Действующие лица и исполнители:
Княгиня Верденберг, маршальша – Аманда Маески,
Октавиан, ее возлюбленный – Софи Кох (8-20 февраля), Элис Кут (4-13 марта),
Барон Окс Ауф Лерхенау – Мэтью Роуз (дебют на сцене Лирик-оперы),
Господин фон Фаниналь – Мартин Гантнер,
Софи, его дочь – Кристина Ландсхамер (дебют на оперной сцене США),
Марианна, ее дуэнья – Лора Уайлд,
Вальцакки, итальянский интриган – Родел Росел,
Аннина, его сообщница – Меган Марино,
Певец – Рене Барбера.
Дирижер – Эдвард Гарднер (дебют на сцене Лирик-оперы).
Режиссер-постановщик – Мартина Вебер (дебют на сцене Лирик-оперы).
8 февраля – 13 марта 2016 года (восемь спектаклей).
Продолжительность спектакля – 4 часа 5 минут с двумя антрактами.
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
“Я не выношу трагической атмосферы современности. Мне хочется создавать веселое. Это моя потребность”, – сказал как-то Рихард Штраус. Его жизнь и его творчество были как раз попыткой ухода от “трагической атмосферы современности”. Первой в ряду “веселых” произведений композитора стоит комическая опера “Кавалер розы”.
11 февраля 1909 года автор либретто Гуго фон Гофмансталь написал Штраусу: “В течение трех спокойных дней я полностью закончил очень живое либретто полусерьезной оперы с ярко-комическими фигурами и ситуациями, красочным, почти прозрачным действием, в котором есть повод для поэзии, шутки, юмора и даже немного для танцев”. Композитор немедленно принялся сочинять музыку, и вскоре партитура была готова. Говорят, Рихарда Штрауса очень волновало отсутствие родства, в том числе творческого, с Иоганном Штраусом. В “Кавалере розы” Рихард Штраус как бы возвращается к танцевальной стихии его великого венского однофамильца. Задачей Рихарда было превзойти знаменитые вальсы Иоганна. После мрачных музыкальных трагедий “Саломея” и “Электра” Рихард Штраус написал оперу в жанре веселой венской комедии. В ней несложная динамичная интрига и пленительно мелодичная музыка, своей легкостью напоминающая сочинения Моцарта.
Премьера “Кавалера розы” состоялась 26 января 1911 года в Дрездене. Вот уже более ста лет она не сходит с крупнейших сцен мира, став самой популярной в творчестве Штрауса. В центре оперы – четыре главных героя: прекрасная дама бальзаковского возраста княгиня Верденберг (Маршальша), ее возлюбленный Октавиан (подобно партии Керубино в “Женитьбе Фигаро” Моцарта, партия юного Октавиана написана для сопрано), самодовольный барон Окс и невинная молодая девушка Софи. Маршальша знает, что рано или поздно Октавиан полюбит более молодую женщину, и наслаждается тем, что пока принадлежит ей. После целого ряда приключений и комических ситуаций все заканчивается прелестным финалом в виде терцета трех женских голосов. Все счастливы, все получают то, что хотели. Маршальша отпускает к юной невесте красавца Октавиана, Октавиан рад удачному исходу всех своих усилий, получая в жены милашку Софи, а та простодушно принимает в объятия подарок судьбы – своего Октавиана. Все радостно поют: “Вот она, мечта, что не может быть настоящей”. Композитор считал финальный терцет своим лучшим созданием и завещал исполнить эту музыку на своих похоронах, что и было сделано 10 сентября 1949 года.
Последний раз опера “Кавалер розы” ставилась в Лирик-опере в сезоне 2005-06 годов. В той постановке, созданной для оперы Сан-Франциско, блистали американка Сьюзен Грэм в партии Октавиана и немецкая певица Анне Шваневилмс в партии Маршальши.
В эти дни партию Маршальши репетирует обладательница красивого лирического сопрано Аманда Маески. Получив образование в Институте Кертиса и Северо-Западном университете, она прошла полный курс обучения в Центре оперного пения при Лирик-опере, исполнив на чикагской сцене множество второстепенных партий. Карьера певицы развивается стремительно. Желанный гость в лучших оперных театрах мира, своим домом Маески считает Лирик-оперу и всегда с удовольствием возвращается в чикагский театр. После первых репетиций партии графини Розины в “Свадьбе Фигаро” – опере-открытия сезона 2015-16 годов – она написала на своем сайте: “Как это здорово – просыпаться каждое утро в своей постели и репетировать каждый день в родном театре с фантастическими коллегами!” Дебют Маески в партии Маршальши состоялся в прошлом сезоне во Франкфуртской опере. В Лирик-опере она впервые в США исполняет эту партию. Впереди у певицы – “Каприччио” в Опере Санта-Фе и “Нюрнбергские мейстерзингеры” на Глайндбурнском музыкальном фестивале.
Партию Октавиана делят между собой популярная французская певица Софи Кох и английская певица Элис Кут. В обширном репертуаре Софи Кох выделю партии Розины в “Севильском цирюльнике” (Ковент-гарден), Композитора в “Ариадне на Наксосе” (Дрезден, Вена, Париж), Венеры в “Тангейзере” (Париж, Мюнхен), Брангены в опере “Тристан и Изольда” (Ковент-гарден), Марии в “Диалогах кармелиток” (Ницца). В Лирик-опере она дебютировала в партии Шарлотты в опере “Вертер” Ж.Массне (сезон 2012-13 годов). Большую известность получила запись Парижской оперы, где вместе с Кох блистал Йонас Кауфман.
Элис Кут известна чикагским любителям оперы по партии Деяниры в опере Г.Ф.Генделя “Геркулес” (сезон 2012-13 годов). Певица активно выступает с камерными концертами по Европе и США. Среди DVD-дисков Кут – оратория Генделя “Мессия” (EMI), партия Гензеля в опере Э.Хумпердинка “Гензель и Гретель” (EMI), партия Нерона в опере К.Монтеверди “Коронация Поппеи” (Decca), партия Маффио Орсини в опере Г.Доницетти “Лукреция Борджиа” (Medici Arts). Среди последних ангажементов певицы – оратория У.Элгара “Сон Геронтия” с Гамбургским симфоническим оркестром, цикл песен на стихи Ф.Рюккерта с Симфоническим оркестром Би-Би-Си, цикл Г.Берлиоза “Летние ночи” с Чикагским симфоническим оркестром и концертные выступления в разных городах Европы.
В партии Софи на американской оперной сцене дебютирует певица из Мюнхена Кристина Ландсхамер. На пресс-конференции генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд сказал, что она просто поразила его на прослушивании, и он надеется на громкий успех в Чикаго. В 2004 году она получила приз Международного конкурса вокалистов имени И.С.Баха, в 2006 году победила на вокальном конкурсе “La voce”, проводимом под эгидой Баварского радио. Пока Ландсхамер пела, в основном, на европейских оперных сценах. Репертуар певицы огромен: она исполняет классические оперные партии, Баха, много барочной музыки, сопрановые партии с симфоническими оркестрами, дает камерные концерты (ее постоянный аккомпаниатор – пианистка Ирена Янчевските), активно участвует в постановках новых опер. Она была в первом составе оперы Ханса Цендера “Chief Joseph” (Берлинская опера, 2005 год), исполняла партию Энди Уорхола в опере французского композитора Филиппа Шеллера “Транс-Уорхол” (Женевская опера, 2007 год).
Еще один примечательный дебют – английский бас Мэтью Роуз в партии барона Окса. После успешных выступлений в Метрополитен-опере и Опере Хьюстона пришла очередь показать свое мастерство на сцене Лирик-оперы.
В партии Певца на сцене Лирик-оперы мы снова услышим выпускника Центра оперного пения при Лирик-опере, победителя конкурса “Опералия” 2011 года, тенора Рене Барберу.
Музыкальный руководитель Английской национальной оперы, английский маэстро Эдвард Гарднер дебютирует в Лирик-опере в качестве дирижера. В настоящее время он является главным дирижером Бергенского филармонического оркестра (Норвегия).
Nota bene! Билеты на оперу ”Кавалер розы” и другие спектакли сезона 2015-16 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2016-17 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
.
Сергей Элькин