В эти дни в музее “Новая галерея” (Neue Galerie) Нью-Йорка проходит выставка “Русский модернизм: параллели и пересечения в русском и немецком искусстве, 1907-1917 годы” (“Russian Modernism. Cross-currents of German and Russian Art, 1907-1917”).
Таких выставок Нью-Йорк не видел давно! Шутка ли: около девяноста работ крупнейших представителей русского модернизма начала XX века. Это время в русской культуре принято называть Серебряным веком. Петр Кончаловский, Илья Машков, Борис Григорьев, Василий Кандинский, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Натан Альтман, Казимир Малевич, Владимир Бехтеев, Александр Куприн (не писатель), Валентина Ходасевич (племянница поэта), Илья Зданевич… – компания художников-кубистов и импрессионистов ничем не уступает знаменитым поэтам – футуристам, символистам, имажинистам, примитивистам. Тут тоже: что ни имя, то – Явление! Выставка собрана по темам: “Городская жизнь”, “Натюрморт”, “Пейзаж”, “Обнаженная натура”, “Портрет”. Небольшая галерея внутри выставки с работами Кандинского и Малевича посвящена абстрактному искусству.
“Русский модернизм” – совместный проект российского бизнесмена, председателя совета директоров банковской группы “Альфа-банк” Петра Авена и основателя музея “Новая галерея”, американского филантропа и мецената Рональда Лаудера – сына и наследника косметической империи Estee Lauder. Куратор выставки – искусствовед Константин Акиньша. Большую часть выставки занимают картины из частной коллекции Авена, которые никогда нигде не выставлялись. Общая стоимость художественных произведений, по словам Авена, составляет около $2 млрд.
Вот лишь три примера уникальных картин.
Михаил Ларионов. “Портрет Велимира Хлебникова” (1910 год) – единственный сохранившийся портрет поэта-футуриста.
Роберт Фальк. “Человек в шляпе-котелке” (портрет Якова Каган-Шабшая, 1917 год). Каган-Шабшай – один из наиболее известных коллекционеров современного искусства. Он был одним из первых, кто поверил в талант Марка Шагала. У него было около тридцати ранних работ художника. Каган-Шабшай задумал создать в Москве музей еврейского искусства. В Москве его идея не нашла поддержки. Он нашел ее в Одессе и подарил большую часть своей коллекции городу. Одесса получила один из первых еврейских музеев в Европе. Но во время Второй мировой войны коллекция исчезла. По основной версии, музей был уничтожен фашистами. (Картина Фалька выставлялась на аукционе Сотбис в 2013 году с примерной ценой 2.5-3.5 миллионов фунтов стерлингов. Окончательная цена покупки – 10 млн.)
Аристарх Лентулов. “Автопортрет с купальщицами” (1915) – пародия на известную картину Эдуарда Мане. В образе одетого мужчины Лентулов изобразил себя.
Итак, Его Величество Модерн! В России – “Бубновый валет” и “Ослиный хвост”, в Германии – “Мост” (“Brücke”) и “Синий всадник” (“Blaue Reiter”), в России – кубофутуризм, в Германии – экспрессионизм. Куратор выставки Акиньша говорит об этом так: “Два на тот момент провинциальных авангарда смотрели на Францию и получали вдохновение из Парижа”. Русские художники смотрели на Францию и отправлялись учиться живописи в Германию, немецкие – в Россию. И здесь ключевое значение приобретает музей “Новая галерея” – уникальное в Америке собрание немецкого и австрийского искусства.
