Нью-Йорку везет! Все знают, что этот город “никогда не спит”, все помнят, что в нем, как в Греции, есть все и что его удивить нечем. Тем не менее время от времени в городе появляются отчаянные смельчаки, решающие организовать что-то новое: новый оркестр, танцевальную группу, театр или даже фестиваль. Три года назад именно фестиваль решили создать в Нью-Йорке две умные, деловые, очаровательные женщины Мария Шкловер и Ирина Шабшис. Да не просто фестиваль, а Международный фестиваль искусств с громким названием “Вишневый сад” (“Cherry Orchard Festival”)!
Краткая биографическая справка. Мария Шкловер. Музыкант. Училась в Московской специальной музыкальной школе и Государственном музыкальном колледже имени Гнесиных. После переезда в США получила финансовое образование в бизнес-школе Нью-Йоркского университета (NYU, Stern School of Business). Организатор и продюсер многих международных музыкальных и театральных проектов. Президент компании “Maestro Artist Management”. Президент Международного фестиваля искусств “Вишневый сад”.
Ирина Шабшис. Музыкант. Училась в Российской академии музыки имени Гнесиных (бывший ГМПИ имени Гнесиных) и Московском государственном институте музыки имени А.Шнитке. После переезда в США получила финансовое образование. Организатор и продюсер многих международных музыкальных и театральных проектов. Вице-президент компании “Maestro Artist Management”. Вице-президент и артистический директор Международного фестиваля искусств “Вишневый сад”.
Название, отсылающее к Чехову, обязывает. Основательницы фестиваля в один голос говорят: “Вишневый сад” в драматургии – абсолютная классика и абсолютный знак качества. Мы хотим, чтобы фестиваль с таким названием подразумевал бы такой же знак качества. Мы выбираем только лучшее”.
Первый фестиваль 2013 года начался с проекта Джона Малковича и Ингеборги Дапкунайте – североамериканской премьеры спектакля “Giacomo Variations” (“Вариации Джакомо”), в основе которого “Мемуары” Казановы. Замечательный американский актер Малкович блистал в роли главного покорителя женских сердец всех времен и народов, а фрагменты из оперной трилогии Моцарта-Да Понте (“Так поступают все”, “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”) исполнял камерный оркестр Венской академии музыки. Спектакль был сыгран четыре раза при переполненном зале New York City Center. Этим проектом планка сразу была поднята на высочайший уровень. В том же году Нью-Йорк увидел спектакль “Враги. История любви” израильского театра “Гешер” по прозе И.Б.Зингера. Он был сыгран пять раз на иврите с синхронным переводом на английский язык.
С первых дней своего существования фестиваль предусматривает наличие нескольких разножанровых программ. Одна из них – музыкальная. Эту программу открыл сольный концерт замечательной пианистки Ольги Керн.
Второй фестиваль в 2014 году открылся концертом молодых музыкантов Международного благотворительного фонда В.Спивакова, концертом камерного оркестра “Виртуозы Москвы” с участием таких мировых звезд, как Д.Хворостовский и О.Керн, и юбилейным, приуроченным к тридцатипятилетию со дня образования, туром “Виртуозов…” по Америке. Театральную программу фестиваля представлял Московский театр имени Е.Вахтангова со спектаклем “Евгений Онегин” и всеми сопутствующими мероприятиями (пресс-конференция, встреча с режиссером и актерами в Нью-Йоркской публичной библиотеке, и т.д.). Ирина Шабшис рассказывает: “Мы видели этот спектакль в Москве и буквально влюбились в него. Над ним работала слаженная команда профессионалов во главе с Римасом Туминасом, которого многие называют лучшим современным театральным режиссером. Туминас, композитор Фаустас Латенас, сценограф Адомас Яцовскис, хореограф Анжелика Холина – замечательные, талантливые, интересные люди. Нам хотелось, чтобы театр Вахтангова и Римас Туминас получили заслуженный успех и признание в Америке, и мы рады, что так и случилось”.
