Альбукерке – город на юго-западе США, крупнейший в штате Нью-Мексико. Основали его испанцы. Название в переводе с латинского означает “белый дуб” (albus – белый, quercus – дуб). Но вовсе не в честь дерева был назван город. Одни утверждают, что он получил свое имя в честь испанского государственного деятеля XVII века графа Франциско Фернандеса де ла Куэва Альбукерке. Другие объясняют, что название городу дали в память о португальском дворянине XVI века Афонсе д’Альбукерке. Одно несомненно – город этот расположен на большой высоте и красив необыкновенно. Внизу – река Рио-Гранде, рядом – пустыня Чиуауа. Зимой ветрено, летом жарко. Комфортней всего весной и осенью. Из достопримечательностей – подвесная канатная дорога Сандия-пик, международный музей воздушных шаров Андерсон-Абруццо, Национальный монумент Петроглиф с пятью спящими вулканами, мощеные улочки Старого города. В городе происходило действие популярного сериала “Во все тяжкие” (“Breaking Bad”). В городе выступает с концертами один из лучших симфонических оркестров США – New Mexico Philharmonic. Каждый год в городе проходит Международный фестиваль воздушных шаров. Скоро в городе откроется Первый международный фортепианный конкурс Ольги Керн (The Olga Kern International Piano Competition)…
…Ее родственнице Анне Керн Пушкин посвятил “Я помню чудное мгновенье”, ее прапрапрабабушка дружила с Чайковским, ее прапрабабушке аккомпанировал Рахманинов, ее дедушка – замечательный музыкант и педагог, гобоист Иван Пушечников, родители – пианисты: мама – заслуженный работник культуры, папа – заслуженный артист России. Родившись в такой музыкальной семье, у красавицы Ольги просто не оставалось другого выбора, как стать музыкантом. Центральная музыкальная школа, Московская консерватория, международные фортепианные конкурсы – обычный путь талантливого ребенка. Сегодня она играет с лучшими оркестрами мира, дает по сто пятьдесят концертов в год, проводит мастер-классы, репетиции, записи… Как получилось, что именно она стала артистическим директором фортепианного конкурса, почему он носит ее имя и почему он пройдет именно в Альбукерке? Я спросил об этом у нашей героини.
– Конкурс появился в моей жизни неожиданно. Никто не предвидел такого поворота событий. Я примерно два раза в год играю в Альбукерке, выступаю с Филармоническим оркестром Нью-Мексико (New Mexico Philharmonic), стала уже “членом семьи”. Я обожаю это место. Всегда полный зал, огромный успех… В прошлом году после очередного концерта директор оркестра спросил меня, как я отнесусь к идее создания в городе фортепианного конкурса. Об этом же мне говорил один из спонсоров, доктор Фибер. Он любит музыку и принимает большое участие в жизни оркестра. Я давно знакома с ним и его семьей. Доктор Фибер прямо сказал: “Давайте сделаем конкурс Ольги Керн. Вы дадите разрешение использовать ваше имя?” Я ответила, что с удовольствием это сделаю при условии, что конкурс будет по-настоящему серьезный, что мы будем открывать таланты и это поможет развитию музыкального образования в Альбукерке, Нью-Мексико, в целом по Америке и в мире. Наравне с конкурсом Клиберна в Америке должен появиться еще один серьезный конкурс, который выявит настоящий интерес к классической музыке и молодым талантам, откроет новые перспективные имена. Все согласились и разошлись. Я была уверена, что на этом все и закончится, но это было только начало. Процесс пошел, появились спонсоры не только из Нью-Мексико, но и из Техаса, Нью-Йорка, Чехии, России… Люди заинтересованы, предлагают помощь, у нас уже есть много волонтеров. Ажиотаж в городе страшный. Замечательный зал готов к приему гостей. Все ждут открытия. Фортепианный конкурс – новый и очень интересный для меня проект. Я сразу подключилась к работе по всем вопросам, включая подбор репертуара и выбор членов жюри.
