В 2016 году Чикагский оперный театр (далее – ЧОТ) готовит для любителей оперного искусства три постановки. 6 и 14 февраля 2016 года театр представляет две одноактные оперы: ”Человеческий голос” (“La Voix Humaine”) Ф.Пуленка и “Джанни Скикки” (“Gianni Schicchi”) Дж.Пуччини.
“Человеческий голос” французский композитор Франсис Пуленк называл “лирической трагедией в одном акте”. Молодая женщина говорит по телефону с мужчиной. Совсем недавно они были вместе, но в тот момент, когда мы с ней встречаемся, она разговаривает с мужчиной в последний раз. Он бросил ее и ушел к другой. На протяжении всего спектакля мы слышим отчаянный монолог женщины. Монолог о любви, предательстве, надежде… В основе оперы – одноименная пьеса 1932 года французского драматурга Жана Кокто.
К моменту написания оперы Пуленк был уже известным композитором, автором концертов, рапсодий, балетов, кантат… Он пережил две мировые войны: солдатом воевал на Первой, во время Второй мировой войны жил в оккупированном нацистами Париже. Уже через месяц после того, как была объявлена немецкая капитуляция, по радио прозвучала волнующая кантата Пуленка “Лик человеческий” – торжественный гимн Свободе, который композитор втайне подготовил ко дню Освобождения.
Музыковед Л.Михеева пишет о том, как возник замысел оперы. “Пуленк вместе с представителем известнейшего итальянского издательства “Рикорди” в Париже Эрве Дюгарденом был на одном из спектаклей, который давала в Париже труппа миланского театра Ла Скала. Композитор видел, как по ходу вечера легендарная Мария Каллас постепенно оттесняет на второй план своих партнеров. В конце спектакля она уже выходила одна на вызовы публики, как единственная героиня. Дюгарден под впечатлением этого феномена тут же предложил Пуленку написать оперу для одной исполнительницы на сюжет монодрамы Кокто “Человеческий голос”. Позднее в интервью для журнала “Musical America” композитор с юмором заметил: “Возможно, издатель думал о том времени, когда Каллас рассорится со всеми исполнителями настолько, что никто не захочет выступать с ней. И тогда опера с одним действующим лицом подойдет для великолепного, но чересчур капризного сопрано”. Однако вовсе не для Каллас создавалась опера. Героиней должна была стать французская певица Дениз Дюваль. “Если бы я не встретил ее, если бы она не вошла в мою жизнь, “Человеческий голос” никогда не был бы написан”, – говорил композитор. В благодарность за подсказанный сюжет Пуленк посвятил оперу Дези и Эрве Дюгарденам.
Премьера оперы состоялась 6 февраля 1959 года в Опера-комик в Париже. Первой исполнительницей стала сопрано Дениз Дюваль. Оркестром дирижировал Жорж Претр.
После премьеры музыкальный критик Бернар Гавоти писал: “Сколько музыкантов, начиная с Дебюсси, говорили на том же хватающем за душу языке, столь же страстном и сдержанном, таком же обыденном? Речитатив в течение сорока пяти минут на фоне красочной гармонии – и это все. Богатая музыка, правдивая обнаженностью своих чувств, бьющаяся в беспрерывном ритме человеческого сердца… Одна в пустой комнате, как зверь в запертой клетке, страдающая от кошмаров, с расширившимися глазами, приближаясь к неизбежному, патетичная и превосходно простая, Дениз Дюваль нашла роль всей своей жизни”. После парижского успеха опера в том же исполнении и с таким же успехом прошла в Милане. На протяжении последующих лет она завоевала многие сцены мира.
Украшением чикагского спектакля станет участие в ней замечательной американской певицы Патрисии Расетт. Она хороша знакома чикагским любителям оперы. Перечислю лишь некоторые из ее партий в Лирик-опере: Микаэла в “Кармен” Ж.Бизе (сезон 2005-06 годов), Лия в “Турандот” (сезон 2006-07 годов), Чио-Чио-сан в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини (сезоны 2008-09 и 2013-14 годов). А мне Расетт больше всего запомнилась партией Мадам Лидуан в “Диалогах кармелиток” Ф.Пуленка (2006-07 годов).
