Майами – солнце, пляжи, океан, зажигательная музыка и коктейль “Mojito”, ураганы и кубинская эмиграция, бары, ночные клубы и много всего еще. Меньше всего слово “Майами” ассоциируется у меня со словом “балет”. Тем не менее уже три десятилетия в городе успешно работает одна из лучших балетных трупп США – Городской балет Майами.
Компания была создана в 1985 году учеником Джорджа Баланчина, солистом Нью-Йоркского городского балета Эдуардом Вилеллой. В 1957 году он стал первым коренным американцем – солистом труппы Баланчина. Вилелла работал в Нью-Йоркском балете до 1975 года, а после переезда в Майами задумал создать компанию по образу и подобию нью-йоркской. Соответственно, основу репертуара молодой труппы составили неоклассические балеты Баланчина, хотя Вилелла приглашал к сотрудничеству и других хореографов.
Тридцатый, юбилейный сезон Городской балет Майами встречает в хорошем настроении. В труппе театра – пятьдесят один танцор, в репертуаре – почти сто балетов и балетных композиций. Труппа многонациональная. В ней можно встретить представителей Кубы, Венесуэлы, Китая, Швейцарии, Франции, Японии, Германии. Артисты труппы известны своей музыкальностью, артистизмом, техничностью. Им вполне по силам как классический, так и современный танец. При театре действует Школа балета (Miami City Ballet School), в которой ежегодно учатся около тысячи двухсот студентов. В Майами у театра есть замечательное здание Ophelia & Juan Js. Roca Center, построенное по проекту известной архитектурной фирмы Arquitectonica.
Художественный руководитель театра – балерина Лурдес Лопес. Как и в случае с Вилеллой, ее творческая жизнь тесно связана с Нью-Йоркским городским балетом. Ученица Баланчина и Джерома Роббинса, она стала танцевать в труппе в 1974 году в возрасте шестнадцати лет, в 1981 году стала солисткой, в 1984 – примой-балериной. После двадцати четырех лет работы в Нью-Йорке в 2012 году Лопес переехала в Майами.
29 и 30 апреля Городской балет Майами покажет в Чикаго две программы.
Программа А (29 апреля).
“Симфония в трех частях”. Композитор – И.Стравинский. Хореограф – Дж.Баланчин.
Мысль о том, что Симфония может быть использована в качестве музыки к балету, пришла в голову Стравинскому во время встречи с Баланчиным, и так же, как в случае с Концертным дуэтом, понадобилось четыре десятилетия, чтобы претворить идею композитора в жизнь. Премьера балета состоялась 18 июня 1972 года в Нью-Йоркском городском балете в рамках фестиваля музыки Стравинского.
Баланчин отрицал сюжет. Он говорил, что главное в балете – музыка и движения: “Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика – его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций – смена света. Танец выражает все с помощью только лишь музыки”. Поражающий простотой и силой двадцатидвухминутный балет “Симфония в трех частях” аккумулирует в себе все лучшее, что есть в музыке Стравинского и хореографии Баланчина. Музыка и движения в этой Симфонии доведены до совершенства, сливаясь в одно целое, и солистам остается лишь добросовестно исполнить сочиненное двумя гениями.
“Viscera”. Композитор – Лоуэлл Либерман. Хореограф – Лиам Скарлетт.
Балет на музыку Фортепианного концерта американского композитора Лоуэлла Либермана. В переводе с латинского “Viscera” означает “внутренние органы”. Скарлетт рассказывает историю Тела и его возможностей. Балет полон энергии, страсти, он идет при специальном освещении и, как пишут критики, смотрится очень красиво.
Тридцатилетний англичанин Лиам Скарлетт – бывший солист “Ковент-гарден”. После окончания карьеры танцовщика в 2012 году сосредоточился на хореографии. “Вискера” – один из его первых балетов в новом качестве. Премьера балета состоялась в январе 2012 года в Городском балете Майами. В том же году балет был показан в театре-студии “Linbury” при “Ковент-гарден”.
“Симфонические танцы”. Композитор – С.Рахманинов. Хореограф – А.Ратманский.
Балет одного из ведущих хореографов мира создан по заказу Городского балета Майами. Рахманиновские “Симфонические танцы” 1940 года – последнее произведение композитора (он умер в марте 1943 года). Известно, что Рахманинов переписывался с хореографом Михаилом Фокиным, обсуждая возможность создания балета. Фокин идеей заинтересовался, но в августе 1942 года скоропостижно скончался. “Симфонические танцы” – находка для любого балетмейстера, поэтому обращение к этой музыке Алексеем Ратманским вполне закономерно.
Первое исполнение “Симфонических танцев” прошло 3 января 1941 года в Филадельфии. Филадельфийским симфоническим оркестром дирижировал Юджин Орманди.
Программа Б (30 апреля).
“Серенада”. Композитор – П.Чайковский. Хореограф – Дж.Баланчин.
Как и первая программа, вторая начинается с еще одного знаменитого балета Баланчина, созданного на музыку Серенады для струнного оркестра Петра Ильича Чайковского. Композитор писал, что образцом для его Серенады была музыка Моцарта, но в результате музыка получилась очень русская. В заключительной части использованы мотивы двух русских народных песен “Под яблонью зеленою” и “А как по лугу, лугу”.
