28 и 30 мая, 8.00 pm; 2 июня, 6.30 pm. Концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО), в которых абсолютная музыкальная классика встретится с новой музыкой. С одной стороны – увертюра “Тайные судьи” Г.Берлиоза и Третья (“Героическая”) симфония Л.ван Бетховена; с другой – мировая премьера Скрипичного концерта “Швея” (“The Seamstress”, солистка – Дженнифер Ко) композитора-резидента ЧСО Анны Кляйн. Дирижер – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сиэттла Людовик Морло.
Анна Кляйн родилась 9 марта 1980 года в Лондоне. Первое произведение сочинила в одиннадцать лет. Училась в Эдинбургском университете и Манхэттенской школе музыки. С 2008 по 2010 годы Анна была директором программы “Сочинение музыки” при Нью-Йоркском молодежном оркестре. С 2010 года работает в Чикаго и пишет музыку по заказу одного из лучших оркестров мира. На зимней пресс-конференции, объявляя планы ЧСО на будущий сезон, музыкальный руководитель оркестра Риккардо Мути представил журналистам новых композиторов-резидентов: Сэмюэля Адамса и Элизабет Огонек. Анна Кляйн перестает быть резидентом оркестра, но остается в Чикаго, так что, возможно, ее музыка продолжит звучать в Симфоническом центре.
За час перед началом концертов 28 и 30 мая на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы Кляйн об исполняемых произведениях.
На концерте 2 июня увертюра Берлиоза исполняться не будет. Концерт пройдет без антракта. После окончания всем зрителям предлагается бокал вина и общение с музыкантами.
29 мая, 8.00 pm. Заключительный в этом сезоне концерт программы “CSO at the Movies”. Смотрим самую знаменитую антиутопию в истории кинематографа и самый дорогой фильм в истории немецкого немого кино “Метрополис” (“Metropolis”, 1927) Фрица Ланга. Картина о строго регламентированной жизни в индустриальном обществе будущего, управляемом роботами, поразила современников количеством гениальных технических решений. Незадолго до смерти Фриц Ланг говорил: “Когда я вспоминаю сорок три поставленных мною фильма, я думаю, что моя любимая картина, кроме первого звукового фильма “М”, – это “Метрополис”. В техническом отношении этот фильм превосходил все, что было до него”. Ланг создал картину холодного и бесчеловечного мегаполиса.
Созданные из дерева и папье-маше кулисы – целый город небоскребов, сильно напоминающий Нью-Йорк, – были одной из главных составляющих зрелищности этого фильма. Кроме небоскребов, художникам-архитекторам фильма пришлось создавать подземные фабрики, гигантские фантастические машины, райские сады, средневековую церковь и загадочные приборы в лаборатории ученого. В фильме содержатся ссылки на многочисленные произведения архитектуры: от американского авангардизма, берлинского конструктивизма и модерна до Вавилонской башни с картины Питера Брейгеля. Фрица Ланга в большей степени интересовала художественная сторона фильма, а сюжетную линию определяла его тогдашняя жена Теа фон Харбоу. Именно ей “Метрополис” обязан счастливым финалом. Согласно легенде, посмотрев “Метрополис”, Гитлер сказал о Фрице Ланге: “Этот человек сможет подарить нам настоящий национал-социалистический фильм”. Ланг был вызван на прием к министру пропаганды Геббельсу, где получил предложение возглавить германскую кинопромышленность. Режиссер попросил сутки на размышления. По происхождению он был наполовину евреем, преследования которых уже начались в Германии. Кроме того, он придерживался левых взглядов. Но отказать Геббельсу было равносильно самоубийству. Фриц Ланг заехал домой, взял золотой портсигар, драгоценности, наличные деньги и в ту же ночь уехал в Париж, а оттуда – в Америку. Вот почему сегодня во многих киноэнциклопедиях рядом с его фамилией можно прочесть: “немецкий и американский режиссер”.
Демонстрируется сокращенная версия фильма. Звуковая дорожка к фильму, составленная Джоном Гоберманом, состоит из произведений А.Шенберга (фрагменты “Просветленной ночи” и двух камерных симфоний), Э.Грига (Хольберг-сюита), Б.Бартока (Первый и второй струнные квартеты). ЧСО дирижирует Кристиан Макелару. Маэстро румынского происхождения, он является дирижером-резидентом Филадельфийского симфонического оркестра и в последние три года частым гостем Чикаго.
31 мая, 3.00 pm. Дебютный сольный концерт пианистки Орли Шахам. Программа концерта составлена вокруг имени И.Брамса – произведения, которыми вдохновлялся он, его собственные сочинения и произведения композиторов постбрамсовской эры: Первая партита И.С.Баха, Шесть маленьких фортепианных пьес А.Шенберга, Экспромты Ф.Шуберта, интермеццо для фортепиано “Мой внутренний Брамс” американского композитора Брюса Адольфа, пьеса “После Брамса” американо-израильского композитора Авнера Дормана, Фортепианные пьесы И.Брамса.
Орли Шахам – сестра скрипача Гила Шахама и жена музыкального руководителя Симфонического оркестра Сент-Луиса Дэвида Робертсона. Они познакомились в январе 1999 года в Сент-Луисе. Робертсон впервые дирижировал оркестром, а Орли впервые выступала с этим оркестром в качестве солистки. Свадьба состоялась 3 января 2003 года. В сентябре 2007 года у Дэвида и Орли родилась двойня: мальчики Натан и Алекс. Семья Робертсон-Шахам живет в Нью-Йорке и Сент-Луисе.
1 июня, 8.00 pm. Последний в этом сезоне концерт Civic Orchestra. В программе: Симфонические танцы С.Рахманинова. Дирижер – Людовик Морло.
За полтора часа перед началом концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа об исполняемых произведениях. Имя лектора будет объявлено позднее.
4 и 6 июня, 8.00 pm. Гершвин, Равель, Стравинский – таково “меню” двух концертов ЧСО. Программа явно с французским уклоном: Симфоническая поэма Дж.Гершвина “Американец в Париже”, навеянная посещением композитора Франции, Концерт для фортепиано для левой руки с оркестром (солист – Денис Кожухин) и Вальс М.Равеля, музыка к одноактному балету И.Стравинского “Игра в карты” (“Jeu de cartes”). Дирижер – Людовик Морло.
Для Дениса Кожухина предстоящие концерты станут дебютным выступлением с ЧСО. Я помню его по сольному выступлению в Равинии летом прошлого года. Денис – победитель Международного конкурса пианистов имени королевы Елизаветы (Брюссель, 2010 год). Ему двадцать девять лет. Он родился в Нижнем Новгороде. После окончания местной музыкальной школы стал стипендиатом Международного благотворительного фонда “Новые имена”. О Кожухине заговорили в 1999 году после его участия в Фестивале памяти Святослава Рихтера. С 2000 по 2007 годы он учился у Дмитрия Башкирова в Высшей школе музыки в Мадриде. В последние годы пианист активно гастролирует по всему миру.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера и музыковеда Уильяма Уайта об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на все концерты этого сезона и абонементы на концерты сезона 2015-16 годов можно заказать на сайте Чикагского симфонического центра www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты сезона 2015-16 годов появятся в продаже летом.
.
Сергей Элькин
www.sergeyelkin.com
http://sergeyelkin.livejournal.com/