Действующие лица и исполнители:
Ганна Главари – Рене Флеминг (14 ноября – 3 декабря) и Николь Кэбелл (9-13 декабря),
Барон Зета – Патрик Карфицци,
Граф Данило – Томас Хэмпсон,
Валансьенна – Хайди Стобер,
Камилл де Россильон – Майкл Спайрс.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер – Сюзан Строман. Постановка Метрополитен-оперы.
14 ноября – 3 декабря 2015 года (десять спектаклей).
Продолжительность спектакля – 2 часа 35 минут с одним антрактом.
Оперетта исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
Снова в Лирик-опере меняют курс: после атонального Берга – бессмертные мелодии Франца Легара.
Премьера оперетты “Веселая вдова” состоялась в Вене в театре “Ан дер Вин” 30 декабря 1905 года. В основе либретто Виктора Леона и Лео Штейна – комедия французского драматурга Анри Мельяка “Атташе из посольства” (1862 год). Сюжет комедии прост – богатый старик приезжает из Германии в Париж, женится на юной красотке и от избытка наслаждений умирает, успев завещать капитал жене. Посольство Германии не хочет отдавать капитал, а “веселая вдова” не хочет ехать в Германию. Атташе посольства разрабатывает план, при котором капитал останется в стране. Надо просто уговорить вдову… выйти за него замуж… Оставив главную интригу – борьба за капитал вдовы, – Виктор Леон и Лео Штейн изменили имена действующих лиц и страну. По либретто, богатый старик приезжает из вымышленной страны Понтеведро, за которой читалось настоящее название – Монтенегро (Черногория). В этом состояла политическая сатира авторов. Дело в том, что Черногория была страной-должником (почти как сегодня Греция) и больше всего ее долгов приходилось на Австрию. Теперь понятно, что вся история с капиталом и нежеланием вдовы приехать на родину мужа приобретает несколько другой – сатирический оттенок…
Первоначально директора венского театра Карчаг и Вальнер поручили написать музыку композитору Рихарду Хойбергеру, однако, недовольные первым актом, они передали контракт Легару. Музыка Легара им не понравилась еще больше. В своих воспоминаниях Легар пишет: “Прослушав только первые такты моей музыки, директора театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали: “Это ужасно! Это не музыка! Это признак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?” Я сидел, как на угольях. “Наверно, они правы, – думал я. – Они старые практики, а я неопытный дилетант.” Директора даже предложили Легару пять тысяч крон, если тот откажется от контракта, но артисты театра поддержали молодого композитора.
Название оперетты родилось случайно. В театре “Ан дер Вин” был обычай давать льготные билеты вдовам чиновников. Разумеется, вдовы широко пользовались своим преимуществом. Директор театра Вальнер, разбираясь с делами, обронил как-то: “Ах, эти надоедливые вдовы!” “А у нас будет веселая вдова”, – подхватил находившийся в его кабинете Легар. По-немецки эти слова различаются одной буквой: lästig – тягостный, обременительный и lustig – веселый. Так обременительная вдова стала веселой.
Успех оперетты был огромный. Публика вызывала артистов на “бис”, а в финале устроила нескончаемую овацию. Вместе с композитором счастливы были Карчаг и Вальнер. Еще бы: полный зал собрали и пять тысяч крон оставили при себе…
В России премьера оперетты состоялась 23 сентября 1906 года в петербургском театре “Пассаж”. В США “Веселую вдову” впервые услышали и увидели 21 октября 1907 года на Бродвее в New Amsterdam Theatre. Спектакль с огромным успехом сыграли четыреста шестнадцать раз. После Второй мировой войны оперетта Легара перекочевала на лучшие оперные сцены. Партию Ганны исполнила великая Элизабет Шварцкопф, оперетту записал на CD Герберт фон Караян. Что касается Чикаго, то я не нашел информации о том, когда здесь впервые услышали “Веселую вдову”. Зато, когда образовалась Лирик-опера, оперетта Легара стала исполняться в театре примерно раз в пять лет. Последний раз – в сезоне 2009-2010 годов в постановке Гэри Гриффина.
Новая для Чикаго постановка принадлежит Метрополитен-опере. Премьера состоялась в прошлом сезоне. Режиссер и хореограф – пятикратный лауреат премии “Тони” Сюзан Строман. С “Веселой вдовой” она дебютировала на сцене МЕТ. В главных партиях – звезды мировой оперной сцены Рене Флеминг и Томас Хэмпсон.
Рене Флеминг – лауреат двух премий “Грэми”, премий журналов “Граммофон” и “Opera News”, обладатель Ордена Почетного легиона и командор Ордена искусств и литературы Франции, лауреат приза “Муза” Международного фестиваля “Дворцы Санкт-Петербурга”. В ее честь созданы духи “La Voce” и десерт знаменитого нью-йоркского повара Даниэля Булю “Дива Рене”. Чикагские любители оперы видели Флеминг в партиях Сюзанны в одноименной опере К.Флойда (сезон 1993-1994 гг.), Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (1996 г.), графини Альмавивы в “Женитьбе Фигаро” В.А.Моцарта (1998 г.), Альчины в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 1999-2000 гг.), Дездемоны в “Отелло” Дж.Верди (2001 г.), Таис в одноименной опере Ж.Массне (сезон 2002-2003 гг.) и Виолетты в “Травиате” Дж.Верди (2008 г.). В последние годы она очень активна в Лирик-опере: состоит в руководстве театра, занимает пост консультанта по творческим вопросам (Creative Consultant), курирует предстоящую в декабре мировую премьеру – оперу Дж.Лопеса “Бельканто”. Как певица, она очень грамотно относится к своему голосу. Времена Дездемоны и Виолетты прошли, и Флеминг перешла на другой репертуар. Весной 2013 года певица предстала перед нами в партии Бланш Дюбуа в концертном исполнении оперы Андре Превина “Трамвай Желание”. (Эта партия была специально написана для Флеминг, и она стала ее первой исполнительницей.) В 2014 году – новое появление Флеминг в партии Графини в “Каприччио” Р.Штрауса. Сейчас – Ганна Главари в “Веселой вдове”. Эту партию певица исполняла на премьере постановки Строман в Метрополитен-опере. Еще одна встреча с Флеминг пройдет 14 декабря в Театре музыки и танца “Харрис” на камерном концерте “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber”. Дуэт прославленной оперной дивы и джазовой пианистки и композитора Патрисии Барбер обещает стать одним из самых интригующих музыкальных событий сезона! В ближайших выпусках Оперного обозрения я собираюсь подробно рассказать о Рене Флеминг и ее пути к вершинам оперного Олимпа.
В партии графа Данило – один из лучших баритонов мира Томас Хэмпсон. В Лирик-опере он выступает шестой раз. Я беседовал с ним в сентябре 2010 года, перед премьерой “Макбета” Дж.Верди. Певец-интеллектуал, он глубоко разбирается в истории музыки и замечательно рассказывает о ней. Я спросил у него о сходствах и различиях в восприятии искусства в Европе и Америке. Томас Хэмпсон ответил: “Различия фундаментальные. Европейские страны, европейские театры имеют концептуальный план сохранения искусства. Особенно я имею в виду немецкоязычные театры. Немецкий и французский менталитеты внушают благоговение. Немного по-другому в Англии и совсем все по-другому в Америке. Если солист поет про “крытый фургон”, американец хочет видеть крытый фургон. Американцы хотят на сцене видеть музей. Им можно сказать: сегодня у нас вечер абстрактного искусства. Тогда американцы скажут – прекрасно. Раз это вечер абстрактного искусства, покажите нам абстрактную музыку и абстрактную живопись. Но тогда не давайте нам Моцарта и не говорите, что покажете его в абстрактном стиле. Это не значит, что американцы примитивны и наивны. В Америке просто особенное отношение к вершинам искусства…”. В Равинии этим летом мы услышали в исполнении Хэмпсона песни Ф.Шуберта и Г.Малера.
В последних трех спектаклях “Веселой вдовы” партию Ганны Главари исполнит еще одна наша хорошая знакомая – Николь Кэбелл. Она училась в Центре оперного пения имени Райана при Лирик-опере, почти каждый сезон выступает в спектаклях театра, а также на концертах в Равинии, превращая каждый свой выход в событие.
Николь Кэбелл родилась 17 октября 1977 года в Калифорнии. Ее дед был первым афроамериканцем – начальником отдела в полицейском управлении Лос-Анджелеса. В ее роду были афроамериканцы, корейцы, выходцы с Кавказа… – легче сказать, кого в этой “народной каше” не было! Николь была ребенком “нормальным” и классической музыки не слушала. Играла на флейте в школьном ансамбле и в баскетбол, имитируя во время игры пение оперных певцов. “Почему бы тебе не записаться в школьный хор?” – спросила ее как-то мама. Николь послушалась совета и записалась, а через какое-то время даже участвовала в школьном мюзикле. Потом были годы занятий вокалом с педагогами из Школы музыки Индианского университета, непродолжительная учеба в Джульярдской школе и три года в Центре оперного пения при Лирик-опере.
В июне 2005 года (через три месяца после окончания учебы в Школе) Кэбелл стала победительницей всемирного конкурса молодых исполнителей в Кардиффе, проходящего под эгидой Би-Би-Си. Экстравагантная и непредсказуемая, интеллектуальная и артистичная, она дерзко ворвалась на оперный небосклон и твердо заняла там свое особое место. Из недавних ангажементов Кэбелл отмечу партии Мими в “Богеме” на сцене Парижской оперы (двойной дебют – в партии и на сцене театра), Виолетты в “Травиате” и Джульетты в “Капулети и Монтекки” В.Беллини в Опере Сан-Франциско, Адины в “Любовном напитке” Г.Доницетти в Оперном театре “Лисео” (Барселона), Мюзетты в “Богеме” в Метрополитен-опере и в театре “Колон” в Буэнос-Айресе.
7 декабря в Лирик-опере Чикаго состоится мировая премьера оперы “Бельканто” молодого перуанского композитора Джимми Лопеса. Все подробности о будущем спектакле и его создателях читайте в следующем выпуске Оперного обозрения ровно через неделю.
В дальнейших планах Лирик-оперы – “Набукко” Дж.Верди (23 января – 12 февраля, новая для Чикаго совместная постановка Лирик-оперы, театра Ла Скала, театра Ковент-гарден и Театра “Лисео” в Барселоне), “Кавалер розы” Р.Штрауса (8 февраля – 13 марта, новая для Чикаго постановка принадлежит Баварской опере Мюнхена), “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно (22 февраля – 19 марта, новая для Чикаго постановка принадлежит Метрополитен-опере). После основного сезона состоятся двадцать пять спектаклей оперетты “Король и я” Р.Роджерса и О.Хаммерстайна (29 апреля – 22 мая, новая постановка).
9 января 2016 года – концерт Пласидо Доминго и Анны Марии Мартинес, 24 февраля 2016 года – сольный вечер Дмитрия Хворостовского.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на ”Веселую вдову” и другие спектакли сезона 2015-16 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Сергей Элькин