17 апреля в серии “Оркестры мира” в Симфоническом центре состоится единственный в Чикаго концерт Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Один из лучших оркестров мира исполнит Седьмую (“Ленинградскую”) симфонию Д.Шостаковича.
Симфонический оркестр Баварского радио был создан в 1949 году на базе существовавшего ранее оркестра Мюнхенского радио. Первый главный дирижер оркестра – выдающийся немецкий музыкант Ойген Йохум. Он возглавлял коллектив на протяжении одиннадцати лет, превратив его в один из лучших оркестров Европы.
За почти шестидесятилетнюю историю оркестром руководили пять дирижеров. Они приходили в мюнхенский коллектив всерьез и надолго, руководствуясь в своих взаимоотношениях с коллективом прежде всего принципом “оркестр-дом”. Перечислю эти имена: Рафаэль Кубелик – 1961-79 годы (с 1950 до 1953 года он руководил Чикагским симфоническим оркестром, с 1971 до 1974 года – Метрополитен-оперой), сэр Колин Дэвис (не путайте с чикагским сэром Эндрю – это разные дирижеры) – 1983- 92 годы, Лорин Маазель – 1993-2002 годы. В 1981 году главным дирижером оркестра согласился стать Кирилл Кондрашин, однако вскоре скоропостижно скончался.
Симфонический оркестр Баварского радио неизменно входит в десятку лучших симфонических оркестров мира. В 2005 году оркестр провел триумфальное турне по городам Китая и Японии, в 2006 и 2009 годах выступил в Карнеги-холл, в 2007 году вместе с хором дал концерт в честь Папы Римского Бенедикта XVI. Оркестр ежегодно проводит концерты на Пасхальном фестивале в Люцерне, являясь оркестром-резидентом этого фестиваля.
В 1982 году Баварский оркестр впервые в мире исполнил “Страсти по Иоанну” эстонского классика Арво Пярта.
С 2009 года концертмейстером оркестра является один из лучших скрипачей мира Антон Бараховский.
Баварский оркестр находится в Мюнхене. У него нет своего постоянного зала. Он выступает в культурном центре “Гаштайг” и в зале “Геркулес” Мюнхенского королевского дворца.
В 2003 году главным дирижером оркестра становится яркий представитель русской дирижерской школы Марис Янсонс. Пойдя по стопам своего отца – выдающегося дирижера, ассистента великого Мравинского Арвидаса Янсонса, – Марис с детства находился среди музыкантов оркестра Ленинградской филармонии. Впервые Янсонс-младший привлек к себе всеобщее внимание, когда Мравинский в далеком 1973 году назначил его своим вторым ассистентом. Мравинский был столь высокого мнения о Марисе, что спустя двенадцать лет сделал его вторым главным дирижером своего оркестра. Янсонс с благодарностью вспоминает уроки Мастера: “Подготовка Мравинского к концертам была невероятной. Он всегда репетировал даже те произведения, которые уже дирижировал сотни раз и превосходно знал наизусть; репетировал каждую мельчайшую деталь, чтобы найти что-то новое, более глубокое в музыке. Его личность просто гипнотизировала оркестр, настолько мощная энергия исходила от дирижера. Бывало, музыканты просто пугались его, поскольку он был очень требователен, и если что-то было не так или недостаточно хорошо, его гнев бывал страшен. Но музыканты и очень любили его, поскольку сознавали, что главным для Мравинского было достижение высочайшего качества как в артистическом, так и в техническом плане”.
Марис Янсонс учился в Венской музыкальной академии у Ганса Сваровского, после окончания которой был приглашен ассистентом к Герберту фон Караяну. Мало кто из дирижеров может похвастаться такими учителями! Янсонс вспоминает, как он бегал по “Musikverein” – залу Венской филармонии – и прятался под стульями, чтобы услышать репетиции Бернстайна, Крипса, Шолти с оркестром “Винер филармоникер”, потому что в Вене тогда не разрешали посещать репетиции. Думал ли он в те годы, что когда-нибудь сам станет за дирижерский пульт прославленного оркестра?!
В 1992 году оркестр уже Санкт-Петербургской филармонии назвал Мариса Янсонса своим главным приглашенным дирижером. На вопрос журналиста: “С какими из оркестров вам было интереснее всего работать?” Янсонс ответил: “Опыт работы в Петербурге – особый: я там вырос, учился, это мой дом, там я прошел потрясающую школу и в десятилетке, и в консерватории, и, конечно, в Филармонии”. И далее: “Я – счастливый человек. Я получил самое лучшее образование, какое только можно получить в моей области. В моих ушах с детства звучал оркестр-эталон, оркестр Мравинского. Я знаю, как должен звучать идеальный оркестр”.
Международная карьера Янсонса была оглушительной: возглавив в 1979 году симфонический оркестр Осло, казавшийся на фоне столичных оркестров других европейских стран провинциальным, он сумел за несколько лет превратить его в один из интереснейших творческих коллективов. С 1997 по 2004 год он руководил Питтсбургским симфоническим оркестром, приняв его из рук маэстро Лорина Маазеля. Янсонс рассказывает: “У меня было очень много предложений стать главным дирижером, и я выбрал Америку. Там есть группа из восьми – десяти оркестров высочайшего класса и еще полтора десятка оркестров первоклассных. Мне было интересно изучить, что такое быть главным дирижером в Америке. Я дирижировал и в Чикаго, и в Бостоне, и в Нью-Йорке, и в Филадельфии, и в Кливленде. Для меня это был совершенно новый опыт, я очень многому научился, хотя европейский стиль музицирования мне гораздо ближе. Правда, в американских оркестрах сильнейшие, виртуозные инструменталисты, и я узнал, что такое быть там главным. Там вы – босс; не диктатор, но босс. То есть вы решаете почти все, хотя и без поддержки оркестра вам не обойтись. В Европе все куда демократичнее. Поэтому сейчас я стараюсь сочетать разные системы работы, от советской и постсоветской до американской и европейской”. В 2003 году Янсонс продолжил “принимать оркестры из рук Маазеля”. Когда великий дирижер в семьдесят два года оставил оркестр Баварского радио (по словам Янсонса – “коллектив высочайшего класса”) и переехал в Нью-Йорк, новым главным дирижером Баварского оркестра стал Янсонс. В Питтсбургском оркестре был шок, когда Янсонс объявил им, что не будет оставаться на третий срок. Они делали все, чтобы дирижер остался, даже хор специальный написали и спели ему, чтобы он не уходил. А с 2004 года дирижер стал делить свое время между Мюнхеном и Амстердамом, выступая с баварским оркестром десять недель, с амстердамским – двенадцать. Сначала в Мюнхене огорчились решением Янсонса совмещать руководство двумя оркестрами. Баварские музыканты опасались, что станут для Янсонса пасынками, а любимым сыном будет “Концертгебау”. Однако дирижер их успокоил, убедив оркестр в том, что всегда все делает по максимуму: “Это вопрос моей совести и порядочности”. Марис Янсонс не обманул коллектив. В конце прошлого сезона дирижер закончил свой контракт с “Концертгебау”, оставшись дирижером-лауреатом, а с баварским коллективом по новому контракту он продолжает работать вплоть до 2021 года.
За достижения в музыкальном искусстве в 2007 году Марис Янсонс был удостоен премии “ECHO Klassik” “Дирижер года”, а в 2013 году стал лауреатом престижной премии Эрнста фон Сименса (ее называют музыкальной Нобелевской премией).
В 2008 году Баварский оркестр получил “ECHO Klassik” за лучшую запись года (произведения Б.Бартока и М.Равеля), в 2010 году – “ECHO Klassik” за лучший оркестр года (запись Седьмой симфонии А.Брукнера). В 2013 году за запись Девятой симфонии Г.Малера (дирижер – Б.Хайтинк) оркестр был награжден премией “ECHO Klassik”, а за запись Девятой симфонии А.Дворжака (дирижер – А.Нельсонс) – премией German Record’s Review. В 2006 году оркестр стал лауреатом премии “Грэмми” (награда, присуждаемая Американской академией звукозаписи) в категории “Лучшая оркестровая запись года”. Победа досталась оркестру за запись Тринадцатой симфонии Д.Шостаковича. (Дирижер – Марис Янсонс. Солист – Сергей Алексашкин. Запись фирмы “EMI Classics”.)
Символично, что это произошло в год столетия великого композитора! В сентябре 2009 года оркестр основал свою собственную студию звукозаписи “BR-KLASSIK”, на которой выпускает CD и DVD.
Концерт в Чикаго проходит в рамках турне Баварского оркестра по шести городам США и Канады. Оркестр посетит Вашингтон (12 апреля), Чапел-Хилл (Северная Каролина, 13 апреля), Монреаль (15 апреля), Энн Арбор (штат Мичиган, 16 апреля), Нью-Йорк (19 и 20 апреля). Так совпало, что новый диск оркестра с записью Восьмой симфонии Антонина Дворжака и Серенады для струнного оркестра Йозефа Сука выходит 8 апреля, как раз перед гастролями оркестра. Запись Симфонии Дворжака была сделана на концертах в Мюнхене 29 и 30 января 2016 года. Эта Симфония прозвучит на концертах Баварского оркестра в Энн Арборе и 19 апреля в Нью-Йорке. Запись Серенады Сука сделана на концерте в Мюнхене 25 января 2016 года. В магазине при Симфоническом центре вы сможете приобрести этот и другие диски оркестра.
А теперь несколько слов о программе концерта. Дмитрий Шостакович – один из любимейших композиторов Мариса Янсонса. Он исполняет Шостаковича каждый сезон со своим оркестром и в качестве приглашенного дирижера с другими коллективами. В 2006 году с Седьмой симфонией он привозил в Чикаго оркестр “Концертгебау”. В предстоящем концерте Седьмая (“Ленинградская”) симфония Шостаковича прозвучит в исполнении Баварского оркестра.
Считается, что Седьмая симфония Шостаковича – отклик композитора на начало Великой Отечественной войны. Вот какими словами диктора начался концерт в филармонии блокадного Ленинграда, транслировавшийся по радио на всю страну: “Дмитрий Шостакович написал симфонию, которая зовет на борьбу и утверждает веру в победу”. Однако в своей книге “Шостакович и Сталин: художник и царь” культуролог и музыковед Соломон Волков убедительно показывает, что замысел Седьмой симфонии начал созревать у Шостаковича еще до начала Великой Отечественной войны. Оказывается, исполнение Седьмой симфонии было включено в план концертного сезона Ленинградской филармонии на 1941-42 годы, который был опубликован в ленинградских газетах весной 1941 года, то есть до начала войны! Волков пишет: “Точный и пунктуальный в такого рода делах, Шостакович ни в коем случае не разрешил бы дать подобного объявления, если бы к этому времени не представлял себе совершенно ясно, каким будет его новое произведение”. Сам Шостакович говорил: “Я не ставил себе задачу натуралистически изобразить военные действия, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий”. Но если тема нашествия из первой части симфонии не связана с проходом гитлеровских войск по территории СССР, то можно предположить, что “суровые события”, как уклончиво именует их композитор, – это массовые чистки, репрессии, ссылки, расстрелы. В разговорах с Волковым Шостакович говорил: “Я должен был написать реквием по всем погибшим, по всем замученным. Я должен был описать страшную машину уничтожения и выразить чувство протеста против нее”. А в журнале “Знамя” в воспоминаниях близкой знакомой Шостаковича Флоры Литвиновой читаем такие слова композитора о Седьмой симфонии: “Это музыка о терроре, рабстве, несвободе духа… Седьмая симфония – не только о фашизме, но и о нашем строе, о любом тоталитаризме”.
Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. 19 июня того же года она прозвучала в Нью-Йорке. Симфоническим оркестром дирижировал Артуро Тосканини. Концерт транслировался всеми радиостанциями Америки и Канады. Симфонию слушало одновременно около двадцати миллионов человек! 9 августа 1942 года прошло исполнение симфонии в осажденном фашистами Ленинграде. На титульном листе партитуры сочинения стоял подзаголовок – “Посвящается городу Ленинграду”. Отсюда название симфонии – “Ленинградская”. Началось триумфальное шествие Седьмой по всему миру. Никогда еще классическое музыкальное произведение не получало столь мгновенного признания! В финале Седьмой симфонии зрители, заряженные особой энергетикой музыки, обычно устраивают долгую стоячую овацию оркестру. Так было на том памятном концерте в Ленинграде, так было бесчисленное количество раз в Лондоне и Брюсселе, Вене и Берлине, Буэнос-Айресе и Сиднее. Так, уверен, будет и на предстоящем концерте в Чикаго.
Закончить эту статью мне хочется словами близкой подруги Шостаковича, писательницы Галины Серебряковой: “…Ад и рай, преступление и безгрешность, безумие и разум, мрак и свет – все отразил в своей гениальной симфонии Шостакович. Она шире какой-либо одной темы. Седьмая симфония – это общечеловеческое и бессмертное повествование, как творения Данте”. По-моему, лучше не скажешь.
Nota bene! Концерт Симфонического оркестра Баварского радио состоится 17 апреля в 4.00 pm в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604. Билеты на этот и другие концерты Симфонического центра сезона 2015-16 годов, а также абонементы на концерты сезона 2016-17 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе центра.
.
Сергей Элькин