В эти дни Театральная компания Чикаго “Sideshow” (Sideshow Theatre Company) представляет спектакль “Глупая гребаная птичка” (вольный перевод автора статьи, оригинальное название – “Stupid Fucking Bird”) по одноименной пьесе американского драматурга Аарона Познера. О том, что это – парафраз на темы пьесы Чехова “Чайка”, указывает подзаголовок: “sort of adapted from Chekhov’s The Seagull”. Все персонажи нам хорошо известны, даже некоторые имена совпадают. Начинающий молодой режиссер театра Конрад пытается выбраться из тени матери, знаменитой в прошлом голливудской актрисы Эммы. Он бунтует против искусства, созданного ее поколением, и, как и его знаменитый предшественник Треплев, тоже ищет новые формы. Муза режиссера Нина влюбляется в любовника Эммы, известного писателя Дойла. Все страдают, все по-своему несчастны, каждый разочаровывается в любви… – в общем, знаменитые чеховские мотивы, вписанные в антураж современной Америки. В этом порой непочтительном парафразе на темы классической пьесы Познер позволяет себе полные юмора “буйные” сцены, неожиданные репризы и даже песни…
Пьеса Аарона Познера “Stupid Fucking Bird” стала лауреатом премий “Helen Hayes – Outstanding Resident Play” и “Outstanding New Play”. Мировая премьера спектакля по этой пьесе состоялась в 2013 году в Woolly Mammoth Theatre Company (Вашингтон). В начале 2014 года пьеса шла на сцене The Theatre @ Boston Court в Лос-Анджелесе. В Sideshow Theatre – впервые на Среднем Западе – спектакль по этой пьесе был показан в августе 2014 года. После шумного успеха было решено возобновить эту постановку. И вот с 25 июля “Глупая гребаная птичка” вернулась на чикагскую сцену. Продюсер постановки – организация Carlisle Hart, LLC. Режиссер-постановщик спектакля – художественный руководитель Sideshow Theatre Company Джонатан Грин. Выпускник университета Вирджинии, он давно и успешно сотрудничает со многими театрами Чикаго, в том числе – Lookingglass Theatre, Steppenwolf Theatre, Chicago Dramatists, Theatre Seven of Chicago, Pavement Group, Live Arts and the Earl Hamner, Jr. Theatre. Грин является членом Совета директоров Лиги театров Чикаго (the League of Chicago Theatres), служит членом литературного цеха (Literary Management Associate) Goodman Theatre. Среди его постановок: “The Golden Dragon”, “The Gacy Play”, “Heddatron”, “Midway Liquors”, “Theories of the Sun”, “Medea with Child”, “Everything Freezes: another winter’s tale”, “Dante Dies!”, “Mud”. В сезоне 2012-13 годов Грин впервые в США поставил в Sideshow Theatre пьесу Роланда Шиммельпфеннига “Идоменей”. Спектакль был удостоен премии “Джефф” за лучший ансамбль. Мне запомнился один из последних спектаклей Грина “Антигоник” по одноименной пьесе Анн Карсон, поставленный в Sideshow Theatre в прошлом сезоне.
Я встретился с Джонатаном Грином в перерыве между репетициями “…птички”. В беседе со мной он сказал:
– Меня сразу заинтересовала пьеса. Мне показалось, что она хорошо подходит для нашей труппы. Я собрал наших актеров на читку. Помню, мы смеялись от начала до конца, потом стали обсуждать. Это пьеса о героях Чехова, живущих в наше время, смешная и грустная одновременно. Премьера прошла с большим успехом, и я рад, что мы повторяем ее этим летом. В спектакле заняты семь актеров. Пять из них являются членами труппы, два актера с этим спектаклем дебютировали в театре.
Актерами Sideshow Theatre являются Нейт Уилден (Кон), Мэтт Флетчер (Дев), Кети Каролина Коллинс (Маш), Нина О’Кифе (Нина), Коди Проктор (Триг). Впервые в этом театре работают лауреат премии “Джефф”-2015 Норм Вудел (Сорн) и актриса The Hypocrites и The House Theatre Стейси Столц (Эмма).
– Команда актеров та же, что и в прошлом году. Так что у нас работает слаженный ансамбль.
– Актриса Нина О’Кифе играет роль Нины Заречной. Это простое совпадение?
– Это очень счастливое совпадение. (Смеется.)
Еще одно “счастливое совпадение” – спектакль “Ваня и Соня, и Маша, и Спайк” по одноименной пьесе Кристофера Дюранга, идущий в эти дни в Goodman Theatre. Снова – чеховские герои (все вместе, из главных четырех пьес) в новых, предлагаемых обстоятельствах. Джонатан Грин шутит: “Чеховские темы популярны в Чикаго этим летом” и продолжает:
– У Чехова учатся многие современные драматурги, его герои не дают покоя новому поколению. Поэтому и возникают своеобразные вариации на его темы. Любопытно при этом, как характеры и поведение героев преломляются сквозь времена и страны, любопытны параллели между персонажами в таких разных странах, как Россия и Америка. Творчество Чехова дает простор для фантазии.
– Вы любите пьесы Антона Павловича?
– Да, очень, но в них возникает проблема с переводом. Не все переводы в равной степени отражают своеобразие чеховского языка. У Чехова многое строится на подтексте, на том, что стоит между фразами. Иногда это трудно передать на английском языке.
– Как вы думаете, что бы сказал Чехов, если бы увидел вашу “…птичку”?
– Мне кажется, Чехов бы оценил наш спектакль. Ему бы понравился юмор, “открытый язык”, он был бы доволен реакцией зрителя, был бы рад, что вопросы, поднимаемые в “Чайке”, по-прежнему актуальны.
– Вы приходили на репетиции уже с готовыми идеями?
– Мне нравится находить ответы на существующие в пьесах вопросы непосредственно на репетициях, с участием актеров. Мне кажется, я довольно четко формулирую задачи перед актерами, и актеры понимают меня. Идя на репетицию, я примерно представляю себе, как будет выглядеть та или иная сцена, но окончательное решение принимаю вместе с актерами.
– Актерскую импровизацию принимаете?
– Главное, чтобы она не завела актеров слишком далеко. Нет, конечно, я допускаю импровизацию, но в пределах рисунка роли… В спектакле для меня важно все – костюмы, декорации, музыка…
– Мне очень понравилась музыка к этому спектаклю…
– Я познакомился с композитором Джеймсом Саггом несколько лет тому назад, еще до премьеры “…птички”, и мне тоже сразу понравилась его музыка. Он тогда жил в Филадельфии, потом переехал в Бруклин. В нашем спектакле звучит его оригинальная музыка, написанная к премьере в Вашингтоне. По контракту, мы обязаны использовать оригинальную музыку, и в данном случае условие контракта полностью совпало с нашим желанием.
– Участвовал ли в репетиционном процессе автор пьесы Аарон Познер?
– Он не был с нами на репетициях, но мы с ним находились и продолжаем находиться в постоянном контакте. Мы трижды вносили изменения в текст пьесы во время прошлогодних репетиций и кое-что меняем сейчас. Аарон скоро приедет в Чикаго, он будет работать с Шекспировским театром над “Бурей” Шекспира в его адаптации. Так что, я думаю, у него будет возможность увидеть наш спектакль.
Об авторе пьесы “Глупая гребаная птичка” читайте в следующем выпуске Театрального обозрения. А теперь – несколько слов о театральной компании “Sideshow”. Она образовалась в ноябре 2007 года на базе нескольких маленьких театров Чикаго. Отличительной особенностью репертуарной политики компании является открытие новых имен в драматургии. Театр открылся имевшим большой успех спектаклем “Dante Dies!! (and then things get weird)”. Среди постановок театра – “Медея и ребенок” Джанет Бурровей (вариация на тему трагедии Эврипида, сезон 2009-10 годов), “Незнакомая страна” Мэтта Флетчера, Кари Миллер, Майка Стила и Нейт Уилден (пьеса написана актерами театра, сезон 2011-12 годов), “Мария/Стюарт” (именно так, через наклонную черту пишется это название) Джейсона Грота (сезон 2012-13 годов). В настоящее время Sideshow Theatre является одним из финалистов премии “2015 Broadway in Chicago Emerging Theatre Award”. Подробности истории создания и сегодняшнего дня компании – на сайте www.sideshowtheatre.org.
Говоря о “…птичке” – пьесе-парафразе “Чайки”, – вспоминается фильм французского режиссера Луи Малля “Ваня с 42-й улицы” (“Vanya on 42nd Street”, 1994). В нем рассказывается о том, как в течение пяти лет режиссер Андре Грегори репетировал с актерами-энтузиастами в полузаброшенном театре на 42-й улице в Нью-Йорке спектакль по пьесе А.Чехова “Дядя Ваня”. Глазами французского режиссера мы наблюдали за тем, как американские актеры стремятся проникнуть в художественный мир Чехова и добиваются при этом неожиданного результата…
Создатели спектакля “Глупая гребаная птичка” предупреждают: в течение представления на сцене будут различные шумовые эффекты, выстрелы, курение и многочисленное употребление того самого нецензурного слова, которое есть в названии. При этом спектакль сделан талантливо и остроумно, и я советую всем не пропустить его.
Nota bene! Спектакль “Глупая гребаная птичка” идет до 30 августа 2015 года в помещении Victory Gardens Zacek McVay Theater по адресу: 2433 North Lincoln Avenue, Chicago, IL 60601. $15-$49. Заказ билетов – на сайте www.victorygardens.org, по телефону 773-871-3000 или в кассе театра.
Полную информацию о театральной жизни Чикаго вы найдете на сайте http://www.theatreinchicago.com/.
.
Сергей Элькин