Классический балет есть замок красоты…
Иосиф Бродский
С 11 мая по 4 июля огромный зал Метрополитен-оперы Нью-Йорка отдан в распоряжение Его Величеству Балету! На крупнейшей оперной сцене мира проходят выступления Американского балетного театра, известного во всем мире под аббревиатурой ABT. В этом году у театра юбилей – ему исполняется семьдесят пять лет! По этому случаю 18 мая в театре состоялся Бриллиантовый бал.
В числе наиболее интересных событий юбилейного сезона – новая постановка “Спящей красавицы” (работа хореографа-резидента АБТ Алексея Ратманского), возобновление балета Лара Любовича “Отелло” и бессмертная балетная классика, среди которой – “Баядерка” Л.Минкуса.
Премьера “Баядерки” состоялась в Имперском балете Санкт-Петербурга 4 февраля 1877 года, и вот уже свыше ста пятидесяти лет этот балет занимает почетное место в репертуаре лучших балетных трупп мира. В разные годы в спектакле блистали Анна Павлова, Марина Семенова, Ольга Спесивцева, Михаил Лавровский, Вахтанг Чабукиани, Рудольф Нуреев.
Второй акт “Баядерки”, известный, как Акт теней, впервые представил Кировский театр в 1961 году. В 1974 году на сцене АБТ Акт теней поставила блистательная балерина и хореограф Наталья Макарова. Спустя шесть лет (21 мая 1980 года) она показала полную версию балета. В основе, конечно, – хореография Мариуса Петипа, но с изменениями и добавлениями Макаровой. Я смотрел “Баядерку” 5 июня 2015 года – спустя тридцать пять лет после премьеры – и поразился, как ярко выглядит хореография Макаровой и вся постановка. Романтическая восточная легенда о несчастной любви баядерки Никии и храброго воина Солора – это классика, но классика не музейная, а очень даже современная. Украшением спектакля стали исполнители главных партий, многолетняя прима-балерина Королевского балета Великобритании (с 2013 года она – прима-балерина Английского национального балета) Алина Кожокару (Никия) и солист АБТ Херман Корнейо (Солор).
Выдающаяся румынская солистка, обладательница всех высших балетных премий и наград создала нежный, трогательный образ прекрасной Никии, идущей на все во имя любви. В постановке Макаровой ощущается уважение к великим балетным традициям прошлого. Подобно тому, как для Петипа символом балета всегда оставалась женщина, для Макаровой символом “Баядерки” стала Никия. Все самые поэтические номера спектакля – с ее участием. Рядом с хрупкой Никией – храбрый воин Солор. Сильный, пластичный, музыкальный, темпераментный – аргентинец Херман Корнейо был в тот вечер неподражаемым Солором. Его мощные прыжки никого не оставили равнодушными и были встречены громкой овацией. Корнейо – лауреат Золотой медали VIII Международного конкурса балета в Москве (1997 год). В шестнадцать лет он стал самым молодым победителем в истории конкурса и с тех пор находится на вершине балетного Олимпа.
В партии Гамзатти выразительна была солистка АБТ, лауреат премии журнала Dance Magazine 2014 года Мисти Коупленд. В свободное от занятий балетом время она пишет книги. Взрослые – “Жизнь в движении” (“Life in Motion”) – о балете, и детские – “Жар-птица” (“Firebird”) – обо всем на свете.
”Баядерка” – энциклопедия танца! Танцы лиричные и мужественные, сольные, ансамблевые, характерные, танцы ревности Никии и Гамзатти, танцы Солора и Великого брамина, факиров и баядерок… – такое впечатление, что, сочиняя балет, пятидесятишестилетний Людвиг Минкус хотел вложить в него все, что им было создано в предшествующие годы. Балет невероятно красив, изыскан, элегантен. Я до сих пор вспоминаю начальную сцену Акта теней, когда в темноте на сцене по одной возникают танцовщицы с белыми шарфами и начинают свой танец любви, страсти и нежности…
“Баядерка” Минкуса – замечательный балетный спектакль в исполнении талантливой команды мастеров. Единственным слабым звеном мне показался кордебалет. Были моменты, когда балерины двигались вразнобой. Хотелось бы большей слаженности, отточенности движений, взаимопонимания. А вот оркестр АБТ под управлением дирижера Ормсби Уилкинса был на высоте.
