Вчера не стало блюзового гитариста Би Би Кинга.
Для меня его имя всегда ассоциировалось с “золотым веком” американской музыки, с тем временем, когда на сцене блистали Элла Фитцжеральд и Луи Армстронг, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон, Фрэнк Синатра и Рэй Чарльз… Казалось бы, это время безвозвратно ушло. На дворе XXI век, на слуху у всех другие звезды. Но великий блюзовый музыкант, человек уникального таланта и уникальной работоспособности Би Би Кинг непостижимым образом продолжал оставаться на вершине музыкального Олимпа. Его музыка была все так же полна энергии и оптимизма, все так же неизменна была фирменная вибрация его легендарной “Люсили”, все так же звучал его непревзойденный голос, а его появление на сцене вызывал такой же неподдельный восторг многотысячной аудитории, как много десятилетий тому назад.
Би Би Кинг совершенно заслуженно носил титул “Короля блюза”. Я видел его на Музыкальном фестивале в Равинии (штат Иллинойс) 19 августа 2006 года. На сцену вышел старый тучный человек, сел в кресло и стал разговаривать со своими зрителями: “У меня болят ноги. У меня болит спина. Я многого не помню. Но я люблю блюз. И мне нужны вы – мои слушатели. Вы помогали мне все эти шестьдесят лет. Вы поможете мне и сегодня…” После этого первый блюзмен планеты заиграл. Заиграл так, как молодым и не снится: энергично, ярко, весело. Из-за диабета у Би Би Кинга начались проблемы с ногами, и на протяжении всего концерта он находился в кресле. При этом назвать его действия “сидением” просто невозможно. Музыкант двигался всем телом, пританцовывал, отбивал мелодию ногами, дирижировал, давал команды музыкантам, шутил, смеялся… – мы увидели бушующий вулкан жизнелюбия в исполнении человека-оркестра!
День 19 августа был объявлен в Иллинойсе Днем Би Би Кинга. Обратившись к публике на том памятном концерте, музыкант спросил: “Может быть, мне сделать сегодняшнее выступление прощальным?” Ответом ему стал рев шестнадцатитысячной армии поклонников “НЕТ!” (Именно столько – шестнадцать тысяч зрителей – в состоянии вместить Равиния. Такого скопления людей я еще не видел: был заполнен каждый уголок парка!)
Воодушевившись ответом, Би Би Кинг продолжил концерт. Он играл на своей легендарной черной гитаре “Люсиль”, с которой не расставался ни днем, ни ночью. Он говорил о ней, как о живом существе, называя ее самой верной своей подругой. Давным-давно, на концерте Кинга в маленьком городке Твист в штате Арканзас завязалась драка между двумя ревнивыми поклонниками одной леди. В ходе драки помещение загорелось. Убегая от пожара, Кинг оставил гитару на сцене. Вспомнив о ней, он кинулся обратно. Сам чуть было не погиб, но гитару спас. После этого Кинг узнал, что имя леди, из-за которой разразились столь неистовые страсти, было Люсиль. С тех пор свою гитару музыкант называет только этим именем. С “Люсиль” он записал более пятидесяти альбомов и получил четырнадцать премий “Грэмми”.
Родившийся в глухой американской провинции, в штате Миссисипи, в крохотном городке Итта Бена, Райли Кинг (таково его настоящее имя) работал с восьми лет под палящим солнцем на хлопковых полях, а по вечерам пел псалмы в местной церкви. Первые гитарные аккорды показал ему пастор. В двадцать два года Райли отправился в Мемфис к своему двоюродному брату Букке Уайту. Гитарист, игравший кантри-музыку, дал Райли Кингу первые бесценные уроки игры на гитаре. Дебют музыканта состоялся в концерте, посвященном образованию Мемфиса, – Кинг тогда впервые появился на местной радиостанции. В своих первых выступлениях Кинг придумал для себя непереводимый на русский язык псевдоним “The Peptikon Boy”, потом поменял его на “Beale Street Blues Boy”. Псевдоним “Би Би” музыкант взял себе после того, как друзья прозвали его “блюзовым мальчиком” (“blues boy”). Под этим именем его вскоре узнал весь мир.
Первая композиция Кинга, ставшая национальным хитом, была записана на студии в Мемфисе в 1951 году. Она называлась “Three O’Clock Blues”. Важную роль в жизни музыканта сыграл Чикаго. Именно в этом городе в ноябре 1964 года гитарист впервые выступил со своим новым альбомом “Live at the Regal”. Его великолепно сыгранный концерт произвел настоящий фурор, а альбом стал подлинным шедевром блюза. С 1969 года Би Би Кинг начал выступать по американскому телевидению, а еще через год состоялся дебют музыканта в нью-йоркском “Карнеги-Холл”. В том же 1970 году журнал “Guitar Man” назвал Би Би Кинга лучшим блюзовым гитаристом мира. Этот титул он сохранял всю жизнь.
В конце семидесятых годов XX века начались гастрольные поездки Би Би Кинга по всему миру. Были годы, когда первый блюзмен планеты давал по двести пятьдесят-триста концертов в год – невероятная творческая активность! За эти годы у музыканта было более семи тысяч выступлений. Би Би Кинг говорил, что гастроли продлевают ему жизнь, а концерты в переполненном зале – это его витамины. Би Би Кинг часто играл в дуэте с другими музыкантами. Он записал несколько альбомов с Эриком Клэптоном. В альбоме, который называется “Би Би Кинг и друзья”, он исполняет композиции с Элтоном Джоном, Шэрол Кроу, Марком Нопфлером, Ваном Моррисоном, Бобби Блендом.
У Би Би Кинга тринадцать детей, тридцать внуков и семь правнуков. Его имя увековечено в символическом Зале славы блюза.
Би Би Кинг – высочайший профессионал. Когда он отправлялся на концерты, его бытовые требования весьма незатейливы и даже скромны для фигуры такого масштаба: гостиница, персональный лимузин, грим-уборная рядом со сценой… Вкусовые предпочтения музыканта также очень просты: вегетарианский или рыбный суп, закуска из морепродуктов, рис, картошка или овощи, нежирный сыр, фрукты, хлеб, яблочный сок, диетическая кола, лед, “Шардоне”, “Мерло”, виски – таков был список Би Би Кинга, подготовленный перед его прощальной поездкой в Москву. Единственное, к чему он относится невероятно серьезно, – это к качеству звука своей гитары. Он возит с собой специально “заточенный” под эту гитару усилитель, поэтому и звук его такой особенный, сразу узнаваемый, неповторимый. Перед концертом он часами придирчиво проверял звук, добиваясь совершенства.
На концерте в Равинии Би Би Кинг и его блюз-бэнд исполнили зажигательную композицию “When Love Comes to Town”, культовую мелодию “You Are My Sunshine”, тонкую, лиричную песню “Rock Me Baby”, полную любви и обожания к женщинам композицию “Ain’t That Just Like a Woman”, многие другие знакомые с детства мелодии. Мощным заключительным аккордом концерта стала бессмертная композиция Би Би Кинга 1969 года “The Thrill Is Gone” (“Волнение прошло”), исполнив которую музыкант доказал, что его мелодии, несмотря на название последней, по-прежнему вызывают волнение, восторг и восхищение.
Би Би Кинг относился к той редкой породе музыкантов, которых можно слушать бесконечно. Если у вас плохое настроение, попробуйте поставить что-то из Би Би и проверьте. Уверен, ваше настроение исправится и солнце выглянет из-за туч!
Он умер 15 мая 2015 года. Ему было восемьдесят девять лет. Король умер. Больше королей нет.
.
Сергей Элькин