17 и 19 марта, 8.00 pm; 18 марта, 1.30 pm. Многолетний музыкальный руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра Майкл Тилсон Томас принимает бразды правления Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО). В программе: “Скерцо в русском стиле” И.Стравинского, Четвертый фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – Эммануэль Экс), Вторая симфония Я.Сибелиуса.
Настоящая фамилия Тилсона Томаса – Томашевский. Его бабушка и дедушка – актеры Борис и Бесси Томашевские – были выходцами из России. В Нью-Йорке они основали театр, играющий спектакли на идиш. Отец дирижера Тед Томас был продюсером Mercury Theater Company в Нью-Йорке, мама Роберта Томас работала в компании Columbia Pictures. Майкл окончил университет Южной Калифорнии. Уже с юности стал интересоваться современной музыкой. Ему довелось поработать со Стравинским, Булезом, Штокхаузеном, Копландом, он аккомпанировал и был дирижером на концертах Григория Пятигорского и Яши Хейфеца. В феврале 1988 года создал оркестр молодых музыкантов New World Symphony. С 1988 по 1995 годы был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. С 1995 года – музыкальный руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра. Лауреат восемнадцати премий “Грэмми” за музыкальные записи. Лауреат Национальной медали Искусств.
Напомню биографию Эммануэля Экса. Он родился 8 июня 1949 года во Львове в еврейской семье бывших узников нацистского концлагеря. Отец Иоаким работал педагогом в Львовском оперном театре и часто брал мальчика с собой на репетиции. Экс вспоминает, как в четыре года он уже наблюдал за репетициями “Евгения Онегина” и занятиями отца вокалом с солистами театра. Первым музыкальным инструментом Эммануэля была скрипка, позднее он перешел на фортепиано. Музыкант до сих пор помнит внешность старенького львовского учителя – своего первого педагога. Когда мальчику было восемь лет, семья покинула Львов. Сначала они оказались в Варшаве, потом в канадском Виннипеге. Там педагогом мальчика был пианист польского происхождения Мечислав Мунц – в прошлом ученик Ф.Бузони.
С 1961 года Эммануэль с родителями живет в Нью-Йорке. Работы по специальности отец не нашел – он устроился менеджером в доме, где они жили. Расположение дома было замечательным – прямо напротив Карнеги-холла. Родители Эммануэля даже не могли предположить, что в этом прославленном зале их сын будет выступать регулярно на протяжении почти сорока лет и после каждого концерта получать положительные рецензии от самых строгих музыкальных критиков Америки!
Эммануэль Экс окончил Джульярдскую музыкальную школу и Колумбийский университет. Он выступал с сольными концертами в Нью-Йорке (в том числе в Линкольн-центре), работал аккомпаниатором у знаменитого скрипача Натана Мильштейна, но настоящая известность пришла к нему в 1974 году после победы на Международном конкурсе пианистов Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Кумир молодого музыканта Рубинштейн был членом жюри того памятного конкурса.
Спустя год состоялся примечательный дебют пианиста на Эдинбургском фестивале, а далее началась обычная жизнь концертирующего пианиста, которая продолжается и сегодня. В активе Эммануэля Экса премия Эвери Фишера и семь премий “Грэмми” (пять из них получены им вместе с виолончелистом Йо Йо Ма за ансамблевое исполнение).
18 марта, 8.00 pm. В серии “Оркестры мира” – единственный концерт Монреальского симфонического оркестра. В программе: музыка к балету “Игры” К.Дебюсси, Третий фортепианный концерт С.Прокофьева (солист – Даниил Трифонов), “Весна священная” И.Стравинского. Дирижер – музыкальный руководитель оркестра Кент Нагано.
Балет “Игры” Дебюсси сочинил по заказу труппы Сергея Дягилева. Премьера состоялась в 1913 году в рамках Русских сезонов в Париже и Лондоне.
Монреальский симфонический оркестр был образован в 1934 году канадским дирижером Вильфридом Пеллетье, а мировую славу принес ему маэстро Шарль Дютуа. Он возглавлял оркестр с 1977 по 2002 годы и ушел со скандалом. Его последний концерт в Монреале состоялся 27 марта 2002 года. Дирижер подал в отставку после того, как тогдашний президент Гильдии музыкантов Квебека опубликовал открытое письмо, критикующее жесткий репетиционный стиль Дютуа. Его преемник Кент Нагано предпринимал попытки вернуть Дютуа в Монреаль. Когда оркестру исполнилось семьдесят пять лет (сезон 2008-09 годов), он пригласил всех здравствующих бывших музыкальных директоров продирижировать коллективом. Тогда Дютуа отклонил приглашение, объяснив свою позицию намеком на свои многочисленные браки: “Когда он закончен, возврата нет”. В прошлом году руководство монреальского оркестра вновь пригласило маэстро вернуться. Значительная часть музыкантов с нетерпением ждет возможности поработать с ним. Дютуа пока не ответил.
Нынешний музыкальный руководитель оркестра Кент Нагано родился в Беркли в семье архитектора и пианистки. Закончил Калифорнийский университет. С 2006 года помимо Монреальского оркестра руководит Баварской государственной оперой.
19 марта, 10.00 и 11.45 am. Чикагский симфонический центр в содружестве с Чикагским детским театром представляют программу “Три медведя” из цикла “Однажды в Симфоническом центре”.
Английская народная сказка “Три медведя” о девочке, попавшей в медвежью хижину, хорошо знакома нам по пересказу Льва Толстого. Только у русского классика у девочки нет имени, а в английском варианте ее зовут Златовласка. Отсюда оригинальное название сказки – “Goldilocks and the Three Bears”. Музыканты ЧСО используют сюжет сказки, чтобы познакомить юных зрителей с миром классической музыки. Программа рекомендована для детей от трех до пяти лет. За сорок пять минут до начала программы самые маленькие зрители смогут познакомиться с классическими инструментами. Обратите внимание: программа идет не в главном зале Симфонического центра, а в Buntrock Hall. Программа повторяется 16 апреля и 7 мая.
20 марта, 3.00 pm. Вечер выдающегося индийского музыканта, виртуоза игры на табле Закира Хуссейна и его Ансамбля перкуссионистов.
22 марта, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago под управлением нашего старого знакомого, многолетнего руководителя Скокского симфонического оркестра, бывшего второго дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра Даниэля Бойко. В программе: симфоническая поэма Р.Штрауса “Дон Жуан”, Первый фортепианный квартет И.Брамса в переложении А.Шенберга для струнного оркестра. Вход бесплатный, но по билетам.
С 23 по 26 марта (25 марта – днем) ЧСО будет дирижировать наш великий соотечественник Юрий Темирканов. В программе: Третий фортепианный концерт С.Рахманинова (солист – Денис Мацуев) и Вторая симфония И.Брамса. 25 марта состоится единственный в этом сезоне в Чикаго концерт группы Pink Martini. Все подробности об этих и других концертах – в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов и абонементы на концерты сезона 2016-17 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин