В главных партиях:
Отелло – Александр Антоненко,
Дездемона – Соня Йончева,
Яго – Желько Лучич,
Кассио – Димитри Питтас,
Лодовико – Гюнтер Гройсбек.
Дирижер – Янник Незе-Сеген.
Режиссер – Бартлетт Шер. Новая постановка.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Продолжительность спектакля – 2 часа 46 минут.
Мировая премьера оперы Джузеппе Верди “Отелло” состоялась 5 февраля 1887 года в Милане. Спектакль вылился в триумф художественного гения Джузеппе Верди. О новом творении семидесятичетырехлетнего композитора говорила вся Италия, публика и критика захлебывались от восторга, жена композитора писала о “настоящем психозе”. Тем не менее спустя семь лет, перед постановкой “Отелло” в Парижской опере, Верди задумал внести некоторые изменения в партитуру оперы. Корректировке подвергся финал Третьего акта. Верди сделал его короче, несколько переставив акценты. Доработки “Отелло” стали последними оперными сочинениями Верди.
Шекспировед Георг Брандес, разбирая конфликт шекспировской пьесы, писал: “Мы видим здесь великого мужа и в то же время большого ребенка, благородного человека с бурным темпераментом, но столь же чистосердечного, как неопытного; мы видим молодую женщину, которая живет лишь для того, кого избрала, и умирает с сокрушением в сердце о своем убийце, – и видим, как оба эти редкие существа погибают вследствие наивности, делающей их жертвой злобы”. А что же Яго? В чем причины его ненависти к Отелло? Ответ Брандеса таков: “Яго – это завистливое недоброжелательство, выступающее в человеческой жизни державной силой, самим двигателем ее, это отвращение к чужим совершенствам, проявляющееся в упорном отрицании этих преимуществ, в недоверии или пренебрежительном к ним отношении; это инстинктивная непроизвольная ненависть ко всему открытому, прекрасному, светлому, доброму и великому”. Согласитесь, это как раз то, что отличает оперу Верди! Великий итальянский композитор вместе со своим другом, композитором и либреттистом Арриго Бойто сумели создать абсолютный музыкальный эквивалент гениальной шекспировской трагедии.
В партии ревнивого венецианского мавра – солист Латышской оперы Александр Антоненко. Партию Отелло Антоненко впервые исполнил с Мути летом 2008 года на Зальцбургском музыкальном фестивале, и с тех пор она стала любимой партией певца, его “визитной карточкой”. Выступал он и в Чикаго в концертном исполнении „Отелло“ с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути. В Чикаго его партнершей была болгарская певица Крассимира Стоянова. В МЕТ в этой партии мы увидим представительницу нового поколения болгарской оперы – тридцатитрехлетнюю Соню Йончеву из Пловдива. Она дебютировал в МЕТ в 2013 году в партии Джильды („Риголетто“ Дж.Верди).
В партии Яго – замечательный баритон из Сербии Желько Лучич. В чикагской Лирик-опере, в Опере Сан-Франциско и в МЕТ он с огромным успехом выступал в партии Риголетто.
Дирижер – канадский маэстро французского происхождения Янник Незе-Сеген. Он родился в семье университетских преподавателей. С пяти лет учился играть на фортепиано, в девять стал петь в Полифоническом (так он называется) хоре Монреаля, в десять объявил, что будет дирижером. Поскольку Янник собирался стать известным дирижером, уже в юности он решил не обижать никого из родителей и взял двойную фамилию. Сегодня его мать Кладин Незе работает с ним в качестве личного ассистента.
Выпускник консерватории Квебека и музыкального колледжа в Принстоне, Янник Незе-Сеген учился у Карло Марии Джулини и Шарля Дютуа. В свои тридцать девять лет относится к наиболее востребованным дирижерам. Его контракты расписаны на несколько лет вперед. Он часто выступает как в США и Канаде, так и в Европе. Главный дирижер Оркестра Метрополитен (Монреаль), главный дирижер Роттердамского филармонического оркестра. Какое-то время о нем говорили как о преемнике Джеймса Ливайна на посту музыкального руководителя Метрополитен-оперы. Но это пока разговоры, а вот в сезоне 2013-14 годов у Янника Незе-Сегена добавилась новая должность – он занял пост музыкального руководителя Филадельфийского симфонического оркестра, одного из американских оркестров “большой пятерки”. Маэстро живет в Монреале. Из интересных фактов о дирижере: на его правом плече – татуировка черепахи. Сделана в отпуске на Таити.
В Чикаго Янник Незе-Сеген впервые выступил 20 февраля 2015 года с Роттердамским филармоническим оркестром.
На этой неделе стало известно, что влиятельный американский журнал „Musical America“ назвал дирижера „Артистом года“. Перед концертом Филадельфийского симфонического оркестра Незе-Сеген обратился к аудитории со словами благодарности: „Я разделяю эту почетную награду со всеми музыкантами в Филадельфии, Роттердаме, Монреале и в других городах по всему миру. Мы все создаем магию, соединяющую зрителей с музыкой, “распространяя” звуки надежды и радости“.
Режиссер спектакля Бартлетт Шер родился в многодетной католической семье. В возрасте девяти лет он узнал, что его отец – страховой маклер – не только имел вторую семью. Оказывается, все эти годы отец обманывал его, говоря о своем католическом происхождении. На самом деле, его родители были евреями из Литвы, эмигрировавшими в Калифорнию в двадцатых годах XX века. Отсюда – интерес Шера к еврейским корням Жака Оффенбаха при постановке „Сказок Гофмана“ на сцене МЕТ в 2010 году. История Оффенбаха заставила Шера спустя много лет вспомнить историю своей семьи и задуматься об истоках человеческой нетерпимости.
Влиятельная “Нью-Йорк таймс” называет Шера одним из наиболее оригинальных режиссеров не только американского, но и мирового театра. Он дебютировал в Мет в 2006 году со спектаклем “Свадьба Фигаро”. Кроме этого, он был режиссером возобновления на Бродвее легендарного мюзикла Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна “К югу от Тихого океана” (оригинальное название – “South Pacific”). Этот мюзикл имел громадный успех, в 2008 году завоевал семь (!) премий “Тони” (в том числе – за лучшую режиссуру) и в течение двух лет гастролировал по Америке. Я видел этот мюзикл и могу подтвердить, что режиссерская работа Шера действительно заслуживает всяческих похвал. В декабрьском выпуске журнала “Opera News” за 2009 год было опубликовано интервью с Бартлеттом Шером. Из него мы узнали, как он готовится к новым постановкам.
Режиссер рассказывает: “У меня есть друг, с которым я работаю более двадцати лет. Мы проходим с ним вместе буквально каждую ноту и каждое слово, мы слушаем все записи, какие только попадают к нам. Интуиция приходит ко мне только после глубокого анализа текста”.
В новой постановке Бартлетта Шера впервые в истории театра Отелло не выкрашен в черный цвет, т.е. Отелло не показан в образе мавра. Об этом, как о главной сенсации, написали все крупнейшие газеты США.
Прямая трансляция оперы „Отелло“ из Метрополитен-оперы состоится 17 октября в 11.55 am. В записи спектакль можно увидеть 21 октября в 6.30 pm.
Впереди нас ждут не менее интересные события. Ниже – список будущих спектаклей Метрополитен-оперы.
“Тангейзер” Р.Вагнера.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Отто Шенк. В главных партиях: Тангейзер – Йохан Бота, Вольфрам фон Эшенбах – Петер Маттеи, Елизавета – Ева-Мария Вестбрук.
После десяти лет отсутствия в МЕТ возвращается опера Вагнера в одной из лучших постановок Отто Шенка. 4 часа 50 минут. 31 октября, 11.00 am; 4 ноября, 6.30 pm.
“Лулу” А.Берга. Новая постановка.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Уильям Кентридж. В главных партиях: Лулу – Марлис Петерсон, графиня Гешвитц – Сьюзен Грэм.
Режиссер из Южной Африки Уильям Кентридж знаком нам по блестящей постановке оперы “Нос“ Д.Шостаковича в МЕТ в сезоне 2013-14 годов. Не сомневаюсь, что и с “образцом додекафонной музыки”, как многие критики называют “Лулу”, Кентридж справится, как никто другой. Декаданс и любовная драма, миф о вечной женственности, красивая, холодная, загадочная главная героиня, вереница мужских трупов и растерзанное женское тело в финале… – в этой опере есть где разгуляться режиссерской фантазии. 4 часа 50 минут. 21 ноября, 11.30 am; 2 декабря, 6.30 pm.
“Волшебная флейта” В.А.Моцарта.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Джули Теймор. В главных партиях: Тамино – Мэтью Поленцани, Папагено – Натан Ганн, Зарастро – Рене Папе.
С этой оперы в 2006 году началась серия “Метрополитен-опера в кино”. В честь десятилетия со дня начала показов – повторение спектакля (Special Encore). Это – сокращенная, англоязычная версия оперы. 2 часа. 12 декабря, 12.55 pm.
“Искатели жемчуга” Ж.Бизе. Новая постановка.
Дирижер – Джанандреа Носеда. Режиссер – Пенни Вулкок. В главных партиях: Надир – Мэтью Поленцани, Зурга – Мариуш Квечень, Лейла – Диана Дамрау.
Этой оперы не было на сцене МЕТ сто лет! Единственный спектакль, в котором в новом сезоне можно услышать немецкую певицу Диану Дамрау.
2 часа 55 минут. 16 января 2016 года, 11.55 am; 20 января 2016 года, 6.30 pm.
“Турандот” Дж.Пуччини.
Дирижер – Паоло Кариньяни. Режиссер – Франко Дзефирелли.
В главных партиях: Турандот – Нина Штемме, Калаф – Марко Берти.
Новое возобновление бессмертной постановки Франко Дзефирелли.
3 часа 40 минут. 30 января 2016 года, 11.55 am; 3 февраля 2016 года, 6.30 pm.
“Манон Леско” Дж.Пуччини. Новая постановка.
Дирижер – Фабио Луизи. Режиссер – Ричард Эйр. В главных партиях: Манон Леско – Кристина Ополайс, Кавалер Де Грие – Йонас Кауфман.
Звездная пара Кауфман-Ополайс и постановка Ричарда Эйра в стиле фильмов film noir наверняка привлекут особое внимание. Действие перенесено во Францию времен оккупации. За дирижерским пультом – главный дирижер МЕТ Фабио Луизи.
3 часа 35 минут. 5 марта 2016 года, 11.55 am; 9 марта 2016 года, 6.30 pm.
“Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини.
Дирижер – Карел Марк Чичон. Режиссер – Энтони Мингелла. В главных партиях: Мадам Баттерфляй – Кристина Ополайс, Пинкертон – Роберто Аланья.
Впервые за десять лет в одном сезоне – три оперы Пуччини. Постановка известного английского режиссера Энтони Мингеллы 2006 года и второе появление Кристины Ополайс в культовой партии мирового оперного репертуара.
3 часа 50 минут. 2 апреля 2016 года, 11.55 am; 6 апреля 2016 года, 6.30 pm.
“Роберто Деверо” Г.Доницетти. Новая постановка.
Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар.
В главных партиях: Елизавета – Сондра Радвановски, Роберто Деверо – Мэтью Поленцани, Сара – Элина Гаранча, Герцог Ноттингемский – Мариуш Квечень.
Заключительная часть “тюдоровской” трилогии Доницетти и третья главная женская партия Сондры Радвановски. После ее Анны Болейн в прошлом сезоне Лирик-оперы я уверен, что этой певице подвластно все! В партии Елизаветы она дебютировала в Оперной компании Торонто в марте 2014 года.
3 часа 15 минут. 16 апреля 2016 года, 11.55 am; 20 апреля 2016 года, 6.30 pm.
“Электра” Р.Штрауса. Новая постановка.
Дирижер – Эса-Пекка Салонен. Режиссер – Патрис Шеро.
В главных партиях: Электра – Нина Штемме, Клитемнестра – Вальтрауд Майер, Эгист – Эрик Оуэнс, Хризотемида – Адрианна Печонка.
Замечательный французский режиссер Патрис Шеро не дожил до премьеры этой оперы в Нью-Йорке. Его друг и коллега Эса-Пекка Салонен посвящает оперу памяти режиссера. 2 часа 15 минут. 30 апреля 2016 года, 11.55 am; 4 мая 2016 года, 6.30 pm.
Подробная информация о предстоящих показах, а также адреса кинотеатров – на сайте http://www.metoperafamily.org/metopera/broadcast/hd_events.aspx.
Приятного просмотра! Встретимся в кино!
.
Сергей Элькин