В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне – Згожелец, Польша). В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием – музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.
Создание музыки за колючей проволокой – случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года сочинявшего музыку в “образцовом” гетто – концлагере в Терезине. То же самое произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка), Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием,” – скажет потом Мессиан.
Историю создания произведения композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот квартет для того, чтобы уйти от снега, войны, плена и самого себя”. По признанию Мессиана, он был вдохновлен цитатой из Апокалипсиса: “И увидел я Ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги его были как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море и левую на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше Времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что название Квартета имеет второй смысл – конец музыкального времени, основанного на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов.
Произведение поразило современников величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и страстей. Ведь даже в те самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью надо обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию!
После Квартета Мессиан чувствует невероятный прилив вдохновения и на едином дыхании создает подряд три крупных произведения: “Образы слова Аминь” для двух фортепиано (1943 год), Три маленькие литургии для женского хора, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1944 год), “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” для фортепиано (1944 год). Но это уже сюжет для другой истории…
Идея исполнения “Квартета на конец времени”, приуроченного к семьдесят пятой годовщине со дня премьеры, принадлежит пианистке Яне Резник. Она родилась в Москве, окончила Манхэттенскую школу музыки и университет Южной Калифорнии. Выступала с концертами в США, Европе, России. Яна – не только замечательный музыкант, но и страстный популяризатор классической музыки. Несколько лет назад она придумала серию концертов “Artistic Voyage”, какое-то время была художественным руководителем и ведущей еженедельной концертной серии “Live at the Lounge” в Лос-Анджелесе, в которой приняли участие более ста тридцати музыкантов мирового уровня. В этих концертах Яна впервые попробовала установить диалог между музыкантами и зрительным залом, диалог не только посредством музыки, но и в самом прямом смысле этого слова. С 2014 года Яна живет и работает в Чикаго. С января 2015 года под эгидой Chicago Pianoforte Foundation проводит новую серию концертов под общим названием “Playful Talk”.
Исполнители: единственный в мире победитель трех международных скрипичных конкурсов Чайковского, Сибелиуса и Паганини Илья Калер (скрипка), единственный студент Бенни Гудмана Юлиан Милкис (кларнет), Дмитрий Кузов (виолончель) и Яна Резник (фортепиано).
(В статье использованы материалы монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)
Nota bene! “Квартет на конец времени” Оливье Мессиана прозвучит 24 января в 5.00 pm в помещении North Shore Congregation Israel по адресу: 1185 Sheridan Road, Glencoe, IL 60022. Вход свободный, но требуется предварительная регистрация на сайте http://www.juf.org/rjd/quartetconcert.aspx.
.
Сергей Элькин