пьесе “Domesticated” объектом исследования драматурга становится известный политик, втянутый в скандал на сексуальной почве. Автор выступает и в качестве режиссера. Премьера спектакля состоялась в Линкольн-центре в 2013 году.
Уверен, что внимание театралов привлечет спектакль, намеченный на весну следующего года, – мировая премьера новой пьесы Трейси Леттса “Мэри Пейдж Марлоу” (“Mary Page Marlowe”, 31 марта – 29 мая 2016 года). Героиня новой пьесы Леттса – простой бухгалтер из штата Огайо, ее семья, близкие, друзья. Содержание пьесы держится в секрете, но я думаю, что нас ждет новая психологическая драма, продолжающая стилистику лучших пьес Леттса. С 2002 года актер и драматург работает в Steppenwolf Theatre. Его пьеса “Август: графство Осадж” получила Пулитцеровскую премию и премию “Тони” как лучшая пьеса 2008 года. Мировая премьера пьесы прошла в Steppenwolf Theatre в 2007 году. С ней театр побывал на гастролях на Бродвее и в Лондоне, провел сороканедельный тур по городам США. В Steppenwolf Theatre состоялись мировые премьеры пьес Леттса “Человек из Небраски” (“Man from Nebraska”, 2003 год, номинант на Пулитцеровскую премию) и “Superior Donuts” (2008 год, премьера на Бродвее – 2009 год). Среди пьес Леттса – “Убийца Джо” (“Killer Joe”, 1993 год, постановки в Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне), Леттс выступает на сцене театра в качестве актера. За роль Джорджа в спектакле Пэма Маккинона “Кто боится Вирджинии Вульф?” Э.Олби (сезон 2010-2011 годов) актер был удостоен премии “Тони”. В сезоне 2011-12 годов театр представил новую постановку чеховских “Трех сестер” в адаптации Леттса.
Имя режиссера спектакля “Мэри Пейдж Марлоу” будет объявлено дополнительно.
Новое имя для Steppenwolf Theatre – Энни Бейкер. Нас ждет чикагская премьера спектакля по ее новой пьесе “Киношка” (русское название пьесы “The Flick”, 4 февраля – 8 мая 2016 года) – веселый и грустный, трогательный и местами наивный рассказ о друзьях, помешанных на кино. В городке штата Массачусетс они владеют кинотеатром, в котором, как в старые добрые времена, по-прежнему показывают картины, снятые на тридцатипятимиллиметровой пленке. Фильмы прошлого века в прямом и переносном смысле сегодня почти никому не нужны. Но даже если на них перестанут ходить, друзья будут смотреть фильмы сами. Они просто любят кино и не могут закрыть свое любимое детище… За пьесу “Киношка” Энни Бейкер получила Пулитцеровскую премию за лучшее драматургическое произведение 2014 года. Премьера спектакля состоялась в театре Playwrights Horizons в 2013 году. Надо сказать, что драматургию Бейкер неожиданно оперативно открыл для себя русский театр. Ее пьеса “Начнем все сначала” (так на русский язык перевели название “Circle Mirror Transformation”) идет на сцене МХТ имени А.Чехова, “Чужаки” (“The Aliens”) – в Московском театре имени Пушкина. Режиссер чикагского спектакля – Декстер Баллард. Это его второе обращение к драматургии Бейкер. В 2011 году в Victory Gardens Theatre он поставил пьесу “Начнем все сначала”. Баллард – один из руководителей Театральной школы при DePaul University.
Последним спектаклем юбилейного сезона станет чикагская премьера пьесы Стивена Эдли Гургиса “Between Riverside and Crazy” (23 июня – 21 августа 2016 года) – “черной” комедии о бывшем полицейском и его сыне. В сезоне 2012-13 годов в Steppenwolf Theatre шла, наверно, самая известная пьеса Эдли Гургиса с провокационным названием “Трахальщик в шляпе” (“The Motherf**ker with the Hat”, режиссер – Анна Шапиро). Художественный руководитель Steppenwolf Theatre Марта Леви говорит о пьесах Гургиса так: “Отличительной особенностью драматургии Стивена является то, что его персонажи на первый взгляд отличаются от нас, но по ходу пьесы становятся нам хорошо знакомыми, вызывая симпатию и сочувствие. Его пьесы смешные, его язык музыкальный и поэтический”.
Премьера спектакля состоялась в Atlantic Theatre в Нью-Йорке. Режиссером был актер Steppenwolf Theatre Остин Пендлтон. Режиссер чикагского спектакля – хорошо нам известный Ясен Пеянков. Он родился в Варне, учился в Национальной академии театра и кино в Софии. С 1990 года живет и работает в Чикаго. С 2002 года – актер Steppenwolf Theatre. В беседе со мной Ясен сказал: “Игра на сцене делает из меня более глубокого режиссера, а режиссерская работа помогает мне как актеру. Это как бы разный взгляд на одно и то же ремесло. Я не новичок в режиссуре. В 2008 году в рамках программы для молодых зрителей на малой сцене театра я ставил пьесу “Стеклянный зверинец” по Т.Уильямсу. До этого у меня были постановки в European Repertory Theatre. В 2011 году в Софийском Национальном театре в моем переводе на болгарский язык я поставил пьесу Леттса “Август: графство Осейдж”. Последней по времени режиссерской работой Пеянкова стал спектакль “Русский транспорт” по пьесе Эрики Шеффер. Вскоре мы увидим его новую работу: весной Пеянков приступает к репетициям спектакля “Большой конкурс” (“Grand Concourse”) по пьесе Хайди Шрек. Премьера намечена на 2 июля.
Юбилейный сезон Steppenwolf Theatre встретит с новым руководством. Осенью 2015 года место художественного руководителя театра займет режиссер Анна Шапиро – женское правление в театре продолжается! Нынешний руководитель Марта Лейви останется в театре в качестве актрисы. С января 2015 года директором театра вместо Дэвида Хоукенсона стал Дэвид Шмитц. Хоукенсон остался работать в театре и сосредочился на проекте строительства нового здания. По проекту, в будущем рядом с нынешним зданием театра появятся два новых. В одном будет находиться театр на четыреста мест (он заменит нынешний Upstairs Theatre), а здание по адресу 1700 North Halsted станет лабораторией (Lab at Steppenwolf). Там разместятся театральная касса, репетиционные помещения, административный офис. Проектом руководит известный архитектор Гордон Гилл (Adrian Smith + Gordon Gill Architecture), консультантом выступает лондонская фирма “Charcoalblue”.
Nota bene! Билеты на все спектакли этого сезона и абонементы на следующий сезон можно заказать по телефону 312-335-1650, на сайте http://www.steppenwolf.org/ или в кассе театра по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614. Одиночные билеты на спектакли сезона 2015-16 годов поступят в продажу позднее.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/