Успех спектакля в Нью-Йорке был грандиозный, критика – великолепная со стороны крупнейших изданий, таких, как “The New York Times”, “The Wall Street Journal”, “Boston Globe”.
Мария Шкловер говорит: “Честно говоря, мы боялись, что критики отнесутся предвзято к вахтанговскому театру, но, к нашей общей радости, им удалось абстрагироваться от сиюминутной политической ситуации и просто наслаждаться замечательным произведением искусства. “Евгений Онегин” стал театральным событием Нью-Йорка, и мы счастливы, что это событие произошло в рамках фестиваля “Вишневый сад”.
Каждый год фестиваль проходит в Нью-Йорке в конце мая – начале июня. Время выбрано не случайно: конец театрального сезона, краткий перерыв до начала каникул и дачного сезона, прекрасная возможность увидеть что-то новое и интересное. Правда, в этом году первый концерт фестиваля прошел в самом начале года – это был гала-концерт в счет будущего фестиваля, который помог собрать фонды на его проведение. 29 января в Карнеги-холл состоялся первый в США сольный концерт выдающегося вокалиста современности Ильдара Абдразакова (пианистка Мзия Бахтуридзе). И снова – полный зал. Ориентация организаторов фестиваля исключительно на профессиональные качества артистов приносит свои плоды, а нью-йоркские критики в шоке – они просто не могут понять, как в первые два года своего существования фестивалю удалось заполучить такие звездные имена. Между тем, начинали наши героини не с пустого места.
В 2015 году исполняется десять лет продюсерской компании “Maestro Artist Management” (MAM), руководимой Марией Шкловер и Ириной Шабшис. За эти годы компанией было проведено множество концертов прославленных музыкантов, театральных и танцевальных коллективов со всего мира. Вот лишь некоторые примеры: аргентинская танцевальная труппа “Estampas Portenas”, танцевальное шоу театра фламенко Рафаэля Амарго “Tiempo Muerto”, гастроли Московского театра “Мастерская Петра Фоменко”, спектакль Московского Театра наций “Бедная Лиза” с участием Чулпан Хаматовой, оркестр “Виртуозы Москвы” и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Санкт-Петербургский балет на льду (специально для гастролей в театре “Мастер” (в прошлом – “Миллениум”) построили ледовую сцену), Миша Майский, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Денис Мацуев, Мишель Легран, Диана Уорвик, хор Сретенского монастыря, Мак Раббе и “Паласт-оркестр”, Андрей Макаревич с группой “Машина времени” и проектом “Идиш-джаз”. МАМ завоевала серьезную репутацию тем, что делает феноменальные по уровню и качеству высокопрофессиональные аншлаговые проекты! Поэтому менеджер Малковича пришел именно к ним и предложил сделать спектакль “Giacomo Variations”, который украсил первый фестиваль “Вишневый сад”.
Второе направление деятельности компании – работа в качестве партнеров со многими всемирно известными арт-организациями. Пятый год подряд с компанией сотрудничает Метрополитен-опера. По заказу крупнейшего оперного театра мира МАМ делает рекламу, PR-компанию, маркетинг. Среди клиентов МАМ – Lincoln Center Festival, Нью-Йоркский городской балет, Карнеги-холл, Washington Performing Arts Society, Дэвис холл в Сан-Франциско, Чикагский симфонический центр. Для помощи в организации концертов к ним обращаются такие фирмы-гиганты, как IMG Artists и Columbia Artist Management. МАМ активно работает с отдельными независимыми продюсерскими компаниями.