История музея начинается в 1922 году почти с анекдота. Десятилетний житель Вены Серж Сабарски в приемной у зубного врача увидел рисунок художника Эгона Шиле. На рисунке была изображена обнаженная женщина. Мальчик остался под таким впечатлением, что забыл о зубной боли (возможно, именно на такую реакцию рассчитывал врач) и на всю жизнь полюбил работы одного из ключевых художников австрийского модернизма начала XX века. После прихода к власти нацистов Сабарски бежал сначала во Францию, потом – в Америку. Во время Второй мировой войны он три года служил в американской армии, а после окончания войны вспомнил о давнем интересе к живописи, стал заниматься дизайном и коллекционировать картины. К началу шестидесятых годов Сабарски был известным коллекционером. К этому периоду относится его знакомство с Рональдом Лаудером. Со временем общие вкусы и увлечения превратили это знакомство в дружбу. Долгие годы коллекционеры мечтали о создании музея, целиком и полностью посвященного австрийскому и немецкому модернизму начала XX века. В 1994 году (за два года до смерти Сабарски) они выкупили изящный особняк 1914 года работы Карьера и Хастингса на пересечении Пятой авеню и Восемьдесят шестой стрит, на так называемой Музейной миле Нью-Йорка. После реставрации в 2001 году музей открыл свои двери для посетителей. Рональд Лаудер осуществил мечту своего друга Сержа Сабарски.
В немецком названии музея читается ссылка на многие галереи нового искусства и самую известную из них – венскую “Neue Galerie”, основанную в 1923 году художником Отто Каллиром. Основу постоянной коллекции музея составляют работы Густава Климта, Эгона Шиле, Пауля Клее, Альфреда Кубина, Оскара Кокошки – всех тех, кого яростно травили нацисты, называя их работы “дегенеративным искусством”.
Они идеально представляют свою эпоху – дерзкую, изломанную, декадентскую и чертовски привлекательную. Их творческие биографии начинались со скандалов. За одну из своих первых работ – драму в стихах “Убийца – надежда женщин” (не удивляйтесь, в юности венские модернисты писали поэмы) – Оскара Кокошку лишили стипендии Венской школы искусств и ремесел, а после выставки в “Венских мастерских” в 1908 году назвали “великовозрастным сорванцом”. Эгону Шиле не повезло еще больше. В 1912 году он провел двадцать четыре дня в тюрьме по обвинению в растлении малолетней. Позднее все обвинения были с него сняты.
Откровенных поз на картинах в музее немало: многие из моделей Климта, Шиле, Кокошки были проститутками и соглашались позировать в любых позах. Вспомним, что живший в те годы в той же Вене Зигмунд Фрейд провозглашал главенство психоанализа, а теоретик и практик модернизма Адольф Лоос, вторя ему, утверждал: “Всякое искусство эротично”. Венские художники “хорошо усвоили” уроки мастеров-философов…
Коллекция музея постоянно обновляется. Так, в июне 2006 года Лаудер купил картину Климта “Портрет Адели Блох Бауэр I” (стоимость – $135 млн), в ноябре того же года – работу Кирхнера “Уличная сцена в Берлине” (стоимость – $38,1 млн).
Венский модерн оказался современен и в начале XXI века. Они встретились снова спустя почти век: Малевич с Климтом, Кандинский с Шиле, Ларионов с Мюнтером…
Выставка “Русский модернизм…” уникальна еще и тем, что налаживает культурные обмены между Россией и США, замороженные пять лет назад после скандала с “библиотекой Шнеерсона”. То, что боятся делать крупные музеи, оказалось под силу музею небольшому. “Новая галерея” показала, что культурные институты могут и должны сотрудничать независимо от политической погоды за окном. И примеру маленького музея следуют другие. Санкции, конфликт России с Украиной, “крымнаш”, “пятая колонна” и прочие мерзости с одной стороны, а с другой – русские модернисты в Neue Galerie, Московский театр имени Вахтангова в New York City Center, Наталья Осипова в “Баядерке” в Metropolitan Opera House, скрипач Александр Марков в Carnegie Hall (это только программа одних нью-йоркских выходных в начале июня). Выплывем? Взявшись за руки, да с таким искусством – обязательно!
Nota bene! Выставка “Русский модернизм” открыта до 31 августа. Каждому посетителю музея предлагается информативный аудио-тур с подробным рассказом куратора выставки К.Акиньши о представленных экспонатах. Музей “Neue Galerie” находится по адресу: 1048 Fifth Avenue (by 86th Street) New York, NY 10028. Справки по телефону 212-628-6200. Подробную информацию о музее вы найдете на сайте http://www.neuegalerie.org.
.
Сергей Элькин