Немного истории. Американский балетный театр возник из маленьких студий и трупп русских танцовщиков, которые в двадцатых годах прошлого века появились в Америке. Одной из таких трупп руководил Михаил Мордкин – бывший солист труппы Дягилева, танцевавший с Анной Павловой в Париже. В 1937 году Мордкин основал компанию Mordkin Ballet. Среди его учеников была танцовщица Лючия Чейз. Мордкин, Чейз, танцовщик Ричард Плезант – именно они основали в 1940 году Театр балета. Современное название труппа получила в 1957 году. Со дня основания театра с ним сотрудничали известные хореографы и звезды балета. Уже в первое десятилетие в театре были поставлены многие выдающиеся спектакли, включая постановки балетов Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса. С середины 60-х годов в АБТ активно ставятся классические балеты, такие, как “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Золушка”, а также современные постановки Твилы Тарп, Кларка Типпета и Марка Морриса с участием величайших танцоров Кьяры Фраччи, Гилси Керкленд, Рудольфа Нуриева. АБТ много и охотно гастролирует как по Америке, так и по всему миру. Художественный руководитель АБТ – Кевин Маккензи. Балетмейстер возглавляет театр уже двадцать три года. Вот цитата из его интервью: “Я смотрю на наших замечательных артистов – они все принадлежат разным школам. Я вижу, как они работают вместе, наблюдают друг за другом, обмениваются идеями, опытом, чтобы выжать из себя максимум возможного. У них нет узкоко подхода типа: “Мои педагоги учили меня так, и я не стану делать по-другому”. Вместо этого они говорят: “Моя школа учит иначе, но у тебя получается хорошо”.
Русское влияние заметно везде в балетном мире, и, конечно, не обошлось без него в Американском балетном театре. На протяжении девяти лет – с 1980 по 1989 годы – руководителем труппы был выдающийся мастер современного балета, представитель русской классической балетной школы Михаил Барышников. Как писал Иосиф Бродский: “…Как славно в вечеру, вдали Всея Руси, Барышникова зреть. Талант его не стерся!..”. Сегодня в составе АБТ работает, пожалуй, самый востребованный хореограф в мире Алексей Ратманский. Все гоняются за ним, все хотят заполучить его к себе, все следят за каждым его шагом. Поэтому АБТ сделал дальновидный ход: еще в 2011 году театр продлил контракт с Ратманским на двенадцать (!) лет, и теперь до 2023 года он является хореографом-резидентом американской труппы. По контракту он обязан работать с АБТ двенадцать недель и выпускать по одному новому балету в год.
Сегодняшняя программка пестрит именами наших соотечественников. Примы-балерины театра – прекрасная Диана Вишнева из Мариинки, бывшая солистка Берлинского государственного балета, профессор Балетной школы Берлина Полина Семионова, выпускница Вагановской академии Вероника Парт. Среди приглашенных солистов – прима Королевского балета Великобритании Наталья Осипова, прима Балета Сан-Франциско и Национального балета Украины Мария Кочеткова, ведущая солистка Большого театра Ольга Смирнова, прима Большого театра Евгения Образцова, солист Большого театра Семен Чудин, Денис Недак из Одессы, Леонид Сарафанов из Михайловского балета. Чудин, Образцова и Сарафанов дебютируют в этом сезоне в АБТ. С 2012 года солистом театра является талантливый Даниил Симкин. Он родился в Новосибирске, с тринадцати лет живет на Западе. В труппе АБТ с 2008 года.
Ведущая балетная компания США хорошо знакома чикагским любителям балетного искусства. Только за последние годы мы увидели такие спектакли, как “Жизель” и “Корсар” А.Адана, “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Спящая красавица” П.Чайковского. АБТ не ограничивается классическими постановками, но для гастролей в Чикаго театр неизменно выбирал классику. А вот последний раз – в сентябре прошлого года – театр привез специальную программу, в составе которой балеты лучших американских хореографов XX века: “Партита Баха” (“Bach Partita”) и “Сюита Синатры” (“Sinatra Suite”) Твайлы Тарп, “Требуется сборка” (“Some Assembly Required”) Кларка Типпета и “Свободны, как воздух” (“Fancy Free”) Джерома Роббинса.
Интересно наблюдать, как происходит в театре смена поколений. В прошлом году состоялись прощальные спектакли примы-балерины театра Ирины Дворовенко и ее мужа – солиста Максима Белоцерковского. Закончили выступать замечательные Херман Кареньо, Геннадий Савельев (шестнадцать лет на сцене АБТ), Итан Стифел. В этом сезоне заканчивают свои выступления прославленная Джули Кент, примы-балерины Палома Херера и Самара Рейс. Из кордебалета в солисты переведен французский танцовщик Александр Хаммуди. Примой-балериной театра стала корейская танцовщица Хи Сео – она начинала в театре в качестве солистки. С недавнего времени солистом балета стал танцор из Коннектикута Джеймс Уайтсайд. Жизнь Первой балетной труппы Америки продолжается.
С Днем рождения, АБТ! Успеха и процветания, Театр!
Nota bene! Билеты на спектакли Американского балетного театра можно заказать по телефону 212-362-6000, на сайте www.abt.org и в кассе Метрополитен-оперы по адресу: Lincoln Center for the Performing Arts, 30 Lincoln Center Plaza, New York, NY 10023. Торопитесь: последний спектакль этого сезона пройдет 4 июля.
.
Сергей Элькин