3 октября открылся новый киносезон спектаклей Метрополитен-оперы (Нью-Йорк). Десятый год подряд на большом экране мы смотрим любимые оперы и наслаждаемся лучшими голосами мира. В новом сезоне – десять опер. Первой мы увидели шедевр Джузеппе Верди – оперу “Трубадур”.
В главных партиях:
Манрико – Йонгхун Ли,
Леонора – Анна Нетребко,
Азучена – Долора Заджик,
Герцог ди Луна – Дмитрий Хворостовский.
Дирижер – Марко Армилиато.
Режиссер-постановщик – Дэвид Маквикар.
Совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско.
Верди был на вершине славы после “Риголетто”, когда в марте 1851 года написал письмо либреттисту Каммарано с предложением обратить внимание на пьесу Гутьерреса “Трубадур”, как на сюжет для новой оперы. Пьеса была впервые поставлена в Мадриде в 1836 году. Это – типичная романтическая драма с запутанной интригой, кровавой развязкой, с непременными поединками, мщением, ядом и роковыми тайнами, пьеса, полная ярких красок, остротой сценических ситуаций и кипением страстей. Верди был заинтригован центральным женским персонажем, цыганкой Азученой, раздираемой, подобно Риголетто, двумя страстями: безграничной любовью и жаждой мести…
Работа над либретто продолжалась два года, однако в 1852 году неожиданно умер Каммарано. По оставшимся эскизам конец Третьего и Четвертое действие дописал молодой поэт Бардаре. А что касается музыки к опере, то Верди сочинил ее за двадцать девять дней! Композитор вначале ругал драму Гутьерреса за “излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий”, а после премьеры оперы, созданной по этой пьесе, в ответ на подобные обвинения уже в его адрес, невозмутимо ответил: “А что, разве в жизни не так..?”
“Трубадур” – одна из самых популярных вердиевских опер. Тем не менее она всегда подвергалась атакам критики за ее совершенно нереалистический сюжет. В сравнении с “Травиатой” или “Риголетто” опера всегда получала упреки за некий формализм сюжета. Затем пришли другие времена, и критика принялась восхвалять Верди за малоподвижные характеры и статичное либретто, упирая на то, что слушатель может сконцентрироваться на музыке… Единственное, в чем были едины все критики, – это в том, что достоинства замечательной музыки Верди – энергичной, бурной, страстной – намного превосходят все недостатки либретто.
Закончив работу над оперой, Верди пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы. “Как вам моя новая опера?” – спросил композитор, поднимаясь из-за рояля. “Откровенно говоря, – решительно произнес критик, – все это мне кажется довольно плоским и невыразительным, господин Верди.” “Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив!” – воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку. “Я не понимаю вашего восторга, – пожал плечами критик. – Ведь опера мне не понравилась…” – “Теперь я совершенно уверен в успехе моего “Трубадура”, – объяснил Верди. – Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!”
Мировая премьера “Трубадура” с триумфальным успехом состоялась в Римском театре “Аполло” 19 января 1853 года. Опера сразу завоевала всеобщее признание. В 1855 году она была исполнена в Петербурге итальянской труппой. Первая русская постановка “Трубадура” состоялась в Москве, в Большом театре, в 1859 году.
Премьера “Трубадура” на сцене Лирик-оперы состоялась в 1955 году – на следующий год после образования театра. Партию Леоноры исполнила Мария Каллас. За дирижерским пультом стоял Никола Рескиньо. В следующем, 1956 году этой оперой на сцене чикагского театра впервые дирижировал Бруно Бартолетти. В 2006 году – ровно полвека спустя – он снова стоял за дирижерским пультом Лирик-оперы! Партию Леоноры исполняла Сондра Радвановски, партию Азучены – Долора Заджик. Азучена – “визитная карточка” Заджик. Певица исполняет эту партию двадцать пять лет на крупнейших оперных сценах мира. И в эти дни в МЕТ ее голос звучал неподражаемо.
На сцене Метрополитен-оперы “Трубадур” идет в режиссуре сэра Дэвида Маквикара. Это – совместная постановка Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско. В Чикаго мы видели ее осенью прошлого года. В многочисленных интервью перед премьерой Маквикар подчеркивал, что спектакль сделан под влиянием работ Франсиско Гойи. Действительно, влияние Гойи чувствуется, но при этом ничего лишнего, никакого “выпендрежа” – такое впечатление, что режиссер остался в тени, уделяя главное значение Музыке.
Сейчас сэр Дэвид Маквикар готовит в Лирик-опере Чикаго новую постановку “Воццека” А.Берга. Мы хорошо знакомы с творчеством режиссера. Мне запомнилась его остроумная интерпретация “Юлия Цезаря” Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов). Последний раз Маквикар ставил в Лирик-опере в сезоне 2013-14 годов (“Русалка” А.Дворжака).
Пятый год подряд Анна Нетребко открывает сезон крупнейшего оперного театра мира. На этот раз – в недавно появившейся у нее в репертуаре партии Леоноры. В беседе со мной певица сказала:
– У меня очень сильно изменился голос. Изменился давно. Буду пробовать себя в новом репертуаре. Мне все это говорят, и я сама это чувствую. Я допеваю старые контракты и готовлюсь к новым ролям. Выкраиваю возможности. Новый репертуар требует идеальной вокальной техники, дыхания…
– Перечислите, пожалуйста, ваши новые партии.
– Татьяна, Леонора, Манон Леско Пуччини, леди Макбет, Маргарита в “Фаусте” Гуно, Эльза в “Лоэнгрине” Вагнера, Норма, Адриана Лекуврер – партии, которые мне предстоит спеть в ближайшие шесть лет.
Судя по партии Леоноры, Анна Нетребко на правильном пути.
Главным героем спектакля стал Дмитрий Хворостовский. В июне певец объявил, что у него была обнаружена опухоль мозга. Он отменил летние концерты и прошел курс лечения в онкологической клинике Лондона. И вот – триумфальное возвращение в партии Герцога ди Луны! Голос певца звучал, как и прежде, безукоризненно. Зрители устроили певцу овацию уже после первой арии, а в конце музыканты оркестра стали забрасывать его розами. Напомню, что 24 февраля 2016 года в Лирик-опере Чикаго запланирован сольный концерт Хворостовского.
Партию трубадура Манрико замечательно исполнил корейский тенор Йонгхун Ли.
Как всегда, на высоте звучал оркестр и хор МЕТ. Дирижер – Марко Армилиато. Хормейстер – Ренато Палумбо.
А теперь о будущих показах МЕТ в кино.
“Отелло” Дж.Верди. Новая постановка.
Дирижер – Янник Незе-Сеген. Режиссер – Бартлетт Шер. В главных партиях: Отелло – Александр Антоненко, Дездемона – Соня Йончева, Яго – Желько Лучич.
В Чикаго блистательного латышского тенора Александра Антоненко мы слышали в партии Отелло в концертном исполнении с ЧСО под управлением Риккардо Мути. В новой постановке Бартлетта Шера впервые в истории театра Отелло не выкрашен в черный цвет, т.е. Отелло не показан в образе мавра. Об этом, как о главной сенсации, написали все крупнейшие газеты США.
3 часа 30 минут. 17 октября, 11.55 am; 21 октября, 6.30 pm.
“Тангейзер” Р.Вагнера.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Отто Шенк. В главных партиях: Тангейзер – Йохан Бота, Вольфрам фон Эшенбах – Петер Маттеи, Елизавета – Ева-Мария Вестбрук.
После десяти лет отсутствия в МЕТ возвращается опера Вагнера в одной из лучших постановок Отто Шенка. 4 часа 50 минут. 31 октября, 11.00 am; 4 ноября, 6.30 pm.
“Лулу” А.Берга. Новая постановка.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Уильям Кентридж. В главных партиях: Лулу – Марлис Петерсон, графиня Гешвитц – Сьюзен Грэм.
Режиссер из Южной Африки Уильям Кентридж знаком нам по блестящей постановке оперы “Нос“ Д.Шостаковича в МЕТ в сезоне 2013-14 годов. Не сомневаюсь, что и с “образцом додекафонной музыки”, как многие критики называют “Лулу”, Кентридж справится, как никто другой. Декаданс и любовная драма, миф о вечной женственности, красивая, холодная, загадочная главная героиня, вереница мужских трупов и растерзанное женское тело в финале… – в этой опере есть где разгуляться режиссерской фантазии. 4 часа 50 минут. 21 ноября, 11.30 am; 2 декабря, 6.30 pm.
“Волшебная флейта” В.А.Моцарта.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Джули Теймор. В главных партиях: Тамино – Мэтью Поленцани, Папагено – Натан Ганн, Зарастро – Рене Папе.
С этой оперы в 2006 году началась серия “Метрополитен-опера в кино”. В честь десятилетия со дня начала показов – повторение спектакля (Special Encore). Это – сокращенная, англоязычная версия оперы. 2 часа. 12 декабря, 12.55 pm.
“Искатели жемчуга” Ж.Бизе. Новая постановка.
Дирижер – Джанандреа Носеда. Режиссер – Пенни Вулкок. В главных партиях: Надир – Мэтью Поленцани, Зурга – Мариуш Квечень, Лейла – Диана Дамрау.
Этой оперы не было на сцене МЕТ сто лет! Единственный спектакль, в котором в новом сезоне можно услышать немецкую певицу Диану Дамрау.
2 часа 55 минут. 16 января 2016 года, 11.55 am; 20 января 2016 года, 6.30 pm.
“Турандот” Дж.Пуччини.
Дирижер – Паоло Кариньяни. Режиссер – Франко Дзефирелли.
В главных партиях: Турандот – Нина Штемме, Калаф – Марко Берти.
Новое возобновление бессмертной постановки Франко Дзефирелли.
3 часа 40 минут. 30 января 2016 года, 11.55 am; 3 февраля 2016 года, 6.30 pm.
“Манон Леско” Дж.Пуччини. Новая постановка.
Дирижер – Фабио Луизи. Режиссер – Ричард Эйр. В главных партиях: Манон Леско – Кристина Ополайс, Кавалер Де Грие – Йонас Кауфман.
Звездная пара Кауфман-Ополайс и постановка Ричарда Эйра в стиле фильмов film noir наверняка привлекут особое внимание. Действие перенесено во Францию времен оккупации. За дирижерским пультом – главный дирижер МЕТ Фабио Луизи.
3 часа 35 минут. 5 марта 2016 года, 11.55 am; 9 марта 2016 года, 6.30 pm.
“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини.
Дирижер – Карел Марк Чичон. Режиссер – Энтони Мингелла. В главных партиях: Мадам Баттерфляй – Кристина Ополайс, Пинкертон – Роберто Аланья.
Впервые за десять лет в одном сезоне – три оперы Пуччини. Постановка известного английского режиссера Энтони Мингеллы 2006 года и второе появление Кристины Ополайс в культовой партии мирового оперного репертуара.
3 часа 50 минут. 2 апреля 2016 года, 11.55 am; 6 апреля 2016 года, 6.30 pm.
“Роберто Деверо” Г.Доницетти. Новая постановка.
Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар.
В главных партиях: Елизавета – Сондра Радвановски, Роберто Деверо – Мэтью Поленцани, Сара – Элина Гаранча, Герцог Ноттингемский – Мариуш Квечень.
Заключительная часть “тюдоровской” трилогии Доницетти и третья главная женская партия Сондры Радвановски. После ее Анны Болейн в прошлом сезоне Лирик-оперы я уверен, что этой певице подвластно все! В партии Елизаветы она дебютировала в Оперной компании Торонто в марте 2014 года.
3 часа 15 минут. 16 апреля 2016 года, 11.55 am; 20 апреля 2016 года, 6.30 pm.
“Электра” Р.Штрауса. Новая постановка.
Дирижер – Эса-Пекка Салонен. Режиссер – Патрис Шеро.
В главных партиях: Электра – Нина Штемме, Клитемнестра – Вальтрауд Майер, Эгист – Эрик Оуэнс, Хризотемида – Адрианна Печонка.
Замечательный французский режиссер Патрис Шеро не дожил до премьеры этой оперы в Нью-Йорке. Его друг и коллега Эса-Пекка Салонен посвящает оперу памяти режиссера. 2 часа 15 минут. 30 апреля 2016 года, 11.55 am; 4 мая 2016 года, 6.30 pm.
Подробная информация о предстоящих показах, а также адреса кинотеатров – на сайте http://www.metoperafamily.org/metopera/broadcast/hd_events.aspx.
Приятного просмотра!
.
Сергей Элькин