9-11 апреля, 8.00 pm; 14 апреля, 7.30 pm. “Хайтинк дирижирует Малером” – так называются концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО), в которых прозвучит Седьмая симфония Густава Малера. За дирижерским пультом снова – всемирно известный маэстро сэр Бернард Хайтинк.
Бернард Йохан Герман Хайтинк родился 4 марта 1929 года в Амстердаме. Закончил Амстердамскую консерваторию по классу скрипки. Свою музыкальную карьеру Хайтинк начал в качестве скрипача. В 1954-1955 годах учился дирижированию у Фердинанда Лейтнера. С 1955 года музыкант становится вторым дирижером Нидерландского оркестра радио. На протяжении семнадцати лет – с 1961 до 1988 года – дирижер возглавлял один из лучших симфонических оркестров мира – оркестр Амстердама “Концертгебоу”. Его дебют с этим оркестром состоялся 7 ноября 1956 года, а 7 ноября 2006 года в Амстердаме прошел гала-концерт, посвященный полувековой истории сотрудничества Хайтинка с этим коллективом. Кроме этого, в послужном списке Хайтинка – Лондонский филармонический оркестр (главный дирижер с 1967 до 1979 года, президент – с 1990 года), молодежный оркестр Европейского Союза (музыкальный руководитель с 1994 до 1999 года), Глайнбурнский музыкальный фестиваль (музыкальный руководитель с 1978 до 1988 года), Лондонский Королевский оперный театр “Ковент-Гарден” (музыкальный руководитель с 1987 до 2002 года). С 2002 до 2004 года Хайтинк являлся музыкальным руководителем Дрезденской Штаатскапеллы. С 1995 года Хайтинк занимает пост главного приглашенного дирижера, а с 2004 года – Почетного дирижера Бостонского симфонического оркестра (первое назначение за более чем столетнюю историю оркестра). С 2006 по 2010 годы Хайтинк был главным дирижером ЧСО (эта должность была введена специально для него). В 1977 году музыкант был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание и стал сэром Хайтинком.
Бернард Хайтинк выступал и продолжает выступать с лучшими оркестрами и музыкальными коллективами, среди которых Берлинер и Винер филармоникер, Лондонский симфонический оркестр. Среди огромного количества записей, сделанных музыкантом в разные годы, выделяются записи опер “Питер Граймс” Б.Бриттена и “Дон Карлос” Дж.Верди в “Ковент-Гардене”, “Дон Жуан”, “Так поступают все” и “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта в Глайнденбурне, “Кавалер роз” Р.Штрауса с Дрезденской Штаатскапеллой, тетралогия “Кольцо Нибелунгов” Р.Вагнера с оркестром Баварского радио, записи всех симфоний А.Брукнера, Г.Малера, Д.Шостаковича, а также скрипичных концертов Ф.Мендельсона и М.Бруха с И.Перлманом и оркестром “Концертгебоу”.
Вот что рассказывает о дирижере музыковед Соломон Волков: “Бернарду Хайтинку как-то при мне сделали комплимент. Дело было за кулисами. Он принимал поздравления после концерта с Бостонским симфоническим оркестром. Кто-то сказал ему: “Вы такой непретенциозный, неамбициозный дирижер”. Хайтинк только усмехнулся в ответ: “Да что вы, неамбициозный человек дирижером стать не может”. Хайтинк выглядит, как персонаж в высшей степени спокойный, даже флегматичный – типичный голландец, национальный стереотип. Он и за дирижерским пультом проецирует чрезвычайно уравновешенный имидж, и поэтому люди страшно удивляются, когда он вдруг взрывается, причем, взрывается, если можно так выразиться, по-голландски – без крика и ругани. Хайтинк просто становится невероятно упрямым, и тогда уж он стоит, как скала. Хайтинка в Амстердаме носили на руках, а он оттуда ушел – не согласился с планами по урезанию бюджета. Потом, в “Ковент-Гардене” он не хотел мириться с режиссерским своеволием в опере. Так что внешность человека бывает обманчива”.
Когда-то Бернард Хайтинк сказал: “Если бы мне подарили еще одну жизнь, я бы провел ее с чикагским оркестром”. О работе с маэстро рассказывает концертмейстер группы гобоев Чикагского симфонического оркестра Евгений Изотов: У Хайтинка очень интересный стиль репетиций. Мы с ним играем, как правило, крупные сочинения: симфонии Малера, Шостаковича… Он любит на репетициях играть крупную форму порой без остановок, что дает возможность оркестру войти в мир исполняемого произведения. Очень трудно сразу войти в мир, например, Симфоний Брукнера. Требуется время, чтобы возникла связь с этой музыкой. Благодаря Хайтинку нам удается нащупать эту связь. Иногда я ловлю себя на мысли, что с ним тяжелее репетировать, чем с кем бы то ни было. Он немногословен: мало говорит и все показывает. Хайтинк доверяет оркестру в частностях, умело и незаметно указывая нужное направление. Мне папа (Отец Евгения Изотова – альтист. – Прим. автора.) говорил о репетициях Светланова с Госоркестром. Вот у меня создается впечатление, что Светланов и Хайтинк чем-то похожи… Мы обязаны Хайтинку многим, он не жалеет себя, самоотверженно репетирует, ездит с нами на гастроли… Хайтинк – уникальная личность! Я слышал о нем с детства, но даже никогда не мечтал, что мне выпадет счастье поработать с ним. Как он приятен в общении, с какой добротой относится к нам – это просто поражает! Он верит в нас, и мы благодарны ему за это”.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Стивена Алтопа об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на все концерты этого сезона и абонементы на концерты сезона 2015-16 годов можно заказать на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты сезона 2015-16 годов появятся в продаже летом.
.
Сергей Элькин