26 и 28 марта, 8.00 pm. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением голландского маэстро Эдо де Ваарта. В программе: Ноктюрн американского композитора Майкла Ипполито, Двадцать пятый концерт В.А.Моцарта для фортепиано с оркестром (солист – Орион Вайс), Третья симфония Й.Брамса.
Композитору и пианисту Майклу Ипполито – тридцать лет. Выпускник Джульярдской школы по классу Джона Корильяно. Ассистент профессора композиции Техасского университета. В музыке ему интересно все: классическая и народная музыка, джазовые импровизации, экспериментальная и традиционная клезмерская музыка. Его музыка широко исполняется в США. Он принимал участие в Международной летней музыкальной школе в Хорватии и фестивале “Yiddish Summer Weimar” в Германии. Подробнее о композиторе и его музыке – на сайте http://www.michaelippolito.com/.
Тридцатитрехлетний американский пианист Орион Вайс – один из интереснейших музыкантов своего поколения. О нем заговорили в феврале 1999 года после его успешного дебюта с Кливлендским симфоническим оркестром. В марте того же года он срочно заменил заболевшего Эндрю Уоттса, исполнив Второй фортепианный концерт Д.Шостаковича с Балтиморским симфоническим оркестром. (Напомню, что всемирная слава Ланг Ланга тоже началась именно с замены Уоттса.) Учился в Джульярдской школе музыки по классу Эмануэля Экса. Гастрольные маршруты Вайса не ограничиваются только Америкой. После своего дебюта в концертном зале Лувра в 2005 году пианист постоянно выступает в Европе. Израильский филармонический оркестр выбрал его в качестве солиста для тура по стране, а в Китае он выступал вместе с Питтсбургским симфоническим оркестром. В камерных концертах Вайс часто выступает с женой, пианисткой Анной Полонской. Он регулярно выступает в Равинии.
Подробная информация о Вайсе и его будущих ангажементах – на сайте пианиста http://www.orionweiss.com/.
А теперь несколько слов о дирижере Эдо де Ваарте. Он родился в 1941 году в Амстердаме в семье члена хора Нидерландской оперы. Эдо не начал петь – его интересовал гобой. Карьера складывалась блестяще: не успев получить диплом консерватории (он учился на отделениях гобоя и дирижерском отделении), он прошел прослушивание и был принят в секцию гобоев прославленного оркестра Концертгебау. Казалось бы, все уже позади, но наш герой начал предпринимать усилия, чтобы перейти от гобоя к дирижированию. Здесь ему тоже сопутствовал успех. В двадцать три года он стал одним из победителей престижного Международного конкурса дирижеров имени Дмитрия Митропулоса, какое-то время работал ассистентом Леонарда Бернстайна в Нью-Йоркском филармоническом оркестре. Вернувшись в родной Концертгебау, Эдо де Ваарт стал ассистировать тогдашнему главному дирижеру, хорошо нам знакомому Бернарду Хайтинку. Дальнейшая карьера дирижера складывалась так: 1973-79 годы – музыкальный руководитель Роттердамского филармонического оркестра, 1977-85 годы – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско, 1986-95 годы – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Миннесоты, 1989-2004 – музыкальный руководитель Филармонического оркестра Нидерландского радио (в настоящее время он является почетным дирижером оркестра), 1993-2003 годы – главный дирижер Сиднейского симфонического оркестра (причиной своего ухода с этого поста он назвал плохую акустику концертного зала), 2004-2012 годы – главный дирижер Гонконгского филармонического оркестра.
В огромной дискографии Эдо де Ваарта выделяются записи оркестровых произведений С.Рахманинова и запись оперы Джона Адамса “Никсон в Китае” с первым составом исполнителей (запись сделана вскоре после премьеры в 1987 году).
В настоящее время Эдо де Ваарт является главным дирижером Королевского филармонического оркестра Бельгии (Royal Flemish Philharmonic) и музыкальным руководителем Симфонического оркестра Милуоки (его контракт истекает в конце сезона 2016-17 годов, после чего он останется почетным дирижером оркестра). Он живет с семьей в Милуоки.
На майских концертах прошлого года Эдо де Ваарт заменил Владимира Юровского и дирижировал Лондонским филармоническим оркестром в гастрольном туре по США.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы композитора Майкла Ипполито.
27 марта, 7.30 pm; 29 марта, 3.00 pm. Одна из популярнейших серий Симфонического центра называется “Вокруг произведения”. Автор и бессменный руководитель серии, английский музыковед и композитор Джерард Макберни называет свои программы “спектаклями” или “прогулками по произведению”. Таких “прогулок” за одиннадцать лет существования серии накопилось немало: с Малером и Вивальди, Моцартом и Дебюсси, Мендельсоном и Дворжаком, Штраусом и Сибелиусом… Язык спектакля каждый раз меняется в зависимости от темы произведения. Макберни говорит, что в последнее время стал больше работать с рукописями композиторов: “Раньше я этого не замечал, но потом начал понимать, как много о человеке может сказать его почерк. В почерке сразу виден характер человека, традиция, школа. Первый раз я заметил это, когда во втором сезоне ставил спектакль о последнем фортепианном концерте Моцарта. Я достал факсимиле Моцарта, и по его почерку многое стало понятно”.
Новый концерт программы называется “Третья симфония Брамса: свободны, но счастливы”. Брамс сочинил это произведение летом 1883 года в древнем немецком курортном городе Висбадене. Композитор недавно отпраздновал пятидесятилетие, был бодр и полон планов на будущее. Закончив Третью симфонию, он показал ее Кларе Шуман. Рецензия подруги была впечатляющей: “Симфония заставляет биться сердца. Каждая фраза – драгоценность!”
Как всегда у Макберни, в первом отделении мы увидим спектакль о Третьей симфонии, во втором – она прозвучит полностью. ЧСО дирижирует Эдо де Ваарт. После концерта состоится встреча Джерарда Макберни и музыкантов оркестра со зрителями.
2 и 4 апреля, 8.00 pm; 3 апреля, 1.30 pm. “Учида играет Моцарта” – так называется концерт ЧСО, в котором японская пианистка Митсуко Учида выступает в качестве солистки и дирижера. В программе: Шестой и Двадцать шестой (“Коронационный”) фортепианные концерты В.А.Моцарта, вокальный цикл Ф.Шумана “Любовь и жизнь женщины”. Солистка – Доротея Решман (сопрано).
Митсуко Учида родилась 20 декабря 1948 года в пригороде Токио в семье дипломата. В двенадцать лет с семьей переехала в Вену, где отец получил должность посла Японии в Австрии. Училась в Музыкальной академии. Лауреат Первой премии Международного конкурса пианистов имени Л.ван Бетховена (Вена, 1969 год) и Второй премии Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 1970 год). Артистический директор Музыкального фестиваля в Мальборо. В настоящее время живет в Лондоне.
Митсуко Учида – одна из лучших в мире исполнительниц классической фортепианной музыки. Среди ее любимых композиторов – Бетховен, Шуберт, Шопен. Особые отношения связывают ее с Моцартом. Возможно, сказался пропитанный музыкой Моцарта воздух Вены. С музыкой великого композитора она не расстается более тридцати лет. Подобно Даниэлю Баренбойму, для исполнения камерных произведений Моцарта ей не нужен дирижер. Она садится за инструмент и, как это было триста лет назад, сама дирижирует оркестром.
По словам корреспондента радио “Свобода” Ефима Барбана, Учида считает, что английское искусство и культура сродни японскому. В ее лондонском доме, кроме трех роялей и двух клавесинов XVIII века, хранится огромная коллекция старинного английского фарфора. “Я люблю начинать день с чая, который пью из чашки 1758 года. У меня возникает такое чувство, что я становлюсь ближе своим любимым композиторам – Моцарту, Шуберту, Бетховену”.
Подробная информация о пианистке и ее будущих ангажементах – на сайте www.mitsukouchida.com/.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (2-3 апреля, Armour Stage, 4 апреля, Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Лоры Причард об исполняемых произведениях.
8 апреля, 8.00 pm. Макс Раабе и Паласт-оркестр представляют концерт “Ночь в Берлине”. В программе – танцевальные композиции двадцатых годов прошлого века.
11, 18 и 25 апреля, 10.00 и 11.45 am. Новые концерты цикла “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). На главной симфонической сцене Чикаго оживут герои сказок “Красная шапочка” (“Little Red Riding Hood”) и “Джек и бобовый стебель” (“Jack and the Beanstalk”). Как всегда в таких историях, добро победит зло и все закончится счастливым финалом. Дизайн сцены и костюмы сделаны Чикагским детским театром. Концерты рекомендованы детям от трех до пяти лет. Как и в прошлых программах, музыканты ЧСО используют сказки, чтобы познакомить юных зрителей с неведомым миром классической музыки. За сорок пять минут до начала каждого концерта дети смогут познакомиться с инструментами симфонического оркестра.
Nota bene! Билеты на все концерты этого сезона и абонементы на концерты сезона 2015-16 годов можно заказать на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты сезона 2015-16 годов появятся в продаже летом.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/