Балет “Серенада” Баланчин создал в середине тридцатых годов со студентами Школы американского балета (прообраз нынешней Школы) задолго до появления Нью-Йоркского городского балета (дата рождения театра – 11 октября 1948 года). Премьера состоялась 10 июня 1934 года в Нью-Йорке во дворе дома Эдварда Ворбурга – друга знаменитого балетного импресарио Линкольна Кирстайна.
“Heatscape”. Композитор – Богуслав Мартину. Хореограф – Джастин Пек.
Нет сегодня в балетном мире хореографа, о котором говорили бы больше, чем о Джастине Пеке. Газета “The New York Times” прямо назвала Пека самым выдающимся американским хореографом США, а журнал “The New Yorker” советует идти в Нью-Йоркский городской балет, чтобы увидеть его спектакли. Кто же такой, этот мистер Пек?
Он родился в 1989 году в Калифорнии, в городе Сан Диего. Балетом заинтересовался, увидев “Жизель” в Американском балетном театре. И не просто заинтересовался, а решил стать танцовщиком. Сказано – сделано, и наш тринадцатилетний герой из солнечной Калифорнии переехал в Нью-Йорк. Он учился в Школе американского балета при Нью-Йоркском городском балете, где среди педагогов был художественный руководитель театра Петер Мартинс. Сам Мартинс и пригласил Пека в труппу. Сначала – в октябре 2006 года – стажером, потом, в июне 2007 – артистом кордебалета. С этого времени танцовщик выступал в спектаклях Баланчина, Роббинса, Мартинса, Ратманского, Уилдона и Мильпье. С 2009 года – с двадцати лет – Пек занимается хореографией. (Замечу, что среди танцовщиков Нью-Йоркского балета это не редкость. Именно так в хореографы вышли Уилдон и Мильпье.) Среди балетов Пека – “Погружение в чайную чашку” (его дебют в качестве хореографа) и “Квинтет” (оба – 2009), “Радость твоего кролика” (2010), “Сказка китайского зодиака”, “Mise En Place” (2012). Первые три работы для Нью-Йоркского городского балета датированы 2011 годом. Это “In Creases”, “Год кролика” (номинация на премию “Benois de la dance”) и “Paz de La Jolla” (последний – тоже на музыку Богуслава Мартину). Балет Пека “Родео: четыре танцевальных эпизода” получил Bessie Award. В 2014 году Пек стал резидентом-хореографом Нью-Йоркского балета. Сегодня ему двадцать восемь, и он поставил двадцать восемь балетов, из них десять – для Нью-Йоркского балета! Кроме этого, Пек готовит фотосессии для журналов “Vogue”, “Harpers Bazaar”, “Dujour”, “Nowness”. Отсюда – его слава в мире гламура.
“Heatscape” – второй балет Пека, сделанный по заказу Майамского балета. В качестве музыкального сопровождения используется Первый фортепианный концерт чешского композитора Богуслава Мартину (1890-1959). Выбор музыки Пек объясняет так: “Фортепианный концерт Мартину – скрытый от многих “драгоценный камень”. Музыка чрезвычайно танцевальна. В ней есть плавность, игривость, эмоциональность, она так и просится на сцену. Музыка Мартину звучала во мне в течение нескольких лет, и я чувствовал, что балет Майами будет идеальным местом для постановки спектакля”. Создавая спектакль, Пек был под сильным влиянием оживленных улиц Майами, и это движение, этот драйв сказался на специфике спектакля.
Художественное оформление балета сделано художницей Шепард Фэйри. Она известна постером “Hope” во время первой президентской кампании Барака Обамы 2008 года.
Премьера балета “Heatscape” состоялась в марте 2015 года.
“Bourrée Fantasque”. Композитор – Эммануэль Шабрие. Хореограф – Дж.Баланчин.
Один из самых счастливых в прямом смысле этого слова балетов Баланчина на веселую, радостную, “игристую” музыку французского композитора-романтика Шабрие (1841-1894). Ощущение счастья разлито в хореографии, дизайне декораций и костюмах легендарного нью-йоркского костюмера Барбары Карински. Премьера состоялась в Нью-Йоркском городском балете в 1949 году. Очевидцы описывают свои впечатления двумя словами: “Чистое удовольствие”.
Во время гастролей в Чикаго солисты Городского балета Майами проведут мастер-классы и встретятся со студентами.
Обе программы идут под сопровождение Чикагского филармонического оркестра.
Приятная новость из театра музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance). Впервые в истории театр вводит стипендию для хореографа-резидента (Multi-Year Choreographer in Residence Fellowship). Речь идет о сумме в шестьсот тысяч долларов сроком на три года. Первым обладателем стипендии стал балетмейстер из Нью-Йорка Брайан Брукс. В 2002 году он создал собственную танцевальную группу Brian Brooks Moving Company. По соглашению с театром “Харрис” Брукс создаст три новых балета для трех танцевальных компаний: Hubbard Street Dance Chicago (сезон 2016-17 годов), Городского балета Майами (сезон 2017-18 годов) и Brian Brooks Moving Company (сезон 2017-18 годов).
Nota bene! Гастроли Городского балета Майами пройдут 29 и 30 апреля в 7.30 pm в помещении Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону 312-334-7777, на сайте http://www.harristheaterchicago.org/ или в кассе театра. Подробности об истории и сегодняшнем дне Городского балета Майами – на сайте miamicityballet.org.
.
Сергей Элькин