Новогодние дни – время волшебства и ожидания чуда. Елка сияет, запах хвои пронизывает комнату, ощущение праздника сквозит во всем, душа просится в то чудесное царство Конфетенбург, где все кажется гармоничным, все чувствуют себя счастливыми, всюду можно увидеть “сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки – словом, всякие чудеса и диковинки”. А где еще есть чудеса и диковинки, как не в сказках.
“Золушка” Шарля Перро – одна из любимейших сказок всех времен и народов. “Золушка” поэтична, музыкальна, театральна и, подобно “Щелкунчику”, так и просится на подмостки сцены. В различных постановках – поэтических, прозаических, музыкальных, балетных – “Золушка” идет во многих театрах мира. Особую популярность получил балет Сергея Прокофьева. Как и все мы, композитор всю жизнь обожал сказки. Сергей Сергеевич вспоминал, как еще в раннем детстве буквально влюбился в “Золушку” и долгие годы жил с мечтой написать балет. Сергей Прокофьев писал: “Основное, что мне хотелось пеpедать в музыке “Золушки”, – поэтическая любовь Золушки и Пpинца, заpождение и pасцвет чувства, пpепятствия на его пути, осуществление мечты. Я стpемился, чтобы зpитель не оставался pавнодушным. Я писал “Золушку” в тpадициях стаpого классического балета”.
Работа над балетом началась в 1940 году и продолжалась (с перерывами) до 1944 года. Премьера “Золушки” состоялась в ноябре 1945 года на сцене Большого театра – это была первая театральная премьера в послевоенной Москве! Спектакль поставил балетмейстер Ростислав Захаров, первой исполнительницей партии Золушки стала Ольга Лепешинская. Впоследствии Золушку танцевали многие замечательные артисты, в том числе Раиса Стручкова и Галина Уланова. Галина Сергеевна танцевала Золушку на знаменитых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956 году. Европейская премьера балета прошла с триумфальным успехом!
В разные годы к “Золушке” обращались многие выдающиеся хореографы: Фредерик Аштон, Рудольф Нуреев, Мэттью Борн, Олег Виноградов, Жан-Кристоф Майо, Алексей Ратманский.
Для спектакля в Парижской опере Рудольф Нуреев перенес действие в Голливуд тридцатых годов. Его балет заканчивается счастливым американским хэппи-эндом: кроме возлюбленного бедная девушка добивается еще и выгодного контракта с киностудией. У английского балетмейстера Мэттью Борна действие “Золушки” происходит в Лондоне во время Второй мировой войны. В 2004 году Юрий Посохов поставил “Золушку” на сцене Большого театра. Это было второе – после премьеры Захарова – обращение Большого к балету Прокофьева. Из последних постановок “Золушки” наибольший резонанс вызвали две: спектакль Цюрихского театра оперы и балета, сделанный главным балетмейстером Хайнсом Шперли, и спектакль солиста и директора балетной труппы берлинской Штаатсоперы Владимира Малахова. Интересно, что оба постановщика перенесли действие “Золушки” в балетный класс.
Каждый хореограф искал и находил свои краски для сценического воплощения партитуры Прокофьева. Об этом балете лучше всего сказал танцовщик и хореограф Владимир Васильев. Когда-то он блистал в роли Принца в спектакле Ростислава Захарова в Большом театре, потом в качестве балетмейстера сам поставил “Золушку” с коллективами Кремлевского балета и Воронежского театра оперы и балета. Васильев влюблен в “Золушку”: “Балет передает глубинные движения человеческой души. Сила этой музыки такова, что ей невольно поддаются люди даже неискушенные, независимо от их культурной подготовленности. У Прокофьева чудно соединяются сарказм, гротеск с тончайшим лиризмом. В заключительном адажио любовь Принца и Золушки одним порывом захватывает всех, в том числе даже и тех, кто пытался мешать их счастью. Зло бессильно перед силой чувства. Совершенная гармония объединяет сцену с залом. В этот миг мне хотелось бы увидеть на глазах у зрителей слезы радости. Это и означало бы, что спектакль удался”.
Через несколько дней мы увидим бессмертный балет Прокофьева в версии замечательного танцовщика и балетмейстера, бывшего солиста Большого театра Сергея Радченко и артистов первого независимого балетного театра России – Московского фестиваль-балета.
Сергей Радченко родился в Мариуполе 13 февраля 1944 года. В 1964 году окончил Московское хореографическое училище по классу Алексея Ермолаева. В том же году принят в труппу Большого театра, на сцене которого выступал до 1987 года. Первый исполнитель партий Тореро (“Кармен-сюита”, 1968 год, балетмейстер – А.Алонсо), принца Лимона (“Чипполино”, 1977 год, балетмейстер – Г.Майоров), короля Дункана (“Макбет”, 1980 год, балетмейстер – В.Васильев), Денисова (“Гусарская баллада”, 1980 год, балетмейстер – Д.Брянцев), Ноздрева (“Эскизы”, 1985 год, балетмейстер – А.Петров), а также венгерского танца в балете 1984 года “Раймонда” (балетмейстер – Ю.Григорович). Он танцевал в спектаклях “Лебединое озеро”, “Испанское каприччио” и “Золушка” (Андалузец), “Дон Кихот” (болеро и Эспада), “Весна священная” (Старейший-мудрейший), “Щелкунчик” (испанские танцы и Король мышей), “Легенда о любви” (Визирь). Принимал участие в телефильмах-концертах и кинофильмах: “Балерина” (1969), “Хореографические новеллы” (1973), экранизация балета “Кармен-сюита” (1978), “Старое танго” (1979).
Московский фестиваль-балет был основан в 1989 году Сергеем Радченко и Марисом Лиепой. Балетмейстерами двигала идея создания балетного коллектива, объединяющего в себе лучших артистов из разных театров России. В репертуаре театра – отдельные акты и фрагменты из классических балетных постановок “Лебединое озеро”, “Дон Кихот”, “Жизель”, “Раймонда”, “Кармен-сюита”, а также номера, поставленные великими мастерами прошлого Л.Якобсоном и К.Голейзовским. Гастрольная жизнь началась сразу. Италия, Франция, Испания, Германия, Нидерланды… – спектакли театра везде сопровождались шумным успехом. В США театр гастролировал пять раз: в 1997, 2001, 2004, 2007 и 2010 годах. Нынешнее турне – шестое в истории театра.
Художник-постановщик и дизайнер костюмов – Елизавета Дворкина. Световой дизайн – Марина Бородина.
За час перед началом вечернего спектакля в зрительном зале состоится беседа с балетным и оперным экспертом Ричардом Ковелло.
Пятьдесят солистов из лучших балетных театров России, волшебные костюмы, красочные декорации, замечательная хореография – это “Золушка” С.Прокофьева. Балет покажут только два раза. Не пропустите!
Nota bene! Балет С.Прокофьева “Золушка” в исполнении артистов Московского фестиваль-балета состоится 10 января в 2.00 pm и 7.00 pm в помещении McAninch Arts Center по адресу: 425 Fawell Blvd, Glen Ellyn, IL 60137 (on the campus of College of DuPage). $55, $53 для пенсионеров, $45 для студентов. Справки и заказ билетов – по телефону 630-942-4000 или на сайте http://www.atthemac.org/.
.
Сергей Элькин