7 октября, 7.30 pm. С начала XVI века королем музыкальных инструментов является клавесин! Спустя два века, в один прекрасный день молодой человек по имени Бартоломео Кристофори изобрел новое чудо – фортепиано! Возможность играть то громко, то мягко поначалу не привлекло особого внимания музыкантов. Только в середине XVIII века, во времена Гайдна, Моцарта, Бетховена инструмент получил второе рождение. И вот спустя еше два века Симфонический центр предлагает нам вспомнить звук клавесина и сравнить его с привычным, фортепианным. Камерный концерт так и называется: “Барочный ансамбль: клавесин против фортепиано”. В программе – произведения Баха и композиторов его эпохи: Пятый Бранденбургский концерт И.С.Баха, Увертюра N7 Томаса Арне (1710-1778), Концерт для фортепиано И.В.Хертеля (1727-1789), Концерт для клавесина и фортепиано и Пятая симфония К.Ф.Э.Баха (1714-1788). Исполнители: Йен Уотсон, клавесин; Дэвид Шрадер, фортепиано; ансамбль “Baroque Band”. Дирижер – Гарри Кларк.
Обратите внимание! Концерт состоится на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom).
8 октября, 8.00 pm; 9 октября, 1.30 pm; 13 октября, 7.30 pm. Снова в Чикаго блистательный Семен Бычков! Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под его управлением исполняет Скрипичный концерт (солист – Рено Капюсон) и Первую симфонию Иоганнеса Брамса. А начнутся концерты американской премьерой пьесы для оркестра “Брамс-Фантазия” немецкого композитора Детлева Гланерта. Интересно, что ровно пять лет назад Бычков с чикагским оркестром впервые в США представили еще одно произведение Гланерта – Песни и танцы для большого оркестра “Театральный бестиарий”. В беседе со мной Семен Бычков сказал: “Детлев Гланерт – один из наиболее интересных симфонических и оперных композиторов молодого поколения. Я открыл для себя его музыку несколько лет назад. Она сразу находит путь к сердцам музыкантов и зрителей. В музыке Гланерта чувствуются корни великого музыкального наследия Малера, Берга, Шостаковича. А еще в его музыке всегда слышна театральность. Даже если это инструментальное симфоническое сочинение, все равно аспект театра всегда присутствует”. Я спросил у дирижера, знаком ли он лично с композитором. “Конечно. Я непременно должен быть знаком со всеми ныне живущими композиторами, чью музыку я исполняю. Одним из самых интересных моментов для творческой деятельности в современной музыке является возможность иметь контакт с композиторами и задавать им вопросы. С вопросами, которые хотелось бы задать Бетховену и Брамсу, придется подождать, пока будет такая возможность, а вот с живущими это можно сделать сразу. Мы не просто знакомы – мы очень хорошо знакомы. Гланерт стал моим большим другом, и между нами постоянный творческий контакт”.
Мировая премьера пьесы для оркестра “Брамс-Фантазия” состоялась 22 марта 2012 года в Глазго. Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си дирижировал Дональд Ранниклс.
А теперь о солисте Скрипичного концерта Брамса, французском скрипаче Рено Капюсоне. В солисты он выдвинулся из оркестра. В двадцать лет стал концертмейстером Молодежного оркестра Евросоюза, которым руководил великий Клаудио Аббадо, затем был концертмейстером Молодежного оркестра имени Малера, также созданного Аббадо. Вот фрагмент недавнего интервью Илье Овчинникову (“Российская газета”), где Капюсон вспоминает работу с этим дирижером: “Аббадо не слишком много говорил на репетициях, но концерты… Он был рожден для них. На концертах у него вырастали крылья! Он взлетал самым буквальным образом и увлекал нас за собой. Это время было самым потрясающим в моей жизни, а до того – работа с Карло Мария Джулини. С такими великими дирижерами ты понимаешь, что музыка – не на земле, она в полете! С тех пор я не забываю об этом ни на день”.
Двадцатилетний концертмейстер оркестра Аббадо – звучит впечатляюще! Еще раньше, в девятнадцать лет, Капюсон стал руководителем музыкального фестиваля в его родном городе Шамбери. Он возглавлял фестиваль пятнадцать лет: с 1996 по 2010 годы. Вот как он вспоминает о тех днях: “Вначале нас было всего восемь человек, моих ровесников; мне хотелось создать что-то вроде команды, объединенной любовью к музыке. Так это начиналось, а годы спустя к нам приезжали Марта Аргерих, Даниэль Баренбойм, Максим Венгеров, и фестиваль пришлось прекратить, поскольку мы не платили гонораров, это не предполагалось! Больше так продолжаться не могло, а начиналось все исключительно на основе дружбы, без участия денег”. С 2013 года Капюсон является руководителем Пасхального фестиваля в Экс-ан-Провансе. В этом году на нем выступили Джон Элиот Гардинер, Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, в следующем среди гостей ожидаются Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра.
А еще Рено Капюсон преподает в Лозаннской консерватории. Среди его учеников – Александра Конунова, лауреат Третьей премии XV Московского международного конкурса имени П.Чайковского (напомню, что Золотая медаль на конкурсе не была присуждена никому, а бронзу разделили между собой три участника, в том числе – Конунова).
За час перед началом концерта 8 октября на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Дерека Матсона об исполняемых произведениях.
11 октября, 3.00 pm. Ежегодный традиционный концерт старейшего ансамбля Мексики “Mariachi Vargas de Tecalitlán”, исполняющего музыку мариачи – один из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки. Музыка мариачи образовалась на основе индейской музыки, народной музыки Андалусии и музыки народов Средиземноморья. Родиной мариачи считаются мексиканский штат Халиско и город Гвадалахара. В тех местах группы музыкантов, исполняющих мариачи, состояли из скрипок, гитар, труб и арф. Именно в Халиско в 1898 году образовался квартет “Mariachi Vargas de Tecalitlán”. Международный успех пришел к ансамблю в 1934 году, после выступления на инаугурации президента Мексики Ласаро Карденаса. С пятидесятых годов XX века ансамбль завоевал огромное количество призов. Он активно участвует в музыкальных фестивалях, пропагандируя музыку мариачи. Сейчас ансамбль “Mariachi Vargas de Tecalitlán” базируется в Мехико. В нем играет пятое поколение музыкантов. Ансамбль считается лучшим в мире исполнителем музыки мариачи, послом мариачи во всем мире. Музыка ансамбля звучит более чем в двухстах кинофильмах, его записи признаны эталонными.
12 октября, 8.00 pm. Первый концерт нового сезона Civic Orchestra. В программе: Третья симфония и симфоническая поэма “Франческа да Римини” П.Чайковского. Дирижер – Семен Бычков.
За полтора часа перед началом концерта (6.30 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Джоанн Бис об исполняемых произведениях.
15 октября, 8.00 pm. Музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис – нечастый гость в Симфоническом центре. Тем интереснее его появление за дирижерским пультом ЧСО. В программе: Пассакалия и Фуга до минор И.С.Баха (оркестровка Э.Дэвиса), Дивертисмент И.Стравинского, Первый фортепианный концерт П.Чайковского. Солист – Евгений Кисин. Этой осенью мы встречаемся с прославленным пианистом дважды. Через месяц после концерта с ЧСО Кисин вернется в Чикаго для традиционного ежегодного сольного концерта (15 ноября).
За час перед началом концерта 15 октября на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Стивена Пресса об исполняемых произведениях.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты сезона 2015-16 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин