1 ноября, 3.00 pm. Ноябрь в Симфоническом центре начинается с фортепианной музыки, со ставшего уже традиционным сольного концерта живущего в Лондоне венгерского пианиста (а с июня прошлого года еще и сэра) Андраша Шиффа. Он представляет вторую часть серии из трех концертов под общим названием “Последние сонаты”. В этой серии Шифф исполнит последние фортепианные сонаты Моцарта, Бетховена, Гайдна, Шуберта. В программе – Семнадцатая соната си бемоль мажор В.А.Моцарта, Тридцать первая соната ля бемоль мажор Л.ван Бетховена, Шестьдесят первая соната ре мажор Й.Гайдна, Соната ля мажор Ф.Шуберта.
Андраш Шифф – прекрасный музыкант, популяризатор музыки. человек с безупречной репутацией и активной гражданской позицией. Весной 2011 года он выступил с осуждением властей Венгрии в связи с ростом националистических настроений в стране. В знак протеста он решил отказаться от дальнейших выступлений на родине. В декабре прошлого года в Нью-Йорке Шифф вместе с Гидоном Кремером участвовал в симпозиуме, посвященном преследованию людей по расовому признаку.
6 ноября, 8.00 pm. Пятикратный лауреат премии “Грэмми”, легендарный кубинский джазовый пианист и композитор Чучо Вальдес в программе, которая так и называется: “Джаз Чучо Вальдеса”. В концерте участвует кубинская группа “Irakere”, созданная Вальдесом в 1972 году. Подробности биографии и фрагменты музыки – на сайте Вальдеса http://www.valdeschucho.com/.
В июле на сайте www.colta.ru было опубликовано интервью пианиста журналисту Егору Антощенко. Перед вами – фрагменты беседы.
– Вы играете на фортепиано с трех лет, о ваших выдающихся способностях ходят легенды…
– Так говорил мой отец – сам я этого, конечно, не помню. Отец однажды вернулся с работы и увидел, как я играю. Он спросил маму, кто меня учил: она ответила, что я просто повторял то, что услышал у него. Мой отец Бебе Вальдес был музыкальным директором кабаре “Тропикана”. С пяти лет я стал заниматься с педагогом, потом пошел в музыкальную школу – ну и так далее.
– Что поменялось в вашей жизни после революции?
– Стало сложнее получать информацию, пластинки. Отношения между Кубой и США были сами знаете какими. Джаз был запрещен, но мы продолжали играть дома, в каких-то других, не предназначенных для этого местах. Так было до 1967 года, когда в политике что-то поменялось и джаз понемногу стал возвращаться на сцены. Тогда я с другими кубинскими музыкантами создал Orquesta Cubana de Música Moderna – биг-бэнд, игравший джаз, версии песен The Beatles, которые до этого тоже были запрещены, кстати.
– Как появилась идея создать такую группу, как “Irakere”, в музыке которой объединились джаз, кубинские ритмы, рок?
– В 1958 году я посетил Болгарию и увидел отличную джазовую группу – она называлась Focus 55, они играли смесь из местного фольклора и джаза. Я подумал: “А ведь у нас тоже замечательная и богатая народная музыка. Я мог бы сделать то же самое, но с африканскими ритмами, музыкой народа йоруба”. Сначала это было трио, причем вместо барабанов у нас были batá – это такие перкуссионные инструменты, традиционные для Кубы, Коста-Рики. Трио звучало довольно необычно по сравнению с хрестоматийным джазовым трио, где есть фортепиано, контрабас и барабаны. Потом я стал расширять этот состав, добавилась духовая секция – и в результате в 1973 году образовалась группа “Irakere”.
– Каким образом вам удалось в те годы выбраться на гастроли в США?
– В этом была большая заслуга босса Columbia Records, который услышал о группе, в 1978 году сам приехал на Кубу, нашел нас и предложил контракт. Это был первый случай, когда кубинская джазовая группа заключила контракт с американским лейблом. Потом мы выступили на фестивале в Ньюпорте, где играли Билл Эванс и Маккой Тайнер – два моих кумира. Это было незабываемо! После того как пластинка с этим концертом попала в продажу, мы стали еще и первой кубинской группой, получившей “Грэмми”.
– Ваша музыка – фьюжн во всех смыслах слова: помимо латиноамериканского джаза, вы исполняли еще и обработки классики, “Адажио” Моцарта, например.
– Да, потому что я впитал и классическую музыку: обожаю Шопена, Моцарта, Бетховена и особенно Рахманинова. Я попробовал объединить все элементы: Рахманинова, фанк, рок, африканские ритмы, кубинскую музыку.
– После вашего успеха в “Irakere” мечтали попасть, наверное, многие кубинские музыканты. У вас был очень строгий отбор?
– Я всегда искал талантливых молодых музыкантов. В моей группе The Afro-Cuban Messengers играют только самые лучшие – лучший басист, лучший барабанщик. Помните группу Jazz Messengers Арта Блэйки? Это была не просто группа, а настоящая школа для молодых музыкантов – там играли Уэйн Шортер, Кит Джарретт, Дональд Берд, все-все-все. “Irakere” тоже была такой школой, только для кубинских музыкантов.
– Группе не так давно исполнилось сорок лет. Что нужно делать, чтобы не разочаровать людей, которые помнят ранние концерты, и как привлечь новых слушателей?
– Очень важен правильный репертуар. Необходимо постоянно менять стили, не играть одно и то же. К счастью, кубинская музыка в этом смысле очень богатая: болеро, румба, ча-ча-ча. Столько разных ритмов, что публика не успевает скучать. И у каждого музыканта должен быть “свой момент”, свое соло. Например, сначала вся группа играет вместе, потом по очереди солируют, потом опять вместе. В конечном счете, все дело в движении.
7 ноября, 8.00 pm. Концерт популярной группы из Висконсина “The BoDeans”. Специальный гость вечера – певец Чарли Марс.
Подробности истории создания группы “The BoDeans” читайте на сайте http://www.bodeans.com/. Там же можно послушать фрагменты композиций группы.
Новости из Чикагского симфонического оркестра
На прошлой неделе было объявлено, что после сорока двух лет работы в Чикагском симфоническом оркестре (далее – ЧСО) уходит на пенсию флейтистка Луиза Диксон (Louise Dixon). В 1973 году ее принял в оркестр сэр Георг Шолти. До этого она служила концертмейстером секции флейт Civic Orchestra of Chicago и участвовала в концертах Grant Park Orchestra. Луиза Диксон родилась в штате Мичиган. Училась в Индианском и Северо-Западном университетах. Принимала активное участие в музыкальной жизни Чикаго и пригородов. Была солисткой Bach Week Festival (Эванстон), участвовала в концертах Chicago Chamber Musicians. Диксон – преподаватель музыкального отделения (School of Music) DePaul University.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин