В эти дни в Victory Gardens Theater идет спектакль “Never the Sinner” по одноименной пьесе Джона Логана. В центре сюжета – история одного преступления, случившегося в Чикаго в 1924 году. В этот год в городе все говорили о похищении и убийстве четырнадцатилетнего Ричарда “Бобби” Фрэнкса. Преступники были вскоре найдены, их вина – доказана. Преступление совершили выходцы из богатых еврейских семей Натан Фрейденталь Леопольд и Ричард Альберт Леб. Оба были вундеркиндами. Леопольд начал говорить в четыре месяца, его IQ зашкаливал к десяти годам, он говорил на пяти языках, с отличием окончил Чикагский университет и готовился к поступлению в Гарвард. Леб был самым молодым выпускником Мичиганского университета. Молодые люди интересовались философией, зачитывались Ницше. Проникшись идеей “сверхчеловека”, наши герои задумали “идеальное” преступление. Жертву нашли рядом – Ричард “Бобби” Фрэнкс учился в частной школе недалеко от своих палачей и приходился троюродным братом Лебу. Его убили одним ударом стамески по голове. Труп спрятали в водосточной трубе, оставив следы. Чикаго в начале двадцатых годов контролировала чикагская мафия во главе с Аль Капоне. Но даже на фоне непрерывных гангстерских разборок убийство подростка произвело такой резонанс, что Капоне и его банда предложили свою помощь полиции. Леопольд и Леб были арестованы и вскоре во всем признались. Адвокат не требовал оправдания подзащитных. Его задачей было избежать смертной казни, и это ему удалось. Преступники были приговорены к пожизненному заключению за убийство и к девяносто девяти годам лишения свободы за похищение человека. Далее судьбы “умной парочки” сложились по-разному. Леб был зарезан сокамерником, а Леопольд вышел на свободу через тридцать четыре года по условно-досрочному освобождению. Он уехал в Пуэрто-Рико, работал техником, зарабатывая десять долларов в неделю. В 1958 году выпустил автобиографию “Пожизненно плюс 99 лет” (“Life plus 99 Years”). Когда в одном интервью его спросили, думает ли он об убийстве Бобби Фрэнкса, он ответил: “Я не могу думать ни о чем, кроме этого, и эти мысли отравляют мое существование”.
В своих очерках “Мое открытие Америки” (1925-1926) Владимир Маяковский упомянул дело Леопольда и Леба: “Сынки чикагских миллионеров убивают детей (дело Леба и компании) из любопытства, суд находит их ненормальными, сохраняет их драгоценную жизнь, и “ненормальные” живут заведующими тюремных библиотек, восхищая сотюремников изящными философскими сочинениями”.
Автор пьесы Джон Логан задается вопросом, каковы причины преступления и можно ли было его избежать?
Джон Логан – имя в Чикаго знакомое многим. Он вырос в Калифорнии в семье ирландских эмигрантов и переехал в Чикаго, когда поступил в Северо-Западный университет. Какое-то время работал драматургом в Victory Gardens Theater (об этом – ниже). “Never the Sinner” – его первая пьеса. Самое известное произведение Логана, за которое он получил премию “Тони”, – пьеса “Красное”. Постановка Майкла Грандейджа в театре Donmar Warehouse (Лондон) и на Бродвее была удостоена еще пяти премий “Тони”, в том числе – за лучшие режиссуру и мужскую роль (Эдди Редмейн). В сентябре 2011 года эту пьесу в Goodman Theatre поставил Роберт Фоллс. В пьесе ведут диалог двое: знаменитый художник, интеллектуал, мыслитель, знаток Нитцше (опять он!) и античной философии Марк Ротко и его молодой помощник-ассистент Кен. Более двадцати лет назад Фоллс ставил в Чикаго еще одну пьесу Логана “Вид с реки: мелодрама с музыкой” (“Riverview: A Melodrama with Music”), действие которой происходит в парке в Чикаго. Прошлым летом компания “Broadway in Chicago” представляла мюзикл “Последний корабль”, созданный по книге Джона Логана и Брайана Йорки.
Логан успешно работает в кино. Он написал сценарии ко многим известным американским фильмам. Среди них: “Гладиатор” (2001, совместно с Дэвидом Франзони и Уильямом Николсоном, номинация на премию “Оскар”), “Авиатор” (“The Aviator”, 2005, номинация на премию “Оскар”), “Кориолан” (2011), “Хранитель времени” (“Hugo”, 2011) и (совместно с Нилом Первисом и Робертом Уэйдом) к новой картине про Джеймса Бонда “Агент 007: Координаты Скайфолл” (2012). В прошлом году на канале Showtime состоялась премьера сериала Сэма Мендеса “Ужасы по дешевке” (“Penny Dreadful”) по сценарию Логана. Действие сериала происходит в викторианском Лондоне, а среди персонажей – Дракула, Франкенштейн и Дориан Грэй.
Режиссер – десятикратный лауреат премии “Джефф” Гэри Гриффин.
В ролях: Джефет Балабан (Леопольд), Джордан Бродесс (Леб) – только что мы видели этого актера в спектакле “Перья и зубы” Goodman Theatre, Дерек Хазенстеб, Кейт Капферер.
Сорок первый сезон театра продолжится спектаклями “Cocked” (мировая премьера) по пьесе Сары Габбинс в постановке заместителя артистического продюсера театра Джоаны Шульц (12 февраля – 13 марта 2016 года), “Hillary and Clinton” (мировая премьера) по пьесе Лукаса Хната (Lucas Hnath) в постановке художественного руководителя театра Чея Джу (Chay Yew, 1 апреля – 1 мая 2016 года), “The House That Will Not Stand” (премьера на Среднем Западе) по пьесе драматурга театра Маркуса Гардли в постановке Чея Джу (10 июня – 10 июля 2016 года).
Драматург театра – этим званием могут похвастаться в Америке единицы. Victory Gardens Theatre – один из очень немногих коллективов, в котором дают постоянную работу молодым авторам. Многими из них – см. творческий путь Джона Логана, добавлю к нему имена Клаудии Аллен, Стива Картера, Чарльза Смита, Нило Круза – театр гордится. В 2012 году театр принял под свое крыло новую четверку. Это – Филипп Доукинс, Маркус Гардли, Сэмюэл Хантер и Таня Сарачо. На протяжении семи лет они будут работать в театре.
Victory Gardens Theatre образовался в 1974 году. В труппе были семь чикагских актеров, а в театральной казне лежала тысяча долларов. Буквально за несколько лет о театре заговорили по всей стране. На протяжении тридцати четырех лет (с 1978 года) руководителем театра оставался Деннис Зачек. Именно при нем в 2001 году театр получил премию “Тони” в номинации “Лучший региональный театр США”. До него из театров Чикаго эту премию получали только Steppenwolf Theatre в 1985 году и Goodman Theatre в 1992 году, а в последующие десять лет их успех повторили еще два театра Чикаго: Шекспировский в 2008 году и Lookingglass Theatre в 2011 году. Чикаго – единственный город в США, в котором самой престижной театральной премии удостоились пять театров.
В Victory Gardens Theatre два зала: Большой на 259 мест, названный в честь основателей театра залом Зачека-Маквая, и Студия на втором этаже на 109 мест, получившая имя многолетнего друга театра, театрального критика газеты “The Chicago Tribune” Ричарда Кристенсена.
На протяжении сорока лет Victory Gardens Theatre является пионером по открытию новой драматургии. Мировые премьеры проходят в театре каждый год. Судя по спектаклям нового сезона эта традиция будет продолжаться.
Nota bene! Спектакль “Never the Sinner” идет с 6 ноября до 6 декабря 2015 года в помещении Victory Gardens Biograph Theater, 2433 North Lincoln Avenue, Chicago, IL 60614. Заказ билетов по телефону 773-871-3000, электронной почте [email protected] или на сайте театра www.victorygardens.org/. Телефон для приобретения групповых скидок – 773-328-2136. После каждого спектакля состоится его обсуждение.
.
Сергей Элькин