5 и 7 марта, 8.00 pm; 6 марта, 1.30 pm. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением Риккардо Мути. В программе: пьеса “Отдаление” (“Lontano”) Д.Лигети, Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Л.ван Бетховена, Вторая симфония П.Чайковского. Солисты: второй концертмейстер ЧСО Стефани Йонг, скрипка; второй концертмейстер секции виолончелей ЧСО Кеннет Олсен; Джонатан Бисс, фортепиано.
В Чикаго довольно редко услышишь музыку венгерского композитора Дьердя Лигети. А между тем его имя является одним из ключевых для понимания классической музыки XX века. Лигети родился в Трансильвании (Румыния) в еврейской семье. Его родным языком был венгерский. Настоящая фамилия композитора – Ауэр, в переводе с немецкого – “луг”. Отец захотел избавиться от немецкого влияния и перевел свою фамилию (то есть слово “луг”) на венгерский язык. А дядя отца – великий скрипичный педагог Леопольд Ауэр – оставил оригинальную фамилию. Так “венгерские” Ауэры отдалились от “немецких”, превратившись в Лигети. Больше всего на свете Дьердь обожал экспериментировать со звуками, а его постоянно отвлекала политика. В 1943 году фашисты арестовали его в Будапеште. Они с матерью выжили, а брат с отцом погибли в концлагере. После фашистов безобразия стали творить коммунисты. В 1956 году после венгерского восстания композитор уехал в Вену. Конец пятидесятых – расцвет творчества Лигети. Он сочиняет электронную музыку, пишет симфонии в открытом им жанре микрополифонии. Пьеса “Отдаление” написана Лигети в 1967 году.
Стало уже хорошей традицией, что маэстро Мути в качестве солистов часто использует музыкантов чикагского оркестра. Они все – замечательные музыканты, и многие из них дадут фору любой приглашенной звезде. С оркестром выступали бывший концертмейстер группы флейт ЧСО Мэтью Дюфор (ныне – концертмейстер группы флейт Берлинского филармонического оркестра), бывший концертмейстер группы фаготов Дэвид Макгилл (ныне – профессор Северо-Западного университета), нынешние концертмейстеры Евгений Изотов (гобой), Джон Шарп (виолончель), Кристофер Мартин (труба). Сегодня я расскажу о солистах предстоящих концертов.
Скрипачке Стефани Йонг – двадцать семь лет. На сегодняшний день она является одним из самых молодых музыкантов американских симфонических оркестров. Стефани родилась в городке Ист-Ратерфорд (штат Нью-Джерси). Со скрипкой не расставалась почти с рождения. Первые уроки Стефани получила у Николь Дисекко в Suzuki Program Music School (Нью-Йорк). В три года семья переехала в Чикаго, и Стефани стала учиться в Betty Haag Academy of Performing Arts. Здесь же началась ее блистательная музыкальная карьера. В девять лет она была принята в Музыкальный институт Кертиса, став одной из самых молодых студенток в его истории. Потом последовала учеба в Джульярдской школе. В качестве солистки Стефани выступала с ЧСО, когда ей было двенадцать лет. Лауреат Первой премии Международного конкурса имени Паганини в Италии (2008 год). С 2010 года – член скрипичной группы оркестра Нью-Йоркской филармонии. С сентября 2011 года – второй концертмейстер ЧСО.
Виолончелист Кеннет Олсен родился в Нью-Йорке. Учился в Институте музыки Кливленда. Лауреат Первой премии Международного конкурса виолончелистов Накамичи на музыкальном фестивале в Аспене. Основатель East Coast Chamber Orchestra, объединяющего молодых музыкантов со всей страны. С 2005 года – второй концертмейстер секции виолончелей ЧСО.
Пианист Джонатан Бисс представляет третье поколение профессиональных музыкантов. Его бабушка – русская виолончелистка Рая Гарбузова, одна из первых женщин, добившихся успехов, музицируя на “мужском” инструменте. Очарованный ее игрой, композитор Сэмюэл Барбер посвятил ей свой Виолончельный концерт. Родители Джонатана – хорошо известная по выступлениям в Равинии скрипачка Мириам Фред и альтист-скрипач Пол Бисс. Джонатан играет на фортепиано с шести лет. Первые уроки получил, конечно, от родителей. Учился в Университете Индианы и в Институте музыки в Филадельфии в классе профессора Леона Флейшера. Его международная карьера началась в 1997 году после выступления с великим Исааком Стерном. Сейчас ему тридцать четыре года, он активно гастролирует по всему миру. Подробная информация о нем и его будущих ангажементах – на сайте пианиста www.jonathanbiss.com.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (5 и 7 марта – Grainger Ballroom, 6 марта – Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера и композитора Уильяма Уайта об исполняемых произведениях.
7 марта, 10.00 и 11.45 am. Среди самых юных любителей музыки (детей от трех до пяти лет) огромной популярностью пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). В очередной программе этой серии камерный ансамбль ЧСО (Сюзан Синнестведт, скрипка; Кэтрин Брубейкер, альт; Даниэль Армстронг, контрабас) и актриса Лили Эмерсон инсценируют сказку “Маленькая рыжая курочка” (“Little Red Hen”).
Рыжая курочка просит своих друзей помочь ей посеять пшеницу, но все отказываются. Она сделала все сама с цыплятами, потом убрала урожай и испекла пирог. Тут же пришли друзья и предложили помочь ей съесть его. Курочка сказала: “Хороша ложка к обеду, друзья” и оставила пирог для своих цыплят… В создании костюмированного представления принимал участие Чикагкий детский театр.
8 марта, 3.00 pm. Сольный концерт живущего в Лондоне венгерского пианиста (а с июня прошлого года еще и сэра) Андраша Шиффа. В программе: Соната до мажор Й.Гайдна, Тридцатая соната Л.ван Бетховена, Соната до мажор В.А.Моцарта, Соната до минор Ф.Шуберта. Андраш Шифф – прекрасный музыкант, популяризатор музыки. человек с безупречной репутацией и активной гражданской позицией. Весной 2011 года он выступил с осуждением властей Венгрии в связи с ростом националистических настроений в стране. В знак протеста он решил отказаться от дальнейших выступлений на Родине. В декабре прошлого года в Нью-Йорке Шифф вместе с Гидоном Кремером участвовал в симпозиуме, посвященном преследованию людей по расовому признаку.
13 марта, 8.00 pm. Опять в Симфоническом центре показывают Кино. Смотрим шедевр Стенли Кубрика “2001: Космическая одиссея” (“2001: A Space Odyssey”, США – Великобритания, 1968, 141 мин.) – научно-фантастический триллер о столкновении астронавтов с компьютером. Музыка из кинофильма звучит в исполнении ЧСО и Чикагского симфонического хора под управлением Андре де Риддера. Среди исполняемых произведений: симфоническая поэма Р.Штрауса “Так говорит Заратустра” (она звучит в начале фильма), вальс И.Штрауса “На прекрасном голубом Дунае” (под этот вальс летят космические корабли) и фрагменты из произведений Дьордя Лигети. Кубрик использовал его музыку, не спросив согласия композитора. Лигети был возмущен и пытался (правда, безуспешно) отстоять свои права в суде.
Nota bene! Билеты на все концерты этого сезона и абонементы на концерты сезона 2015-16 годов можно заказать на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты сезона 2015-16 годов появятся в продаже летом.
.
Сергей Элькин