После фестиваля спектаклей по пьесам американского драматурга Огаста Уилсона (“August Wilson Celebration”) Goodman Theatre Чикаго представляет новую постановку еще одной классической американской пьесы. На сцене театра – “Лисички” Лилиан Хеллман.
Эпиграфом к пьесе являются слова из “Песни песней” Соломона: “Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвету”. “Лисицы” и “лисенята” – это семейство Хоббардов: братья Бен и Оскар, и сестра Регина. Троица задумала разбогатеть и купить мельницу, а потом и хлопковую фабрику. Но для этого нужны деньги Гораса – мужа Регины… Напряженный сюжет, захватывающие диалоги, емкие характеры главных персонажей – все это превращает историю одной семьи в американскую трагедию, бессмертную притчу о власти денег, алчности и деградации личности.
Спектакль Goodman Theatre я могу рекомендовать тем, кто тоскует о настоящем, глубоком, серьезном психологическом театре. “Лисички” – прекрасный образец жанра. Никакой дешевки, никакого выпячивания режиссерских приемов, никакого заигрывания с публикой. Тщательные декорации, костюмы, органичная игра прекрасного актерского ансамбля – все это делает спектакль настоящим событием театрального Чикаго. Режиссер-постановщик Генри Вишкампер показал, мне кажется, свой лучший спектакль на гудмановской сцене. После пятнадцати лет в Нью-Йорке с сезона 2012-13 годов он живет и работает в Чикаго, является заместителем художественного руководителя Goodman Theatre. В постановке Вишкампера в этом театре шли спектакли “Animal Crackers” по его собственной пьесе, “Говорящие картины” (“Talking Pictures”) по пьесе Х.Фута, “Другие города пустыни” по пьесе Д.Р.Бейтса (сезон 2012-13 годов). Из других театральных работ режиссера отмечу спектакль “Пляска смерти” (“The Dance of Death”) в Writers Theatre (сезон 2013-14 годов). За лучшее исполнение главных ролей Шеннон Кокран и Ларри Яндо были удостоены премии “Джефф”-2014. И вот – новая встреча с этими актерами в Goodman Theatre: Кокран – Регина, Яндо – Бен. Давненько я не видел такого актерского созвездия на одной сцене. Кажется, все лучшие силы театрального Чикаго собраны сегодня в Goodman Theatre. Компанию Кокран и Яндо составляют Стив Пикеринг (Оскар), Джон Джадд (Горас), Мэри Бет Фишер (Берди), Дэн Воллер (Лео), Рэй Грей (Александра), Майкл Канаван (Уильям Маршалл), Шерин Сноу (Эдди), Декстер Золикоффер (Кал).
Пьеса “Лисички” была написана в 1939 году. В том же году состоялась премьера спектакля на Бродвее, а через два года появился фильм Уильяма Уайлера с Бетт Дэвис в главной роли. После этого об авторе узнал весь мир.
Кто же такая Лилиан Хеллман? Она родилась в 1905 году в еврейской семье в Новом Орлеане. Детство и юность будущая писательница провела в Нью-Йорке. Училась в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Некоторое время занималась журналистикой и театральной критикой, работала редактором в газете New York Herald Tribune. В 1930 году переехала в Лос-Анджелес. Редактировала сценарии для студии MGM. Там она познакомилась с писателем, автором детективных романов Дэшилом Хэмметом. Он был женат, но их отношения продолжались до его смерти в 1961 году. Оба были левыми, оба критиковали правительство США за недостаточную борьбу с фашизмом. При этом Хэммет был членом компартии, Хеллман – нет. Тем не менее в 1950 году она была внесена в “черный” список неблагонадежных деятелей культуры, а в 1951 году приглашена на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee). Хеллман оказалась в хорошей компании. Неблагонадежными тогда были Чарли Чаплин, Бертольт Брехт, Артур Миллер, Леонард Бернстайн, Ирвин Шоу, Джуди Холлидей. Ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, Хеллман отказалась отвечать на вопрос комиссии: “Состоите ли вы или состояли когда-либо в коммунистической партии?” Она ответила достойно: “Навредить невинным людям, которых я знаю много лет, с той лишь целью, чтобы спасти себя, кажется мне бесчеловечным, непорядочным и постыдным. Я была воспитана в старомодной американской традиции говорить правду, не навредить соседу, не лжесвидетельствовать, быть лояльным к своей стране. Я не могу и не буду “подстригать” свою совесть в угоду сезонной моде”.
Среди пьес Хеллман – “Стража на Рейне” (“Watch on the Rhine”, 1941, премия ассоциации критиков Нью-Йорка), “Порыв ветра” (“The Searching Wind”, 1944), “За лесами” (“Another Part of the Forest”, 1946) – пьеса о старшем поколении семьи Хоббардов, о том, что предшествовало событиям, описанным в пьесе “Лисички”, “Осенний сад” (“The Autumn Garden”, 1951), “Игрушки на чердаке” (“Toys in the Attic”, 1960, премия “Тони” за лучшую пьесу года), “Моя мать, мой отец и я” (“My Mother, My Father and Me”, 1963). К началу шестидесятых Хеллман отошла от драматургии. Она преподавала в университетах, встречалась с читателями и выпустила три автобиографических романа. Отношение к ним у литературоведов противоречивое. Многие обвиняли писательницу в подтасовке фактов, говорили о том, что вымысла в них больше, чем правды… Лилиан Хеллман умерла 30 июня 1984 года в штате Массачусетс.
Художник-постановщик чикагского спектакля – Тодд Розенталь.
Художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс говорит: “Лисички” – живая, горькая американская драма, центральная идея которой – из-за жадности гниет человек – остается актуальной спустя много десятилетий, отделяющих нас от героев Хеллман… Генри Вишкампер продемонстрировал тонкое умение работать с классическими произведениями. Он ставил спектакли по прозе Чарльза Диккенса и пьесам Августа Стриндберга. Я рад, что он взялся за новый яркий шедевр”.
В 1945 году, через шесть лет после премьеры “Лисичек” на Бродвее, состоялась ее российская премьера: Николай Охлопков выпустил спектакль в Театре Революции (ныне – Театр имени В.Маяковского). Он говорил: “Лисички” – американский “Вишневый сад”, только там еще и по морде бьют”. Роль Берди (в дословном переводе – “птичка”) играла великая Фаина Раневская. В ее исполнении эпизодическая роль вырастала до главной, и спектакль превращался в схватку двух женских характеров – Регины и Берди.
Перед спектаклями 22, 29 мая, 5 июня состоятся беседы с работниками театра (PlayTalks – Pre-show discussions). Каждую среду и четверг после спектакля пройдет его обсуждение с актерами (PlayBacks).
На малой сцене Goodman Theatre (Owen Theatre) в эти дни (до 21 июня 2015 года) идет спектакль “stop. reset” по пьесе и в постановке Реджины Тейлор. Это – чикагская премьера пьесы. Тейлор – режиссер мюзикла “Crowns”, который с успехом шел в театре в сезоне 2012-13 годов. В ближайших планах театра – “Ваня и Соня, и Маша, и Спайк” (“Vanya and Sonia and Masha and Spike”, 20 июня – 26 июля 2015 года, премьера в Чикаго) по пьесе Кристофера Дюранга в постановке Стива Скотта и “Пир” (“Feast”, Albany Park Project, 24 июля – 16 августа).
Nota bene! Спектакль “Лисички” идет до 7 июня. Справки и заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2014-15 годов, а также абонементов на сезон 2015-16 годов – по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org/ или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Билеты – $25-$81. Каждый день в 10.00 am на сайте театра возможна продажа билетов на вечерний спектакль на балкон со скидкой в 50% (Half-price day-of-performance mezzanine tickets, промо-код – MEZZTIX). Для студентов цена билета – $10 (максимальное количество билетов в одни руки – 4, промо-код 10TIX, требуется студенческое удостоверение). Скидки на групповые заказы (10+) – по телефону 312-443-3820. В кассе и на сайте театра продаются подарочные сертификаты.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/