Расетт обожает все новое. Она участвовала в мировых премьерах опер “Эммелина” (Опера Санта-Фе, 1996) и “Американская трагедия” Тобиаса Пикера (Метрополитен-опера, 2005), “Жестокий город” (“Cold Sassy Tree”) Карлайла Флойда (Гранд-опера Хьюстона, 2000), “Письмо” Пола Моравеца (Опера Санта-Фе, 2009). В интервью американскому журналу “Opera News” (выпуск за сентябрь 2014 года) певица сказала: “Моя карьера – это путь, состоящий из нескольких этапов. Первый начался, когда я окончила стажировку по оперной программе “Мерола” и была абсолютно растеряна. Затем я начала исполнять такие партии, как Мими и Виолетта. Потом взялась за оперы “Эммелин”, “Жестокий город”, “Американская трагедия” и другие новые произведения американских композиторов, которые попадались мне на пути. После этого у меня начался период Пуччини и Яначека, это было поистине удивительное время. В настоящий момент я полностью погружена в веризм. У меня впереди “Девушка с Запада”, которую я очень жду. Я спела партию Манон Леско. Я хочу исполнять эти главные роли как можно дольше, но мне также интересно, что ждет меня впереди… Темперамент персонажа и драматический аспект произведения – это то, что сейчас все больше и больше влияет на мое решение при выборе партии. Конечно, я обязательно задаю себе вопрос: “Смогу ли я вокально с этим справиться?” И я считаю, что всегда поступала разумно”. (Перевод с английского Дарьи Денисовой.)
С “Человеческим голосом” Патрисия Расетт попадает в хорошую компанию. До нее эту партию исполняли Кэтрин Мальфитано, Джесси Норман, Рената Скотто и Галина Вишневская на российской премьере оперы в 1965 году в Большом театре. Постановкой тогда руководил маэстро Геннадий Рождественский.
От вечной трагедии отверженной любви – к вечной комедии положений. Единственная комическая опера Пуччини “Джанни Скикки” создана на основе сюжета из “Божественной комедии” Данте. Умирает богатый дворянин, и его бедные родственники находят завещание, согласно которому все состояние покойника отдается в распоряжение монастыря. Одним из родственников является красавец Ринуччо, которого любит прекрасная Лауретта. Ее отец – известный авантюрист и мошенник Джанни Скикки – вызывается помочь семье. Он прячет тело, гримируется под старика и его голосом зовет нотариуса. Родственники думают, что он вспомнит о них, но он заявляет, что все имущество завещает “своему любимому другу Джанни Скикки!” На самом деле, Скикки отдает приданое Лауретте, и она выходит замуж за своего любимого Ринуччо. Все заканчивается счастливым финалом. (Кстати, подобный сюжет использовал в начале XVIII века Жан Франсуа Реньяр для своей пьесы “Единственный наследник”, а спустя почти три века – американец Дэвид Айвз для современной версии “Наследника”. Эту пьесу до 17 января показывает Чикагский шекспировский театр.)
Премьера оперы “Джанни Скикки” состоялась в Метрополитен-опере 14 декабря 1918 года.
В чикагском спектакле заняты известные исполнители: баритон Майкл Кьольди (Джанни Скикки) – он исполнял партию Джакомо в опере Дж.Верди “Жанна Д’Арк” в ЧОТ, тенор Кристофер Тиези (Ринуччо), выпускница Центра имени Райана при Лирик-опере сопрано Эмили Бирзан (Лауретта).
Дирижер – Ари Пелто.
Режиссеры – Стефан Эдлис и Андреаш Митишек (он – действующий генеральный директор ЧОТ).
6 апреля в 7.30 pm ЧОТ покажет барочную оперу Генри Перселла “Дидона и Эней”. В спектакле примет участие танцевальная группа Марка Морриса и Music Ensemble. Подробнее об этом спектакле я расскажу в следующих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Оперы “Человеческий голос” Ф.Пуленка и “Джанни Скикки” Дж.Пуччини пройдут 6 февраля в 7.30 pm и 14 февраля в 3.00 pm в помещении Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. $35–$125, $15 для студентов (требуется удостоверение). Подробная информация и заказ билетов – на сайтах www.HarrisTheaterChicago.org, www.cot.org или по телефону 312-704-8414.
.
Сергей Элькин