Официально Мария Шкловер – президент компании и фестиваля, Ирина Шабшис – соответственно, вице-президент, хотя, если говорить о наших прекрасных дамах, эти титулы не имеют никакого значения. Мария и Ирина – равные партнеры в работе и друзья в жизни. Они все проекты создают вместе, работают сообща, решения принимают совместно: “У нас очень маленькая команда: мы, наша креативная и PR-службы, техническая поддержка, веб-дизайнер. Мы все делаем и все контролируем. Во время фестиваля отрываемся от семей и проводим с нашими гостями двадцать четыре часа в сутки. Самая главная награда – общение с гениальными артистами и отклик зрителей. Мы любим общаться только с приятными людьми. Неприятных на нашем фестивале нет!”
– (МШ) Мы можем расходиться в частностях, но глобально сходимся в наших оценках, находимся в одной системе координат. Если говорить о театре, то до недавнего времени почти все спектакли, которые приезжали на гастроли в США, были антрепризными. Все знают, что это такое: два-три артиста, стол-стул, поехали… И “чес” по Америке. Задача продюсерской компании МАМ и фестиваля “Вишневый сад” – привезти репертуарный спектакль Настоящего театра. Безусловно, это требует колоссальных сил, огромной работы, навыков, которыми мы обладаем… Все проекты мы выбираем сами. Мы не возьмем то, что считаем неинтересным. Мы должны влюбиться в тот проект, который везем. Только тогда это работает.
– (ИШ) Секрет нашего успеха – назову это так – заключается в том, что мы работаем со смешанной аудиторией: как русскоязычной, так и американской, интересующейся мировым искусством и классической музыкой. Наша задача заключается в том, чтобы привозить на фестиваль лучшее и самое интересное, что есть сейчас на мировой сцене. Мы, конечно, рассчитываем, что наши проекты заявят о себе, привлекут внимание публики и доноров – ведь фестиваль имеет официальный статус благотворительной организации в штате Нью-Йорк. Фестиваль – некоммерческое и практически нерентабельное мероприятие, и держится он порой на чистом энтузиазме и профессионализме команды, отвечающей за организацию, логистику, техническую часть, рекламу и связи с общественностью.
– (МШ) Вахтанговский театр выбрал нас из большого числа желающих. Только за последние годы театр гастролировал в Лондоне и Париже, участвовал в фестивалях в Израиле и Греции. Вахтанговцы востребованы в мире, перед ними открыты сцены самых престижных залов. В прошлом году представитель Brooklyn Academy of Music предложил театру выступить у них, но они выбрали нас. В этом году продюсер фестиваля в Линкольн-центре приехал в Москву, сулил театру “золотые горы”, но театр ответил: “Нет. Фестиваль “Вишневый сад” вложил в нас душу, сердце, рисковал, взяв такой сложный спектакль, и мы останемся с ним и на следующий сезон”. Приятный для нас пример порядочности. Мы это очень ценим. Мы благодарны театру за доброе к нам отношение и отвечаем взаимностью.
– (ИШ) Конечно, нас волнует политическая обстановка. Но тем ценнее показывать все лучшее, что есть в российской культуре. Культура не имеет границ и национальностей, а потому наш фестиваль абсолютно аполитичен. У каждого из нас может быть своя точка зрения по поводу политической ситуации в России. Но бесспорно то, что театр Вахтангова – замечательный театр; Маковецкий, Гуськов, Симонов – прекрасные актеры; спектакли, которые ставит Римас Туминас, гениальны. Люди идут на них не потому, что это – спектакль на русском языке, а потому, что это – спектакль Римаса Туминаса, спектакль театра Вахтангова. И неважно, где он находится, – в Москве, Париже или Нью-Йорке. Зрители идут на этот театр, на этих артистов.
– Понятно, когда русские зрители смотрят “Онегина” и наслаждаются пушкинским стихом. А как реагирует американский зритель?
– (МШ) Он все понимает. “Евгений Онегин” – произведение программное. Римас Туминас смог сделать все так емко, мудро, точно! В спектакле много музыки, лейтмотивом крутятся темы из “Детского альбома” Чайковского… На спектакль пришло много театралов, а театралы – специфическая публика. Они ходят на все самое интересное. Надо сказать, что мы никогда не ориентируемся только на русскую публику. Мы всегда делаем субтитры на высочайшем уровне. В зале несколько экранов, и все сделано для того, чтобы с каждого места, с любой стороны был виден бегущий текст. С театром “Гешер” мы попробовали синхронный перевод с наушниками, но субтитры оказались лучшим вариантом.
– Планируете ли вы расширять географию участников и количество городов?
– (ИШ) Первоначальной идеей было сделать фестиваль в Нью-Йорке, но со временем мы решили расширить его границы и привозить спектакли еще и в Бостон – красивый, культурный город, тепло и трепетно относящийся к театру. Со всеми организациями, где проходит наш фестиваль (New York City Center, Avery Fisher Hall, Alice Tully Hall, Cutler Majestic Theatre), у нас сложились дружественные, профессиональные отношения.
– (МШ) С гастролями в другие города возникает огромная проблема с декорациями. Простой пример. В спектакле “Евгений Онегин” стоит огромная зеркальная стена. Для того, чтобы она правильно выполняла свою функцию, ее устанавливали два дня. Я уже не говорю о перевозке актеров и всего обслуживающего персонала. В прошлый раз к нам приезжали шестьдесят четыре человека, из них – тридцать пять артистов. Остальные – гримеры, костюмеры, осветители, рабочие сцены… Весь театр. Существует куча объективных причин, по которым нам тяжело доехать до другого города. Наверно, это возможно, но пока мы думаем о другом – о расширении числа участников. Не могу пока раскрывать карты. Одно могу сказать: театралов ждут большие сюрпризы! Фестиваль 2016 года будет еще интереснее. В будущем мы планируем делать больше именно фестивальных событий: встреч (Meet-The-Artist), обсуждений, вовлечения в наши проекты зрителей.
В планах фестиваля – новые спектакли, концерты, встречи. Говорить о них наши прекрасные дамы пока отказываются. Не то, чтобы боятся сглазить, скорее – опасаются обрадовать до поры до времени. А вдруг потом все сорвется? Поэтому пока все не решено, имена новых участников остаются в секрете. Зато точно известно, что фестиваль 2015 года продолжится новой встречей с Московским театром имени Е.Вахтангова. Впервые в США будет показан спектакль “Улыбнись нам, Господи” по романам Григория Кановича “Улыбнись нам, Господи” и “Козленок на два гроша”. Мария Шкловер говорит: “Это самый трогательный спектакль, который я видела за последнее время. Спектакль на вечные темы, отзывающийся в сердце каждого человека. Спектакль о жизни, любви, смерти. Спектакль о каждом из нас”. Инсценировка и постановка Римаса Туминаса. В главных ролях – два состава исполнителей: Сергей Маковецкий и Владимир Симонов, Алексей Гуськов и Евгений Князев. В спектакле участвуют: Виктор Сухоруков, Юлия Рутберг, Александр Рыщенков, Виктор Добронравов, Владимир Гандрабура, Ольга Чиповская, Нино Кантария, Лидия Константинова.
Nota bene! Гастроли Московского театра имени Евгения Вахтангова со спектаклем “Улыбнись нам, Господи” пройдут с 5 по 7 июня 2015 года в Нью-Йорке, в помещении New York City Center (131 W 55th St, New York, NY, 10019, 212-581-1212, www.nycitycenter.org) и 12-13 июня в Бостоне в помещении Emerson/Cutler Majestic Theatre (219 Tremont Street, Boston, MA, 617-824-8400, www.artsemerson.org). Билеты на все спектакли можно приобрести в театральных кассах этих залов, а также на сайте фестиваля http://www.cherryorchardfestival.org/. Там же вы узнаете подробности об истории и сегодняшнем дне фестиваля “Вишневый сад”. Подробности о продюсерской компании “Maestro Artist Management” – на сайте http://maestroartist.com/.
.
Сергей Элькин