11 ноября, 6.30 pm. Концерт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением дирижера Эдо де Ваарта из серии “Afterwork Masterworks”. В программе: Пятый скрипичный концерт В.А.Моцарта (солист – Августин Хаделих) с интермеццо в турецком стиле (отсюда название концерта – “Турецкий”) в финальной части, и раннее сочинение Джона Адамса “Учение о гармонии” (“Harmonielehre”, 1985).
Программа этого концерта дает прекрасное представление о том, как развивается классическая музыка, что было гармонией в начале XIX века и что такое гармония в конце века двадцатого. В недавнем интервью порталу “Медуза” поэт Лев Рубинштейн сказал: “Постмодернизм – обозначение нынешней эпохи. Он возник как реакция на модернизм, где была устремленность в будущее, где бал правила утопия, а в наше время бал правит антиутопия”. Рубинштейн говорил о литературе, но эти же слова можно отнести и к музыке, где сочинение Адамса – яркий образец музыкального постмодернизма. Свое сочинение он назвал так, как назвал свой учебник для симфонического оркестра один из столпов атональной музыки Арнольд Шенберг, – “Учение о гармонии”. “Учение…” Адамса мы слышали летом в рамках фестиваля “Грант-парк”-2015. Там оно прозвучало вместе с Гармонической мессой Й.Гайдна.
Тридцатиоднолетний скрипач Августин Хаделих родился в Италии в семье выходцев из Германии. Впервые взял в руки скрипку в пять лет. Два его старших брата к этому времени уже играли на виолончели и фортепиано. В 1999 году на ферме, где он жил с семьей, вспыхнул пожар. Августин серьезно пострадал. Он прекратил заниматься музыкой, лечился. Снова стал выступать в 2001 году. Окончил Istituto Mascagni в Ливорно (Италия) и Джульярдскую школу. Международную известность приобрел в 2006 году, после победы на Международном скрипичном конкурсе в Индианаполисе. В январе 2014 года выступал с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Эдо де Ваарта. Живет в Нью-Йорке. В 2014 году получил американское гражданство. Играет на скрипке “Kiesewetter Stradivarius” 1723 года.
В начале своей музыкальной карьеры Августин Хаделих был студентом Steans Music Institute при фестивале в Равинии. Концертный дебют на фестивале состоялся у него 22 августа 2015 года в камерном концерте с пианисткой Джойс Янг. 11 ноября он впервые выступит с ЧСО.
А теперь несколько слов о дирижере Эдо де Ваарте. Он родился в 1941 году в Амстердаме в семье члена хора Нидерландской оперы. Эдо не начал петь – его интересовал гобой. Карьера складывалась блестяще: не успев получить диплом консерватории (он учился на отделениях гобоя и дирижирования), он прошел прослушивание и был принят в секцию гобоев прославленного оркестра Концертгебау. Казалось бы, все уже позади, но наш герой начал предпринимать усилия, чтобы перейти от гобоя к дирижированию. Здесь ему тоже сопутствовал успех. В двадцать три года он стал одним из победителей престижного Международного конкурса дирижеров имени Дмитрия Митропулоса, какое-то время работал ассистентом Леонарда Бернстайна в Нью-Йоркском филармоническом оркестре. Вернувшись в родной Концертгебау, Эдо де Ваарт стал ассистировать тогдашнему главному дирижеру, хорошо нам знакомому Бернарду Хайтинку. Дальнейшая карьера дирижера складывалась так: 1973-79 годы – музыкальный руководитель Роттердамского филармонического оркестра, 1977-85 годы – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско, 1986-95 годы – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Миннесоты, 1989-2004 – музыкальный руководитель Филармонического оркестра Нидерландского радио (в настоящее время он является почетным дирижером оркестра), 1993-2003 годы – главный дирижер Сиднейского симфонического оркестра (причиной своего ухода с этого поста он назвал плохую акустику концертного зала), 2004-2012 годы – главный дирижер Гонконгского филармонического оркестра.
В огромной дискографии Эдо де Ваарта выделяются записи оркестровых произведений С.Рахманинова и запись оперы Джона Адамса “Никсон в Китае” с первым составом исполнителей (запись сделана вскоре после премьеры в 1987 году).
В настоящее время Эдо де Ваарт является главным дирижером Королевского филармонического оркестра Бельгии (Royal Flemish Philharmonic) и музыкальным руководителем Симфонического оркестра Милуоки (его контракт истекает в конце сезона 2016-17 годов, после чего он останется почетным дирижером оркестра). Он живет с семьей в Милуоки.
Концерты серии “Afterwork Masterworks” начинаются раньше, чем обычно, и идут без перерыва. Зрителей угощают бокалом вина, а после окончания концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) солисты в неформальной обстановке ответят на вопросы. 11 ноября со зрителями встречается Августин Хаделих.
12 и 14 ноября, 8.00 pm; 13 ноября, 1.30 pm. К Пятому скрипичному концерту В.А.Моцарта и сочинению Джона Адамса “Учение о гармонии” добавляется Симфоническая поэма Рихарда Штрауса “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля”. Американская премьера сочинения прошла в Чикаго.
ЧСО дирижирует Эдо де Ваарт.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (12 и 13 ноября, Armour Stage; 14 ноября, Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Пола Паккионе об исполняемых произведениях.
На прошлой неделе стало известно, что на два года продлен контракт с виолончелистом Йо Йо Ма, с 2010 года занимающим пост креативного консультанта ЧСО (Judson and Joyce Green Creative Consultant). Он остается работать с оркестром до окончания сезона 2016-17 годов.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Сергей Элькин