15 ноября, 2.00 pm. Сольный фортепианный концерт Евгения Кисина в этом сезоне проходит осенью, а не весной. На этот раз, наряду с классикой, мы услышим популярные испанские мелодии. В программе: Десятая соната до мажор В.А.Моцарта, Двадцать третья соната (“Аппассионата”) Л.ван Бетховена, Три интермеццо И.Брамса, “Гранада”, “Кадис”, “Кордова”, “Легенда” И.Альбениса, “Viva Navarra!” Х.Ларрела.
Концерт Кисина станет последним выступлением пианиста перед большим перерывом. На прошлой неделе Кисин объявил, что с середины 2016 он на два года прекращает выступления в США.
15 ноября, 7.00 pm. Концерт Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты. В программе: концертная поэма “Путешествие на край тысячелетия” живущего в Израиле грузинского композитора Иосифа Барданашвили, Вальс М.Равеля, Третья (“Героическая”) симфония Л.ван Бетховена.
Иосиф Барданашвили родился в Батуми. Автор опер, симфоний, камерных и хоровых произведений, музыки к фильмам и спектаклям. Работал заместителем министра культуры Аджарии, директором музыкального училища в Батуми, резидентом-композитором театра имени Руставели, художественным руководителем музыкального общества Грузии. С 1995 года живет в Израиле. Резидент-композитор Симфонического оркестра Ришон-Лециона. Концертная поэма “Путешествие на край тысячелетия” создана на основе одноименной оперы, написанной Барданашвили по заказу Израильской оперы.
Израильский филармонический оркестр (ИФО) был образован в 1936 году по инициативе известного польского скрипача еврейского происхождения Бронислава Губермана. Создание оркестра, подобно созданию государства Израиль, проходило на чистом энтузиазме. Идея Губермана была организовать, как он говорил, “оркестр солистов”! Он сумел убедить музыкантов-евреев, потерявших работу в оркестрах нацистской Германии, а также их коллег из симфонических оркестров Восточной Европы переехать в Палестину. Многие из них согласились. Первым названием коллектива было Палестинский симфонический оркестр (Palestine Symphony Orchestra). Датой образования оркестра считается 26 декабря 1936 года. В этот день в Тель-Авиве состоялся первый концерт оркестра. За дирижерским пультом стоял выдающийся итальянский маэстро, антифашист Артуро Тосканини. В годы Второй мировой войны оркестр провел сто сорок концертов для солдат стран-участников антигитлеровской коалиции, после окончания войны участвовал в праздничном концерте в Бельгии.
На церемонии провозглашения Декларации независимости Израиля оркестр исполнил гимн страны, а вскоре после этого получил свое нынешнее название – Израильский филармонический оркестр. Долгие годы оркестр в одиночку представлял Израиль в мире. Руководство оркестра приглашало к сотрудничеству крупнейших музыкантов современности. Первым в этом списке стоит имя Леонарда Бернстайна. В 1947-49 годах он руководил оркестром, впоследствии неоднократно выступал с ним, а в 1987 году получил звание Почетного дирижера. С оркестром выступали Исай Добровейн, Малькольм Сарджент, Серджиу Челибидаке, Ференц Фричаи. На первых гастролях в США оркестром руководили поочередно Леонард Бернстайн, Сергей Кусевицкий, Излер Соломон. С оркестром сотрудничали великие музыканты Артур Рубинштейн, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль, выступали и продолжают выступать такие выдающиеся исполнители, как Эмануэль Акс, Даниэль Баренбойм, Ефим Бронфман, Йо Йо Ма, Валерий Гергиев, Лорин Маазель, Курт Мазур, Ицхак Перлман, Максим Венгеров, Гил Шахам, Раду Лупу, Евгений Кисин, Миша Майский, Пинхас Цукерман.
Особые отношения связывают ИФО с дирижером Зубином Мета. В 1969 году Мета становится музыкальным консультантом оркестра, в 1977 году – его музыкальным руководителем, в 1981 году впервые в истории получает почетный титул Пожизненного музыкального руководителя коллектива.
16 ноября, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. Дирижер – Клифф Колнот. В программе: Седьмая симфония Л.ван Бетховена и сюита из оперы “Любовь к трем апельсинам” С.Прокофьева. Вход свободный, но по билетам.
…Когда весной 1918 года Прокофьев покинул Россию, он никак не думал, что поездка растянется на годы. Уже первое выступление в Америке, на котором Прокофьев исполняет свои фортепианные сочинения, производит сенсацию. “Стальные пальцы, стальные кисти, стальные мускулы,” – восхищаются газеты. В Чикаго молодым русским музыкантом заинтересовался Кампанини – дирижер местной оперной компании, получившей в 1922 году название Чикагская опера. Прокофьев предложил сочинить для труппы оперу “Три апельсина” по сказке Карло Гоцци – эту идею когда-то подсказал ему Мейерхольд. В 1914-1915 годах Мейерхольд издавал журнал “Любовь к трем апельсинам”, название которого было заимствовано из все той же сказки Гоцци. В первом номере этого журнала К.Вогак, Вс.Мейерхольд и В.Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку сказки. Прокофьева привлекла поэтичность вымысла, жизнелюбие персонажей, редкое сочетание сказки, шутки и сатиры. “Гоцци! Наш милый Гоцци! Это чудесно!” – воскликнул (или мог воскликнуть) темпераментный итальянец и тотчас подписал контракт с иностранным композитором – случай редчайший в американских театрах тех лет. Тридцатилетний композитор с увлечением принялся за работу. Разработка либретто и партитура оперы были закончены точно в срок, к октябрю 1919 года, но неожиданная смерть Кампанини вынудила труппу отложить постановку. Прокофьев продолжил свое американское турне и даже успел сочинить для Дягилевских сезонов в Париже балет “Шут”, имевший оглушительный успех. В 1921 году композитор возвращается в Чикаго на мировую премьеру оперы “Любовь к трем апельсинам”. 30 декабря 1921 года – день, навсегда связавший имя композитора с Чикаго. Маэстро сам стоял за дирижерским пультом. “Чикагцы были и горды, и смущены тем, что они дают “модернистскую оперу”, – скажет потом композитор. По прошествии многих лет смущение чикагцев, как мне кажется, прошло, а чувство гордости осталось. После Чикаго опера ставилась в других американских городах. Рассказывают, что в одном из них один из владельцев апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов. Надпись на плакате должна была гласить: “Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!!!” Впрочем, может быть, это была просто шутка. Но как бы то ни было, опера получила широкую известность и была поставлена на Западе задолго до ее премьеры на Родине – большевикам было не до музыки. Лишь 18 февраля 1926 года постановку оперы осуществил ленинградский Академический театр оперы и балета, а в 1927 году опера “Любовь к трем апельсинам” была поставлена в Большом театре. В Лирик-опере ее ставили в сезоне 1979-80 годов, на сцене Чикагского культурного центра – летом 2005 года (режиссер – создатель и артистический директор театра “The Hypocrites” Шон Грэни).
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин