14 декабря в Театре музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) состоится первый совместный концерт Рене Флеминг (Renée Fleming) и Патрисии Барбер (Patricia Barber) “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber”. Дуэт талантливых женщин – примы мировой оперной сцены и замечательной джазовой вокалистки, пианистки и композитора – звучит интригующе, не правда ли? Флеминг исполнит песни Барбер, прозвучат также любимые рождественские мелодии. В концерте примет участие музыкальный руководитель Центра оперного пения Патрика и Ширли Райан при Лирик-опере Чикаго, художественный руководитель программы “Beyond the Aria” в театре “Харрис” Крейг Терри.
Патрисия Барбер говорит: “Когда Рене исполняет мои песни, я понимаю, что идеал в музыке может быть достигнут. Она вдохновляет меня на новые подвиги”. В свою очередь Рене Флеминг признается в своей любви к творчеству Барбер: “Я счастлива выступать вместе с ней. Познакомившись с ее творчеством, я была очарована ее философской лирикой и разнообразным музыкальным словарем. Языком джаза она сочиняет музыку, близкую и понятную мне. Думая о новой серии концертов, я подумала, почему бы не открыть ее с нашего совместного выступления с Патрисией?” Сказано – сделано.
Неотразимое обаяние и богатый тембр голоса, стилистическое разнообразие и элегантность исполнительской манеры – все это позволяет Рене Флеминг одинаково свободно чувствовать себя, исполняя самую разную музыку: арии из классических и современных опер и мюзиклов, джазовые и блюзовые мелодии, песни из кинофильмов. В опере репертуар певицы простирается от драматических партий героинь Верди и Пуччини до колоратурных россиниевских героинь.
Рене Флеминг родилась в городке Индиана (штат Пенсильвания), но вскоре переехала с родителями в Рочестер. В своей книге “Внутренний голос” она пишет: “Как получилось, что девочка из маленького городка под Нью-Йорком представляет свою страну на крупнейших международных музыкальных фестивалях?.. Ответ обезоруживающе прост: все произошло благодаря двум маленьким хрящикам в моем горле. Эти голосовые связки – тонкие, таинственные и непредсказуемые – кидали меня в самые невероятные места планеты. Я ночевала в Белом доме, потому что разговоры о музыке c Клинтоном и Блэром затянулись до двух часов ночи; я пела для Вацлава Гавела и четыре часа провела рядом с ним, пока он рассказывал о своей жизни; я пела на траурной церемонии у развалин башен-близнецов всего через несколько месяцев после 11 сентября, когда тысячи людей стояли плечом к плечу, став единым воплощением скорби… Мой голос приводил меня на самые престижные театральные подмостки мира, и я могу сказать, что моя карьера сложилась удачно”.
Родители Рене Флеминг были учителями пения, поэтому у нее просто не было другого выбора, кроме как стать певицей. Во время учебы в Нью-Йоркском университете Флеминг выступала в составе джазового трио в одном из баров города. Там ее увидел известный саксофонист Джэкет “Иллинойс”. Он был так восхищен ее пением, что сразу предложил певице стать солисткой его биг-бэнда. Но Флеминг не хотела ограничиваться только джазом. Она решила получить академическое музыкальное образование в Джульярдской музыкальной школе (1983-1987 годы). В 1984 году певица провела, по ее словам, “феноменальный” год в Германии на стажировке у Арлин Оже. Певица также брала уроки вокала у выдающейся оперной певицы Элизабет Шварцкопф.
Оперный дебют Флеминг состоялся в 1986 году на Зальцбургском театральном фестивале в партии Констанцы в опере В.А.Моцарта “Похищение из Сераля”. В 1988 году Рене Флеминг победила на прослушивании молодых талантов в Метрополитен-опере и на международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Так началась ее блистательная международная карьера. Певица выступала и продолжала выступать на крупнейших оперных сценах мира.
Чикагские любители оперы видели Флеминг в партиях Сюзанны в одноименной опере К.Флойда (сезон 1993-1994 гг.), Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (1996 г.), графини Альмавивы в “Женитьбе Фигаро” В.А.Моцарта (1998 г.), Альчины в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 1999-2000 гг.), Дездемоны в “Отелло” Дж.Верди (2001 г.), Таис в одноименной опере Ж.Массне (сезон 2002-2003 гг.) и Виолетты в “Травиате” Дж.Верди (2008 г.). Она очень грамотно относится к своему голосу. Времена Дездемоны и Виолетты прошли, и Флеминг перешла на другой репертуар. Весной 2013 года певица предстала перед нами в партии Бланш Дюбуа в концертном исполнении оперы Андре Превина “Трамвай “Желание”. (Эта партия была специально написана для Флеминг, и она стала ее первой исполнительницей.) В 2014 году – новое появление Флеминг в партии Графини в “Каприччио” Р.Штрауса. В эти дни Флеминг “купается” в роли Ганны Главари в “Веселой вдове”. Эту партию певица исполняла на премьере постановки Сюзан Строман в Метрополитен-опере.
В июле 2012 года в Петербурге прошли съемки совместного американо-российского музыкального фильма с участием Рене Флеминг и Дмитрия Хворостовского. На фоне красот города блестящий русский певец и самая известная певица из США исполнили шедевры оперной классики, а Хворостовский не только пел, но и выступил в качестве гида, рассказывая об истории Питера.
С декабря 2010 года Рене Флеминг является вице-президентом Совета директоров и консультантом по творческим вопросам (“Creative Consultant”) Лирик-оперы. В новом качестве любимица зрителей играет активную роль в репертуарной политике театра. Певица курирует постановку оперы “Бельканто” Джимми Лопеса (мировая премьера прошла 7 декабря). Именно она стала инициатором расширения образовательных программ Лирик-оперы, совместных проектов с Merit School of Music, сотрудничества оперного театра с другими культурными организациями Чикаго, в том числе – с театром “Харрис”.
Рене Флеминг – лауреат двух премий “Грэмми”, Национальной медали искусств (Барак Обама вручил ей эту награду в 2013 году), премий журналов “Граммофон” и “Opera News”, приза “Муза” Международного фестиваля “Дворцы Санкт-Петербурга”, обладатель Ордена Почетного легиона и командор Ордена искусств и литературы Франции. О популярности певицы может свидетельствовать тот факт, что она первой из всех классических музыкантов получила право исполнить национальный гимн на главном спортивном событии США – финальном матче чемпионата Национальной футбольной лиги “Super Bowl”. В ее честь созданы духи “La Voce” и десерт знаменитого нью-йоркского повара Даниэля Булю “Дива Рене”.
У Рене Флеминг две дочери: двадцатидвухлетняя Амелия и восемнадцатилетняя Сейдж.
Голос Патрисии Барбер один из критиков описал, как “сплошной темный шепот, исходящий из глубины души”. У нее действительно удивительный голос – нежный и чувственный, глуховатый и бархатный. Под стать голосу и игра на фортепиано – яркая, глубокая, проникновенная. Начиная с середины восьмидесятых годов, певица выпустила девять альбомов. Среди них – как оригинальные обработки популярных мелодий, так и собственные композиции. Патрисия Барбер – замечательный композитор: умный, тонкий, интеллектуальный. Она – самоучка, пришедшая в джаз из психологического факультета университета. Гены взяли свое: ее отец был известным саксофонистом, играл с Гленом Миллером. При этом джаз Патрисии Барбер далек от традиционного миллеровского джаза – это, скорее, пограничные мелодии, где-то между джазом и блюзом.
Патрисия Барбер обладает взрывным темпераментом. Она эмоциональна и непредсказуема. Ее концерты – удивительные шоу, в которых одинаково интересно не только то, что она поет, но и как. Все ее гримасничанья, все ее непроизвольно вырывающиеся звуки, придыхания, крики… – то, что делает на сцене эта женщина, описать просто невозможно. Это надо видеть и слышать!
Журнал “TIME Magazine” писал о Барбер так: “Скрестите Дайану Кролл с Сюзан Зонтаг, и вы получите Патрисию Барбер, чей гортанный голос, льющийся под аккомпанемент виртуозных фортепианных мелодий, создает умопомрачительный эффект”.
Патрисия Барбер любит удивлять своих поклонников: то срывается в Европу, гуляет по Парижу, занимается изучением французского языка, поет композиции в стиле “шансон” а-ля Эдит Пиаф; то возвращается в лоно джаза и собирает новый квартет; то пишет песни на стихи Овидия в джазовой обработке… Сегодня Барбер называют лидером женской джазовой школы, на ее концерты не попасть, она часто выступает в Европе. Вот только некоторые точки маршрутов певицы: Париж и Лондон, Гамбург и Цюрих, Вена и Амстердам, Лиссабон и Милан, Мадрид и города Испании, Москва и Санкт-Петербург… Но когда она возвращается в Чикаго, певица остается верна своему любимому джаз-клубу ”Green Mill”, талисманом которого является вот уже почти двадцать лет. Так что, уважаемые читатели, если вы хотите услышать тонкий интеллектуальный завораживающий джаз, не забудьте: по понедельникам в ”Green Mill” со своим квартетом играет и поет Патрисия Барбер.
Предстоящий концерт станет мировой премьерой дуэта Флеминг-Барбер. С такой же программой 16 декабря они выступят в Центре Кеннеди (Kennedy Center) в Вашингтоне.
Концертом Флеминг и Барбер Театр музыки и танца “Харрис” открывает новую серию “Renée Fleming: To the Edge”. Как известно, Рене Флеминг не замыкается только на опере и оперных проектах. В последнее время она активно участвует в музыкальной жизни Чикаго. От новой серии концертов с ее участием можно ожидать много сюрпризов! В создании концертов примет участие Лирик-опера Чикаго (программа “Lyric Unlimited”).
Кроме этой серии, в предстоящие месяцы в театре “Харрис” пройдут выступления многих выдающихся исполнителей. Скажу сразу: такого сезона в театре еще не было! С удовольствием перечисляю лишь некоторые имена: The Chamber Music Society of Lincoln Center с Бранденбургскими концертами И.С.Баха (17 декабря), Juilliard Orchestra под управлением Ицхака Перлмана (6 января), Royal Philharmonic Orchestra под управлением Пинхаса Цукермана (он, как всегда, совмещает обязанности дирижера и солиста, 13 января), Kronos Quartet с гостями (29 января), Стефани Блайт и Крейг Терри (9 февраля), Гил Шахам с оркестром The Knights (дирижер – Эрик Джейкобсен, 18 февраля), Academy of St.Martin In The Fields с Джошуа Белл в качестве дирижера и скрипача (12 марта), Хавьер Камарена и Ангел Родригес (30 марта).
Если с музыкальной программой театр “Харрис” конкурирует с Симфоническим центром, то по части танцевальных коллективов его единственный конкурент – Auditorium Theatre. “Харрис” наступает очень уверенно. Судите сами – Гамбургский балет с двумя спектаклями Джона Ноймайера: “Отелло” (23-24 февраля) и “Третья симфония Густава Малера” (26-26 февраля), труппа Марка Морриса (6 апреля), балет Майами (29 и 30 апреля).
Еще одна новая программа театра – серия камерных концертов “Beyond the Aria”. В этой серии выступят солисты Лирик-оперы: Даниэлла Де Низ, Энтони Рот Костанцо и Брэдли Смок (15 января), Сюзанна Филлипс, Кристиан Ван Хорн, Минджи Лей (14 марта), Кристина Брюэр, Анни Розен, Джесси Доннер (17 мая).
Nota bene! Концерт Рене Флеминг и Патрисии Барбер “Higher: Renée Fleming and Patricia Barber Perform the Music of Patricia Barber” состоится 14 декабря в 7.30 pm в помещении Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. $35–$125. Подробная информация и заказ билетов на этот и другие спектакли и концерты сезона 2015-16 годов – на сайте www.HarrisTheaterChicago.org или по телефону 312-334-7777.
Сергей Элькин