23 октября, 8.00 pm. Сегодняшний выпуск Музыкального обозрения я начинаю с кино. В серии “CSO Movies” – смотрим фильм Элиа Казана “В порту” (“On the Waterfront”, 1954, 108 мин.) с живым сопровождением Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Музыку к фильму написал Леонард Бернстайн. Дирижер – Ричард Кауфман.
Свою длинную и тяжелую для Америки греческую фамилию Элиас Казантзоглу режиссер укоротил, войдя в историю под другой – Казан. Ученик Ли Страсберга, один из основателей знаменитой Актерской студии в Нью-Йорке, из стен которой вышли лучшие актеры американского театра и кино; человек, открывший Джеймса Дина (“К востоку от рая”, “East of Eden”, 1955, приз жюри II Каннского МКФ) и Марлона Брандо, выступавшего до работы в кино в спектаклях Казана на Бродвее; режиссер, снявший в 1947 году фильм “Джентльменское соглашение” (“Gentleman’s Agreement”, “Оскар” за лучшую режиссуру в 1948 году) об антисемитизме в США, он навсегда запятнал свою репутацию активным участием в позорных слушаниях в сенатском комитете по “антиамериканской деятельности”. В 1952 году он предал своего учителя Страсберга, выступил на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и назвал имена тех своих друзей по студии Страсберга, которых подозревал в приверженности коммунистическим убеждениям. В результате этих показаний первая жена Страсберга Пола была занесена в “черные списки”, что означало запрет на любую творческую деятельность в театре или кинематографе. Названные Казаном люди лишились работы, и началась их травля в прессе. От режиссера отвернулись многие коллеги-кинематографисты, его “деятельность” едва не погубила его дальнейшую карьеру, однако Казан продолжал упорно настаивать на том, что поступил совершенно правильно. Фильм “В порту” стал ответом Казана на обвинения в свой адрес.
…Эта история взбудоражила в 1949 году весь Нью-Йорк. Журналист Малькольм Джонсон опубликовал в газете “Нью-Йорк Сан” серию статей под общим заголовком “Преступление в порту”, в которых вскрыл механизмы коррупции, процветавшей в порту Нью-Йорка. Эта публикация была отмечена Пулитцеровской премией и привлекла к себе внимание Элиа Казана.
На первый план в этой картине вынесена борьба одиночки, докера Терри Мэллоу (в этой роли блистает Марлон Брандо) с преступной гангстерской группировкой. В своих интервью Казан не скрывал, что в образе Терри он вывел себя. Необычность ситуации заключается в том, что, в отличие от большинства фильмов на подобную тему, герой Брандо вовсе не является супергероем. Понимая, с кем он имеет дело и не видя для себя другого выхода, он начинает сотрудничать с ФБР…
Борьба докера Терри Мэллоу с портовой мафией во главе с Джонни Фрэндли (Ли Дж. Кобб) – основная, но не единственная сюжетная линия фильма. По заказу Фрэндли убивают рабочего порта – человека, который слишком много знал и многое мог рассказать о преступной группировке. Сестра убитого Эдди Дойл (Ева Мэри Сейнт) решает во что бы то ни стало найти исполнителей и заказчиков убийства. Терри покорен мужеством девушки. Он влюбляется в нее и помогает ей в ее расследовании…
Сценарий к будущему фильму Казан предложил написать Артуру Миллеру, однако драматург не пожелал работать с человеком, писавшим доносы на своих коллег и прилюдно называвшим Миллера коммунистом. Проблемы возникли у Казана и с Марлоном Брандо. Актер, сыгравший главные роли в двух фильмах режиссера – “Трамвай “Желание”” (“A Streetcar Named Desire”, 1951) и “Да здравствует, Запата!” (“Viva Zapata!”, 1952), – по той же причине, что и Миллер, не хотел с ним больше работать. Продюсер картины пытался заинтересовать ролью Монтгомери Клифта и даже подписал контракт с Фрэнком Синатрой, однако после долгих уговоров Брандо все же сыграл роль докера Терри Мэллоу. Фильм отказались ставить все большие студии, и режиссеру пришлось искать независимого продюсера.
Роль Эдди Дойл стала дебютом Евы Мэри Сейнт в “большом кино” – до этого она много снималась на телевидении. Актриса исполнила в картине главную женскую роль и получила “Оскар”… за лучшее исполнение роли второстепенной. Это была маленькая хитрость продюсера: думая, что за главную роль малоизвестной актрисе “Оскар” не светит, он представил ее кандидатуру в номинацию “лучшая женская роль второго плана”. Уловка сработала. А всего в 1955 году фильм “В порту” получил восемь премий “Оскар”: кроме премии за лучшую второстепенную женскую роль, это были “Оскары” за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Марлон Брандо стал самым молодым лауреатом в истории присуждения премии), лучший сценарий (Бадд Шульберг), лучшую операторскую работу (Борис Кауфман), лучшие декорации (Ричард Дэй) и монтаж (Джин Милфорд). На XI Венецианском МКФ в 1954 году картина была удостоена “Серебряного льва святого Марка” и приза итальянской кинокритики.
Роль Чарли, брата Терри, стала первой заметной работой в кино прекрасного американского актера Рода Стайгера – до этого он, в основном, работал на телевидении.
24 октября, 7.30 pm; 25 октября, 3.00 pm. Новая программа английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни “Вокруг произведения” называется “Бернстайн в Нью-Йорке” и посвящена музыке Леонарда Бернстайна. В программе: увертюра к мюзиклу “Кандид”, музыка к балету “Факсимиле”, Симфонические танцы из мюзикла “Вестсайдская история”.
ЧСО дирижирует Стивен Слоун. Текст читает актер Джонатан Мастро.
30 октября, 8.00 pm. Концерт американского скрипача, выпускника Школы музыки Индианского университета Джошуа Белла. В 2010 году журнал “Musical America” назвал Джошуа Белла Инструменталистом года. Он играет на скрипке Страдивари работы 1713 года. В программе: Чакона для скрипки и фортепиано итальянского композитора Томазо Витали (1663-1745), Девятая (“Крейцерова”) соната для скрипки ля мажор Л.ван Бетховена, Первая соната для скрипки ля мажор Г.Форе.
Партия фортепиано – Сэм Хейвуд.
31 октября, 8.00 pm. Перенесенный с 11 октября концерт старейшего ансамбля Мексики Mariachi Vargas de Tecalitlán. Билеты действительны. Все вопросы – по телефону 312-294-3000 или по электронной почте [email protected].
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин