Сегодня ночью российский художник-акционист Пётр Павленский устроил очередной перфоманс в центре Москвы. Это тот самый, кто прибивал свои яйца к брусчатке Красной площади и отрезал себе ухо. На этот раз мужчина поджёг здание ФСБ на Лубянке.
Павленский сказал, что его акция называется „Угроза“. По его мнению ФСБ угрожает всем россиянам.
„Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться“.
.
Павленский приехал к центральному управлению Федеральной службы безопасности с канистрой бензина. За несколько секунд он облил бензином деревянную дверь подъезда и поджёг её.
Через 30 секунд Павленский и снимающие акцию журналисты были задержаны охранной здания. Все они были доставлены в ОВД по Мещанскому району. Журналисты рассказали мне, что полицейские с опаской относились к художнику, считая его сумасшедшим. „Кто знает, что он может выкинуть! Он же себе яйца прибил гвоздем к брусчатке!“
Под утро журналистов, снимавших акцию Павленского, отпустили.
.
Другие акции (фотографии и видео)
23 июля 2012 года художник с зашитым суровой ниткой ртом в течение полутора часов стоял в пикете у Казанского собора. Павленский заявил: „Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду“.
Петр Павленский в мае 2013 года провел в Петербурге не менее шокирующую акцию «Туша»: художник обмотал себя колючей проволокой и лег перед зданием городского Законодательного собрания. После акции Павленского сутки держали в полиции. Медицинская экспертиза показала, что художник вменяем. Никаких обвинений мужчине так и не предъявили — полицейские не смогли найти статью, которую нарушил Павленский.
Акцию с колючей проволокой Павленский сравнил с существованием человека в «репрессивной законодательной системе», в которой любое действие приводит к «жестокой реакции закона».
10 ноября 2013 года на Красной площади Павленский прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке. Акцию художник приурочил ко Дню полиции. Прибывшие на место полицейские накрыли художника простынёй перед задержанием. В заявлении Павленского, в котором он пояснил смысл акции, сказано:
Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского обществ.
https://youtu.be/ml8igIMxBuI
.
Санкт-Петербург, Мало-Конюшенный мост 23 февраля 2014 года.
„Горящие покрышки, флаги Украины, черные флаги и грохот ударов по железу – это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается – храм Спаса на Крови, это место где народовольцы совершили успешное покушение на императора жестоко расправлявшегося с освободительными восстаниями в Правобережной Украине, Польше, Литве и Белоруссии. Мы боремся за нашу и вашу свободу. В этот день, когда государство призывает праздновать день защитника отечества – мы призываем всех встать на праздник Майдана и защиту своей свободы. Мосты горят и назад дороги уже нет.“
19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха. После того, как полиция спустила художника на землю, он был отправлен в Боткинскую больницу. Из заявления художника следует, что данная акция является протестом против использования психиатрии в политических целях.
Павленский заявил: „Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы
Осенью 2012 года художник вместе с Оксаной Шалыгиной основал онлайн-журнал «Политическая пропаганда», посвящённый современному искусству в политическом контексте. Целью журнала объявлено «преодоление культурного шовинизма, который внедряет государство и его идеологический аппарат.“
––––––––––––––––––––––––––––
* Видео Петра уже удалено от сайт Vimeo:
Горящая дверь Лубянки from Petr Pavlenskij on Vimeo.
Акция Петр Павленский лично мне дала некую надежду. Пусть крошечную, но её на сегодняшний момент хватает, чтобы вновь во что-то поверить. Он показал, что возможно всё. Показал, что можно запросто подойти и сделать то, чего мы все боимся.
Мы зачастую стараемся даже перейти на другую сторону от этого проклятого миллионами зданиями. Здания от которого несёт запахом гнилых подвалов, пропитанных кровью, слезами, мочой. Здания возле которого уши закладывает от стонов и криков, воя и шёпота раздавленных, перекалеченных, сошедших с ума, истерзанных, растрелянных. Здания из которого вырываются наружу скрипы пера, которое подписывает донос, ставит крестик, в самооговоре, пишет отказ от сотрудничества.
Исчадье ада, которое в итоге однажды родило крошку Цахеса, эту невиданную зверушку. И крошка эта состоит лишь из слизи, распотрошенных органов истерзанных, изувеченных людей, из скрипа тех перьев, из сухих бюрократический „Дело“, из резолюций, из мести, приказов, злобы и ненасытности.
И вот оказывается можно подойти без страха и поджечь огромную дверь.
Можно значит стереть с лица страны и здание, и всю эту крысиную армию и самого крошку смыть.
И очищающий огонь.
А потом там просто будет огромнейший сквер с деревьями и цветами. Сквер памяти и утешения печалей. Сквер прощения.
А зло сгорит.
Спасибо, Петр!
Мария О.
С предложением изолировать от общества любителя „экстремального эпатажа“ обратился к главе МВД и министру здравоохранения России председатель комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков.
„Мое глубокое убеждение, что таких социально опасных граждан как Павленский необходимо изолировать от общества. Этот горе-„художник“ уже не первый раз ради собственного пиара ведет себя неадекватно. Но если до этого он занимался членовредительством в отношении самого себя и мелким хулиганством, то теперь его выходки представляют явную угрозу для окружающих, — подчеркнул Антон Цветков. — Мы чего ждем, чтобы он ради своего пиара поджег детский сад или расчленил человека на площади? Трагедия семьи Беловых в Нижнем Новгороде — это очень показательный сигнал, не нужно дожидаться худшего“.
Член Общественной палаты добавил, что действия Петра Павленского наводят на мысли о серьезных психических отклонениях. „Если требуется принудительное лечение — тянуть с этим нельзя“, — отметил Цветков.
По его мнению, очень важно держать на жестком контроле людей с явными психическими отклонениями, представляющих социальную опасность.
А вот что рассказал арт-менеджер и галерист Марат Гельман о художественном смысле акции Петра Павленского с поджогом двери ФСБ:
— Что такое акция Петра Павленского — политический протест или художественный акт? Это случай, когда неуместен союз «или», нужен союз «и».
Павленский — безусловно, сильный художник, более сильный, например, чем группа «Война», чьи высказывания не всегда внятны. Во всех его акциях всегда очень четкий политический смысл, и всегда он облечен в мощную метафорическую форму. Так было, когда он обертывал себя колючей проволокой и когда прибивал свою мошонку к брусчатке Красной площади. Голое тело — это образ маленького беззащитного человека. И парадоксальным образом оказывалось, что гигантская государственная машина против него бессильна — она не могла сделать с ним что-то большее, чем то, что сделал он сам.
Похожая тема и в его новой акции с поджогом дверей здания ФСБ. Здесь, конечно, очевидна символика: двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят. Очень сильный художественный образ.
Акция Павленского внешне напоминает акцию в Крыму, за которую осудили Олега Сенцова и других фигурантов дела «крымских террористов», — там подожгли дверь офиса «Единой России». Но различия в данном случае важнее, чем сходство. Павленский не попытался скрыться, он стоял перед горящей дверью. Если хотите, этим и отличается поведение художника от поведения хулигана: он с достоинством принимает на себя ответственность за свои действия. Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный.