“Меланхолия и страсти” – так бы я перевел название Фестиваля французской музыки, который в эти дни проходит на сцене Чикагского симфонического центра. Идейным вдохновителем и составителем программы фестиваля является композитор и дирижер Эса-Пекка Салонен. Он вспоминает, что заинтересовался французской музыкой еще в школе: “Я доводил моих одноклассников до бешенства, приходя на школьные вечеринки с дисками Пьера Булеза. Когда все хотели слушать Дайану Росс или что-либо подобное, я говорил: “Нет, давайте лучше послушаем четвертый акт “Пеллеаса и Мелизанды” Дебюсси”. Однажды после школы он включил радио и услышал “Турангалилу-симфонию” О.Мессиана. ”Музыка ударила меня, как молоток. Я подумал, что если Мелодия может звучать ТАК, то я хочу быть композитором”. Французская музыка сопровождает Салонена всю жизнь, поэтому вполне логично видеть его в качестве составителя программы фестиваля. Салонен дирижирует Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) в трех программах.
7-9 мая, 8.00 pm; 15 мая, 1.30 pm. В программе ЧСО – произведения, написанные для детей и юношества: оркестровая сюита “Моя матушка-гусыня” и одноактная опера-балет “Дитя и волшебство” М.Равеля, а также “Дева-избранница” К.Дебюсси – поэма для солистов, женского хора и оркестра. В составе солистов – дебютирующие с ЧСО Хло Брио (сопрано), Мари-Ева Мангер (сопрано), Кейт Роял (сопрано), Марианна Кребасса (меццо-сопрано), Элоди Мешен (контральто), Мануэль Нунес Камелино (тенор), а также не первый раз выступающие с оркестром Стефан Дегу (баритон) и Эрик Оуэнс (бас-баритон). Чикагский симфонический хор (хормейстер – Дуайн Вулф). Хор “Anima: Young Singers of Greater Chicago” (руководитель – Эмили Элсворт).
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (7-9 мая, Grainger Ballroom; 15 мая, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Дерека Матсона об исполняемых произведениях.
После концерта 7 мая в ресторане “Seven Lions” (130 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603) состоится вечеринка, посвященная фестивалю. На вечеринку приглашаются все обладатели билетов на концерт. Вечеринка организована объединением “Overture Council”, в составе которого свыше ста молодых профессиональных музыкантов “большого” Чикаго.
10 мая, 3.00 am. Дебютный сольный концерт сорокашестилетнего французского пианиста Александра Таро. Выпускник Парижской консерватории, он давно и успешно выступает с сольными и камерными программами. Репертуар пианиста огромен, но предпочтение он отдает французской музыке. Его сольные программы “Посвящение Рамо” и “Посвящение Куперену” были с успехом исполнены в различных городах Европы, а запись полного собрания фортепианных сочинений М.Равеля, сделанная в 2003 году, получила Гран-при Академии звукозаписи имени Шарля Кро и высшие оценки крупнейших музыкальных изданий Европы. В недавнем интервью пианист признался, что выступить в Чикаго было его мечтой.
В программе чикагского концерта: фортепианные произведения любимых композиторов Таро – Ф. Куперена, Ж.-Ф.Рамо, Э.Сати и М.Равеля.
14, 16 и 19 мая, 7.00 pm. Центральное событие Фестиваля французской музыки – концертное исполнение оперы Клода Дебюсси “Пеллеас и Мелизанда”, созданной на основе драмы М.Метерлинка.
Дебюсси не любил оперы в привычном понимании этого слова. Он говорил, что в них “слишком много горланят при одобрении тромбонов и без всякого стеснения”. Дебюсси создавал не оперу, а музыкально-драматическое действо, где Слово равнозначно Музыке. В 1899 году он писал: “Я не стану следовать крайностям музыкального театра, где нагло господствует музыка, где поэзия отодвинута на второй план и задыхается в слишком тяжелом музыкальном наряде. В музыкальном театре слишком много поют. Следует петь, когда это стоит труда, и приберегать патетические акценты. Должна же быть разница в силе выражения. Необходимо иногда прибегать к полутонам”.
Музыковед Генри Саймон рассказывает: “Когда Клод Дебюсси впервые встретился с труппой, которая должна была исполнять его музыку, он сделал очень странное вступительное замечание: “Прежде всего, дамы и господа, вы должны забыть, что вы певцы”. Он имел в виду, скорее всего, что эта музыка была лишь одним из элементов, необходимых для создания того впечателения, которое он желал произвести. Здесь нет последовательности арий, дуэтов или квартетов; нет даже верхнего до! В опере найдется всего несколько мелодий, которые можно было бы насвистеть. Все сделано для одной единственной цели: уловить и воссоздать магическое ощущение чувства печали, в высшей степени поэтическую, почти мистическую атмосферу метерлинковской истории о сказочной средневековой стране, которой никогда не существовало в реальности. Эта опера поразительно отличается от любой другой. Она потребовала от певцов многих месяцев репетиций, чтобы они почувствовали себя естественно и органично, исполняя свои роли. Стоит ли в таком случае удивляться, что она не была верно понята большинством первых ее слушателей. Даже сегодня многие, кто слушают ее впервые, находят ее странной. Но если все же даешь себе труд слушать, неизбежно попадаешь под обаяние ее магических чар. Это очарование излучает поэтичнейшая природа самой пьесы Метерлинка и усиливает скромная по примененным средствам, импрессионистическая по духу партитура Дебюсси”.
В главных партиях заняты известные солисты: меццо-сопрано Кристиан Райс (Мелизанда) и баритон Стефан Дегу (Пеллеас). В остальных партиях: Эрик Оуэнс (бас-баритон, Голо), Виллард Уайт (бас-баритон, Аркель), Элоди Мешен (контральто, Женевьева), Хло Брио (сопрано, Иньольд). Чикагский симфонический хор (хормейстер – Дуайн Вулф). Комментарии к опере, написанные креативным директором программы “Вокруг произведения”, английским музыковедом и композитором Джерардом Макберни, читает лауреат премии “Эмми”, актриса Дайан Вист.
Первое исполнение оперы в истории ЧСО.
Недавно в Лондоне состоялось похожее концертное исполнение этой оперы Дебюсси. Салонен дирижировал оркестром “Филармония” (“Philharmonia Orchestra”). Газета “The Guardian” назвала это выступление одним из лучших достижений маэстро.
15 мая, 8.00 pm. Вечер французского джаза в Симфоническом центре. Исполнители: Жан-Мишель Пилк (фортепиано), Ибрагим Маалуф (труба), Франц Восте (фортепиано), Марк Тернер (саксофон), Айра Коулмен (контрабас), Кларенс Пенн (ударные) и специальный гость, пианист Джеки Террассон.
17 мая, 1.00 pm. Беседа о французском импрессионизме в музыке и живописи. Во встрече принимают участие куратор программ АРТ-института Чикаго, эксперт в области французского импрессионизма и постимпрессионистского искусства Глория Грум и Джерард Макберни. Вход бесплатный с билетом в АРТ-институт.
Обратите внимание. Беседа Грум и Макберни состоится в помещении Fullerton Hall Арт-института по адресу: 111 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603.
17 мая, 3.00 pm. Еще один концерт, в котором выдающийся виолончелист и консультант ЧСО Йо Йо Ма с музыкантами ЧСО исполнят произведения французских композиторов. В программе: Мадагаскарские песни и Соната для скрипки и виолончели М.Равеля, Квартет О.Мессиана “На конец времени” и мировая премьера пьесы “Dual” – нового сочинения французского композитора и дирижера Мэтью Окина, в основе которого – известная французская песня “Frère Jacques”. В 2013 году Окин победил на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти в Чикаго, что дало ему возможность стажироваться у Риккардо Мути. Окину двадцать четыре года. Он успешен во многих областях: дирижирует, сочиняет музыку, пишет стихи и поэмы. Недавно закончил третью оперу (она называется “Crossing”), премьера которой состоится в мае в American repertory Theater (Бостон). Почти готова четвертая – “Вторая натура” (“Second Nature”). Она написана по заказу Лирик-оперы. Премьера состоится в Чикаго в августе 2015 года.
Исполнители: Йо Йо Ма (виолончель), Джейнай Бриджес (меццо-сопрано), Мэтью Окин (фортепиано), Орион Вайс (фортепиано) и музыканты ЧСО: второй концертмейстер Стефани Йонг, концертмейстер группы вторых скрипок Бейрд Додж, концертмейстер группы контрабасов Александр Ханна, флейтистка Дженнифер Ганн, кларнетист Лоури Блум.
20 мая, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: “Bacchanale” Жака Ибера (одного из композиторов группы “Шести”, активно боровшейся с влиянием Равеля и Дебюсси), пьеса для оркестра “In Aeternam” Пьера Жальбера (сочинение 2000 года), три симфонических эскиза “Море” К.Дебюсси.
Дирижер – маэстро из Румынии Кристиан Макелару. Он начал заниматься музыкой с шести лет и готовился к карьере скрипача. Три раза (в 1994, 1996 и 1997 годах) становился победителем Национальной музыкальной олимпиады в Румынии. Учился в Interlochen Arts Academy в Мичигане. В возрасте девятнадцати лет дебютировал в Карнеги-холле. В течение двух сезонов играл в группе первых скрипок Хьюстонского симфонического оркестра. Был самым молодым концертмейстером в Симфоническом оркестре Майами за всю его историю. С сентября 2011 года является вторым дирижером Филадельфийского симфонического оркестра.
В 6.30 pm на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа флейтиста и музыковеда Тима Мунро об исполняемых произведениях.
21 и 23 мая, 8.00 pm; 22 мая, 1.30 pm. Произведения крупнейших французских композиторов XX века К.Дебюсси, М.Равеля и О.Мессиана в исполнении ЧСО под управлением Э.-П.Салонена. В программе: пьеса “Сиринкс” для флейты К.Дебюсси (солист – Сэмюэль Колс), Фортепианный концерт М.Равеля (солист – неоднократно выступавший в Чикаго французский пианист Жан-Ив Тибодо), “Турангалила-симфония” О.Мессиана с сольными партиями фортепиано (солист – Жан-Ив Тибодо) и электрофона (монофонический электронный музыкальный инструмент, второе название – “волны Мартено”, на нем играет француженка Валери Хартманн-Клавери).
Флейтист Сэмюэль Колс играет в лондонском оркестре “Филармония”. На фестивале выступает в качестве приглашенного концертмейстера группы флейт.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (21-22 мая, Armour Stage, 23 мая, Grainger Ballroom) состоятся беседы о музыке музыкального руководителя Симфонического оркестра Норсбрука Лоуренса Рапчака.
24 мая, 2.00 pm. В исполнении музыкантов ЧСО (Со Йонг Бей и Сильвия Килкаллен, скрипки; Вейджинг Вонг, альт; Дэниель Кац, виолончель) прозвучат струнные квартеты К.Дебюсси и Г.Форе.
Обратите внимание. Концерт состоится в помещении Fullerton Hall Арт-института по адресу: 111 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603.
Полная программа фестиваля – на сайте www.cso.org/french.
Nota bene! Билеты на все концерты этого сезона и абонементы на концерты сезона 2015-16 годов можно заказать на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты сезона 2015-16 годов появятся в продаже летом.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/