По части конкурсов Ольга Керн – человек опытный. В первом же (Международный юношеский конкурс “Концертина Прага”) одиннадцатилетняя Ольга получила Главный приз, а всего она – лауреат семнадцати конкурсов! Среди ее самых главных побед – Главный приз на I международном конкурсе имени С.Рахманинова в Москве в 1992 году. Ольга Керн рассказывает:
– В свои семнадцать я была самая молодая участница. Я не думала о победе – просто хотела играть. С конкурсом у меня связана одна любопытная история. Перед вторым туром мне приснился сон, что меня в огромном зале ждал Рахманинов. Даже сейчас, вспоминая этот сон, могу сказать, что это было, как наяву. Рахманинов играл на рояле. Когда он меня увидел, он сказал: “Ольга, я тебя жду. Ты мне должна поиграть что-нибудь, у нас же урок назначен”. Я на него смотрю и думаю: “Господи, это же Рахманинов”. Я сыграла одно из тех произведений, которые я должна была играть на конкурсе (на нем исполнялась только музыка Рахманинова), – Баркаролу. Он послушал и сказал: “Хорошо. А теперь я покажу тебе, как я играю”. И он повторил Баркаролу. Он сыграл ее совершенно феноменально: в своем стиле, немножко сухо, без педалей, порывисто… Я никогда до этого не слышала его исполнения Баркаролы. И вот услышала. Во сне. После этого мы с ним разговаривали… Прекрасный был сон. Я проснулась утром и кричу: “Мама, мама, я видела Рахманинова во сне”. Мама забеспокоилась. Я слышала, как она сказала папе: “Она, видимо, слишком много занимается”. А я чувствовала себя просто потрясающе, у меня появилось второе дыхание. Это было как ураган: второй тур, третий, первая премия… Прошел год. Я поехала на гастроли в Японию и там в одном городе увидела полное собрание сочинений Рахманинова на семи CD. Я, конечно же, купила их и нашла Баркаролу. Когда я прослушала эту запись, была просто в шоке, потому что Рахманинов играл точно так же, как тогда, в моем сне.
– Прямо мистика какая-то…
– Есть какие-то вещи, которые объяснить невозможно. Когда я рассказала эту историю Вану Клиберну, он не увидел в ней ничего необычного и сам, в свою очередь, рассказал мне такие истории, которые в глазах окружающих выглядели бы абсолютно фантастическими… Рахманинов играет огромную роль в моей жизни. Он связан с моей семьей. У моих бабушки и дедушки была замечательная дача между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом, в тех местах, где родился Рахманинов. Я каждое лето туда ездила, выросла на этом. Этот воздух, эти беспредельные поля, гигантские деревья, простор… Музыка Рахманинова всегда в моем сердце. Рахманинов – мой ангел-хранитель.
Знаменательной стала для Ольги Керн Золотая медаль XI международного конкурса имени Вана Клиберна в Америке в 2001 году. Керн стала первой женщиной за тридцать лет, кому удалось победить на конкурсе Клиберна. После победы началась ее головокружительная карьера. Ольга участвовала в других конкурсах, побеждала, была членом жюри. Сегодня она примеряет новую для себя роль артистического директора конкурса и председателя жюри.
– Подготовкой к конкурсу руководит Совет директоров. Мы периодически встречаемся, обсуждаем все вопросы, связанные с конкурсом. Работа продолжается с большим энтузиазмом. У нас сформировано профессиональное жюри. Среди них – замечательные пианисты Энрика Чикарелли, Менг Чин Лю, Акеми Алинк-Ямамото, Фали Паври, профессор Джульярдской школы Веда Каплински, дирижер Константин Орбелян, вице-президент Columbia Artists Management Дуглас Шелдон, мой брат дирижер Владимир Керн. Никакой “мафии” – люди собрались знающие и опытные. Я уверена, что они будут судить здраво и честно…
– Расскажите, пожалуйста, что надо сделать, чтобы участвовать в конкурсе?
– Во-первых, пройти прослушивание. Уже начался процесс подачи заявок на участие в конкурсе. Заявки можно оформить на нашем сайте http://olgakerncompetition.org/. Сайт очень удобный, в нем можно найти всю необходимую информацию о конкурсе. Всем претендентам следует прислать CD или ссылку на Youtube с тридцатиминутной программой. Последний срок подачи заявок – 1 июня. Для участия в конкурсе специальное жюри (Selection Jury) отберет не более двадцати пяти человек. В составе жюри – директор Чешской филармонии Дэвид Маречек, профессор Манхеттенской школы музыки Голда Тэц, профессор из Колорадо Лэрри Грэм. Я тоже буду участвовать в отборе. Имена конкурсантов станут известны к 1 августа. Конкурс пройдет в Альбукерке с 13 по 20 ноября. Конкурс состоит из трех туров. В первом – обязательная программа: Прелюдия и фуга Баха, Соната (на выбор) Бетховена, Моцарта или Гайдна, Два этюда (на выбор) Шопена, Листа, Рахманинова или Скрябина, одно небольшое романтическое произведение и одно маленькое произведение Рахманинова (на выбор) из его Прелюдий, Этюдов-картин, Пьес-фантазий, “Салонных пьес” или “Музыкальных моментов”. Второй тур – программа по выбору конкурсанта, как на конкурсе Клиберна. Сольный концерт – час музыки. Все, что угодно. Единственное обязательное произведение – посвященная мне пятиминутная пьеса шотландского композитора Рори Бойла.
– Конкурса еще нет, а гимн уже написан!
– О, это чудесное сочинение, в котором Бойл даже умудрился процитировать крошечный кусочек из Третьего концерта Рахманинова. Но его надо найти!.. В третий тур (финал) выйдут четыре конкурсанта. Каждый из них исполнит по своему выбору фортепианный концерт с оркестром New Mexico Philharmonic. Дирижировать будет Владимир Керн.
– Конкурс открыт для всех, независимо от страны проживания?
– Безусловно! Для граждан США перелет на конкурс бесплатный. Для жителей других стран мы оплачиваем половину стоимости билета. Все будут жить в семьях, у всех будут инструменты. Замечательные дома, очень красивые виды… Участникам не надо будет ни за что платить. Я надеюсь, что в будущем мы готовы будем оплатить перелет для всех участников независимо от страны проживания, чтобы конкурсанты чувствовали себя комфортно… Официальный рояль конкурса – Steinway. В конце мая я сама выберу для конкурса два концертных рояля: один американский, второй – гамбургский. Они будут в полном распоряжении конкурсантов. Работу конкурса будут освещать журналисты общенациональных и местных газет, радио и телевидения, они будут вести блоги в режиме он-лайн. Будет организован live streaming, так что все смогут услышать выступления конкурсантов… У нас создана неплохая финансовая база. Лауреат Первой премии получит не только денежный приз – он составляет на сегодняшний день одиннадцать тысяч долларов (эта сумма может повыситься), – но также возможность записать диск и – самое главное! – концерты по всему миру в течение нескольких лет. Мы уже разговаривали с менеджерами, которые готовы предоставить нам конкретные даты на будущие концерты лауреатов. Я знаю на своем опыте, как они важны для музыканта! Лауреат Второй премии получит семь тысяч пятьсот долларов, лауреат Третьей – пять тысяч. Предусмотрены и другие денежные призы, в том числе – Приз зрительских симпатий. Мы планируем проводить конкурс раз в три года, чтобы потом помогать победителям с организацией концертов. На первые два тура конкурса будут продаваться билеты по очень низким ценам, а билеты на третий тур войдут в абонемент New Mexico Philharmonic на следующий сезон. Можно будет купить билеты на отдельные концерты и абонементы… Я уверена, что на конкурсе будет аншлаг. Приедут мои друзья из Нэшвилла, Техаса, Флориды, России, Европы, других мест.
– По какой системе будут голосовать члены жюри?
– Это вопрос, над которым мы сейчас работаем. Мы пока не выбрали метод голосования. В прошлом году я была в Глазго на Scottish International Piano Competition. Мне понравилась их система. Другой вариант – метод, действующий на конкурсе Клиберна. Президент конкурса Жак Марки очень помогает мне в работе. Пока думаем…
– В мире сегодня столько конкурсов. Как вы думаете, сможет ли ваш выдержать конкуренцию?
– Надеюсь. Каждый конкурс имеет свое лицо, свое отличие от других. Мне кажется, наш конкурс будет очень интересным. Думаю, что он займет свое, достойное место на музыкальной карте мира. Всем найдется место под солнцем.
Молодые пианисты – дерзайте, принимайте участие в конкурсе. Кто знает, возможно именно он даст вам путевку в Жизнь. До встречи в Альбукерке!
Nota bene! Всю необходимую информацию о Первом международном фортепианном конкурсе Ольги Керн можно получить на сайте http://olgakerncompetition.org/. Там же можно оформить заявки на участие в конкурсе. Последний срок подачи заявок – 1 июня.
.
Сергей Элькин