Действующие лица и исполнители:
Золушка – Изабель Леонард,
Принц Рамиро – Лоуренс Баунли (дебют на сцене Лирик-оперы),
Дон Магнифико – Алессандро Корбелли,
Дандини – Вито Прианте (дебют на сцене Лирик-оперы),
Алидоро – Кристиан ван Хорн,
Кларинда – Дайана Ньюман,
Тисбе – Анни Розен.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Совместная постановка Хьюстонской оперы, Национальной оперы Уэльса, Gran Teatre del Liceu (Барселона) и Женевской оперы (Grand Théâtre de Genève).
Режиссер – Джон Фонт (дебют на сцене Лирик-оперы).
4 – 30 октября 2015 года (восемь спектаклей).
Продолжительность спектакля – 3 часа 16 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
В поэме “Евгений Онегин” читаем: “Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень – Орфей…”. Для определения музыки итальянского композитора Джоаккино Россини больше всего подходит слово легкость. Композитор говорил: “Дайте мне перечень белья из прачечной, и я положу его на музыку”. В каждой сцене любой из его опер – изящество и блеск. Россиниевская музыка – жизнерадостная, мелодичная, легко запоминающаяся. В каждой его опере обязательно находятся мелодии, которые привязываются к тебе и звучат потом в голове весь вечер, всю ночь, весь следующий день…
“Золушка” – одиннадцатая опера Россини. После громкого успеха “Севильского цирюльника” композитору сделали заказ для римского карнавала 1817 года. Полное название оперы – “Золушка, или Победа кротости”. Она была написана за двадцать один день. Кто еще из композиторов мог написать выдающееся произведение за три недели? Только он – Джоаккино Россини.
Литературной основой оперы стала известная сказка Шарля Перро “Золушка”, однако
либретто (автор – Джакопо Ферретти) значительно отличается от сказки. В опере нет феи, нет тыквы-кареты, мышей-лошадей, нет прочих милых и приятных чудес, и вместо злой мачехи у Шарля Перро – злой отчим у Россини. Нет в опере и знаменитой хрустальной туфельки, по которой Принц находит Золушку. Но если замену мачехи на отчима и отсутствие сказочных персонажей понять трудно, то с башмачком все как-то понятней. Оставить его и тем самым продемонстрировать – о, ужас! – оголенную женскую ножку на сцене Римского театра было в те времена совершенно невозможно.
В начале XVIII века (1700-1710 годы) Ватикан в лице пап Иннокентия XII и Климента XI запретил оперные представления, выпустив нечто вроде трактата “О вреде оперы вообще”. И хоть прошел целый век со времени запрета, времена тем не менее были весьма вегетарианские. Ватикан и сейчас не отличается свободой нравов, а тогда до либерализма Шарля Перро ему было, как до Луны! Поэтому Принц нашел Золушку не по хрустальной туфельке, а по… браслету. Впрочем, какая в сущности разница?! Живость и реализм Россини, его стремительная музыка и динамичное действие приковывают внимание зрителей, и мы становимся соучастниками развивающихся событий, веря в волшебную силу “обыкновенного чуда” любви, как верят в него Золушка и Принц.
Мировая премьера “Золушки” с триумфальным успехом прошла 25 января 1817 года в Римском театре “Валле”. Композитору едва исполнилось двадцать пять лет. В партии Анджелины выступила знаменитая певица Джельтруда Джорджи-Ригетти, первая исполнительница партии Розины в “Севильском цирюльнике”. Уже через три года “Золушка” была поставлена в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, а девять лет спустя, в 1826 году, состоялась американская премьера оперы. Популярность “Золушки” в XIX веке была огромной. Сохраняется интерес к ней и сегодня. Ее регулярно включают в репертуар лучшие оперные театры, ее ставят на крупнейших международных оперных фестивалях, в том числе на фестивале музыки Россини в его родном Пезаро. О “Золушке” хорошо сказал Петр Ильич Чайковский: “Той непритворной, беззаветной, неудержимо захватывающей веселости, какою брызжет каждая страница партитуры, того блеска и изящества мелодии и ритма, которым полна эта опера, нельзя найти ни у кого”.
На сцене Лирик-оперы “Золушка” ставилась последний раз в сезоне 2005-06 годов. Это было возобновление постановки выдающегося оперного режиссера Жана-Пьера Поннелла. Я помню этот легендарный спектакль. Настоящая опера-буфф: яркая, красивая, праздничная. На сцене царил пир лицедейства, прекрасный, иррациональный, невозможный в реальной жизни Театр с большой буквы. В этом спектакле режиссер показал поистине неисчерпаемое воображение, украсив действие всевозможными находками, трюками, смешными моментами. Вспомним, например, арию Анджелины о ее бедной и несчастной судьбе, после которой хор – свита Принца – достает платочки и начинает смахивать слезу, вспомним, как налетают на еду гости во время бала и как смачно поедают разные “вкусности” (кулинар Россини не удержался в этом эпизоде от своей главной страсти, а режиссер Поннелл прекрасно обыграл ее). И все это в темпе allegro и presto, легко и изящно… Но – довольно воспоминаний. В этом сезоне мы увидим новую “Золушку”. Новую для Чикаго, поскольку постановка режиссера Джона Фонта уже успела побывать на сценах Хьюстонской оперы (мировая премьера в 2007 году), Национальной оперы Уэльса (Кардифф), Gran Teatre del Liceu (Барселона), Женевской оперы, оперных театров Брюсселя, Торонто, Сиэттла.
Основатель базирующейся в Барселоне театральной труппы “Els Comediants”, каталонский режиссер Джон Фонт поставил более тридцати спектаклей по всему миру. Среди его проектов – Венецианская биеннале и церемония закрытия Летних Олимпийских игр в Барселоне (1992 год). Фонт был постановщиком опер “Волшебная флейта” в барселонском Gran Teatre del Liceu и “Итальянка в Алжире” в Teatro Real (Мадрид). Интересны его мысли о “Золушке” и концепции постановки: “Несмотря на некоторые изменения, “Золушка” сохраняет сюжет и концепцию оригинала. Отчим Дон Магнифико – тщеславный и жестокий человек без совести. С ним – две дочери, озабоченные только тем, чтобы найти богатого человека, выйти замуж и получить состояние. В рамках этого декадентского мира живет Золушка – простая честная девушка с хорошими манерами… В этой восхитительной опере я нахожу столкновение серой, печальной ежедневной реальности с мощью и великолепием королевской семьи, гротеск, иронию и романтизм истинных эмоций и чувств между принцем Рамиро и Золушкой. В нашем спектакле мы пытаемся по-новому взглянуть на известный сказочный сюжет и подчеркнуть концепцию вечности. Добро и зло не остались в прошлом, поведение героев, их поступки звучат актуально и сегодня. Мы все мечтаем не оказаться на острове бедности, хотим жить полной и счастливой жизнью. А то, что любовь выступает в качестве катализатора перемен, так это даже лучше. Вот почему история разворачивается в пустом пространстве сцены. Пространство постоянно меняется, и чередование мизансцен происходит с помощью света. Никаких конкретных архитектурных решений нет, при этом есть место для всего. Наша цель заключается в том, чтобы сохранить основную концепцию оригинальной сказки и оперную версию Россини, где музыка добавляет чувства, ощущения, эмоции. При столкновении с фантазией реальность теряет свою определенность, границы оказываются размытыми, сны становятся явью, а мечты сбываются. В нашей интерпретации все, что происходит в спектакле, является мечтой…”.
В Лирик-опере Джон Фонт работает со своими многолетними коллегами по Барселоне. В его команде – художник-постановщик Джоан Гиллен, художник по свету Альберт Фаура, хореограф Ксеви Дорка.
Нынешний генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд в бытность работы в Кардиффе и Хьюстоне был вовлечен в процесс создания спектакля. Он уверен, что чикагские зрители по достоинству оценят ироничность и красоту постановки: “Труппа Els Comediants первые годы устраивала в Барселоне уличные представления. От уличного театра до оперной сцены – один шаг, и режиссер делает его с легкостью и непосредственностью”.
В прошлый раз в “Золушке” блистали Веселина Касарова и Хуан Диего Флорес. На этот раз главные партии исполняют Изабель Леонард и Лоуренс Браунли.
Выпускница Джульярдской школы, американская певица Изабель Леонард запомнилась мне ярким исполнением партии Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини. В отличие от многих оперных биографий, Леонард начала сразу с вершины. О ней заговорили после ее дебюта в Метрополитен-опере в 2007 году (Стефано в “Ромео и Джульетте” Ш.Гуно), за которым последовали контракты с Оперой Санта-Фе, Венской оперой, Зальцбургским фестивалем… Ей тридцать три года. Она живет в Нью-Йорке, воспитывает пятилетнего сына Тео.
В партии принца Рамиро состоится долгожданный дебют в Лирик-опере сорокатрехлетнего американского тенора Лоуренса Браунли, чья карьера стремительно развивается на протяжении последних десяти лет. Он получил степень бакалавра искусств в Anderson University (Южная Каролина) и степень магистра музыки в Университете Индианы. В 2001 году стал победителем Национального вокального конкурса, проводимого Metropolitan Opera. На профессиональной сцене дебютировал в 2002 году в Опере Виргинии (граф Альмавива в “Севильском цирюльнике” Россини). В том же году и в той же партии он дебютировал в Ла Скала. А дальше – триумфы на крупнейших оперных сценах мира. Надеюсь, что в Лирик-опере он всерьез и надолго.
У Браунли редчайший, огромного диапазона голос. Особым успехом в исполнении певца пользуются партии bel canto: Артур в “Пуританах” В.Беллини, Тонио в “Дочери полка” Г.Доницетти, Ринальдо в “Армиде” и Альмавива в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини. В этом же ряду – партия принца Рамиро.
Еще один примечательный дебют на сцене Лирик-оперы – молодой итальянский бас-баритон Вито Прианте в партии Дандини. Он родился в Неаполе в 1979 году. Готовился стать филологом, изучал немецкую и французскую литературы. Дебютировал на оперной сцене Флоренции в 2002 году в партии Уберто в опере “Служанка-госпожа” Дж.Перголези. В его репертуаре – партии Фигаро, Лепорелло, Гульельмо (“Так поступают все” В.А.Моцарта), Просдочимо (“Турок в Италии” Дж.Россини), Белькоре (“Любовный напиток” Г.Доницетти). Участвовал в исполнении “Реквиема” В.А.Моцарта в ансамбле, руководимом Риккардо Мути, неоднократно выступал на Зальцбургском музыкальном фестивале. Среди недавних постановок, в которых выступал Прианте, – одноактная додекафонная опера Луиджи Даллапикколы (1904-1975) “Узник” в Мадриде, “Севильский цирюльник” во Флоренции, “Свадьба Фигаро” на Глайндебурнском и Зальцбургском фестивалях, Би-Би-Си Промс и в Берлинской опере, “Дон Жуан” в Венеции и “Золушка” в Венской опере (в другой постановке).
В партии Дона Магнифико в “Золушке” снова, как и десять сезонов назад, выступит прекрасный итальянский баритон Алессандро Корбелли. Дебют на профессиональной оперной сцене состоялся у певца в 1973 году. Особенно ярко его талант проявился в операх Моцарта и Россини. Корбелли знаком чикагскому зрителю. На сцене Лирик-оперы он пел в спектаклях “Фальстаф” Верди, “Любовный напиток” Доницетти, “Богема” Пуччини. Партия Дандини в “Золушке” – “визитная карточка” Корбелли. С ней он дебютировал на сцене Метрополитен-оперы в 1997 году, ее он пел на сценах Ла Скала и других ведущих театров мира.
Дэвис так говорит о певцах: “Изабель – замечательная Золушка, Браунли – первый тенор bel canto на сцене и simpatico за сценой, Алессандро – великолепный buffo… А еще мне не терпится услышать выпускника нашего Центра Кристиана ван Хорна”.
Вот такой звездный состав подобрался на этом спектакле, который, я уверен, не оставит вас равнодушным. Тем более, что Король устраивает в своем сказочном дворце праздник, на который приглашено все королевство. Уже гости съезжаются на бал, уже зажжены фейерверки, во дворце гремит музыка… Надо поторопиться! Мы ведь все тоже приглашены на бал, во время которого произойдет столько волшебных событий и раскроется столько волшебных чувств, которым, как говорит Король в “Золушке” Евгения Шварца, “никогда, никогда не придет конец!”
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет – они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви…
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2015-16 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
.
Сергей Элькин