11 сентября вышел новый, пятый совместный альбом ЧСО и маэстро Риккардо Мути. В альбоме – два диска с двумя произведениями Гектора Берлиоза: “Фантастическая симфония” и монодрама “Лелио, или Возвращение к жизни”. Их соседство в программе маэстро Мути объяснил так: “Мы часто слышим отдельно “Фантастическую симфонию”. Но она рассматривалась Берлиозом как пролог к драме “Лелио”, а “Лелио” – как продолжение “Фантастической симфонии”. Берлиозом задумывались два произведения вместе, и исполнять одно без другого, начало без продолжения – это ошибка”.
Запись альбома была сделана на первой программе Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя ЧСО 23, 24, 25 и 28 сентября 2010 года. Мне посчастливилось побывать на одном из этих концертов. Наибольшее впечатление произвели на меня тогда духовые инструменты. В “Фантастической симфонии” мы услышали прелестные звуки гобоя Евгения Изотова, флейты Матье Дюфора, волторны Дэйла Клевенджера, кларнета Ларри Комбса. Неслыханные созвучия, невероятное сочетание музыкальных тембров и оркестровых красок Берлиоза требуют от оркестра особого внимания к деталям, ритмической четкости и инструментального баланса. Всего этого удалось достичь музыкантам – оркестр звучал просто вдохновенно.
Пять лет прошло с тех пор. Иных уж нет, а те далече. Не играют в оркестре Клевенджер и Комбс, в Берлинский филармонический оркестр перешел Дюфор, в “академическом отпуске” – Изотов…
Главным событием “Лелио” стало появление в качестве Чтеца друга Риккардо Мути, блистательного французского актера Жерара Депардье. Не знаю, как вы, уважаемые читатели, но до появления Депардье в Чикаго я не знал, что он не только снимается в кино и играет в театре, но еще обожает выступать с симфоническими оркестрами. Несколько лет назад на Зальцбургском музыкальном фестивале Венским филармоническим оркестром под управлением Риккардо Мути была исполнена оратория Сергея Прокофьева “Иван Грозный”. Текст от лица Ивана Грозного читал Жерар Депардье. В Чикаго состоялась новая встреча итальянского маэстро и французского актера.
Верхний свет погашен, у музыкантов освещены только пюпитры. Из глубины партера к авансцене медленно, с трудом передвигая ноги, продвигается Актер. Это и есть Жерар Депардье. Он изображает музыканта – героя “Фантастической симфонии”, только что очнувшегося от навеянных опиумом грез и страшных видений гильотины. Он говорит о Шекспире, Гамлете, с которым отождествляет себя, о верном друге Горацио, который тут же за занавесом поет нежный романс (тенор Марио Зеффири), и о брюзжащих критиках, не понимающих ни Шекспира, ни Бетховена, ни нового романтического искусства. Монологи Актера перемежаются с музыкальными номерами. Тут и Баллада о рыбаке (на текст Гете), и зловещий “хор теней” из юношеской кантаты Берлиоза “Клеопатра”, и “Сцена бандитов”, которые “пьют за здоровье своих принцесс из черепов их возлюбленных”, и лирическая “Песнь счастья”, и короткий оркестровый отрывок “Эолова арфа” из кантаты “Орфей”, и, наконец, Фантазия на темы шекспировской “Бури”. Солист – бас-баритон Кайл Кетелсен.
Слушая “Лелио”, наслаждаясь этой божественной музыкой, я ловил себя на мысли, что нахожусь не в концертном зале, а в соборе – настолько мощным был энергетический заряд, исходивший от оркестра, хора, чтеца, солистов и дирижера. Это был тот редкий случай, когда музыканты и композитор не только говорили на одном музыкальном языке, но и были эмоционально близки друг другу. При этом в их исполнении не было и тени помпезности. Наоборот, показалось даже, что дирижер намеренно приглушает бурный поток чувств. Мути старается уйти от внешнего блеска, которым оркестр может одинаково “опутать” любую музыку независимо от композитора, а добивается от оркестра особого звучания для каждого произведения. В данном случае мы слушали исповедь актера, почти интимную музыку, а в интимной музыке нет места пафосу. Потому и работал Мути не грубой кистью, а мягкими штрихами и тонкими линиями. Как обычно, выше всяких похвал звучал Чикагский симфонический хор. Я неизменно поражаюсь слаженности, подготовленности, техническому мастерству этого коллектива. Вот и в “Лелио” массивная хоровая конструкция легко высвечивала каждую мелодическую линию, играючи справляясь со сложными полифоническими хитросплетениями Берлиоза. Браво многолетнему хормейстеру Дайену Вулфу!
ЧСО исполнил “Лелио…” впервые. Я очень рад, что благодаря выпущенному альбому эти концерты останутся в истории музыки.
Звукоинженер записи – Кристофер Уиллис. В 2008 году он получил премию “Грэмми” за альбом “Традиции и трансформации: звуки “Шелкового пути” (“Traditions and Transformations: Sounds of Silk Road Chicago”).
Продюсер альбома – Дэвид Фрост. Один из наиболее успешных продюсеров в мире классической музыки, он является лауреатом четырнадцати (!) премий “Грэмми”, в том числе – две награды 2010 года за запись “Реквиема” Дж.Верди ЧСО под управлением Р.Мути. Новый альбом доступен для продажи и скачивания в цифровой версии.
.
Сергей Элькин
www.sergeyelkin.com
http://sergeyelkin.livejournal.com/