Центральным весенним событием фестиваля “Shakespeare 400 Chicago” стала первая часть грандиозной, двенадцатичасовой саги Чикагского шекспировского театра “Решающая схватка: вражеский огонь” (перевод мой, оригинальное название – “Tug of War: Foreign Fire”). Больше ста лет британской истории, больше ста персонажей, шесть часов исторического действия – такого чикагская сцена еще не видела! Спектакль представляет собой инсценировку шести исторических пьес Шекспира “Эдуард III”, “Генрих V”, Генрих VI, части 1, 2 и 3”, “Ричард III”.
“История человечества и его отношение к войне по своей сути циклично”, – говорит Барбара Гейнс. – Поэтому в юбилейный шекспировский год я решила поставить его исторические пьесы”. Гейнс не ставила перед собой задачи инсценировать все исторические хроники Шекспира – на это не хватило бы и двадцати часов. Мы становимся свидетелями лишь нескольких сцен из этих пьес. Гейнс начинает свой цикл с царствования короля Эдуарда III и его борьбы за французский престол. Именно в его правление началась борьба двух влиятельных семей Англии – Ланкастеров и Йорков, вошедшая в историю, как Война Алой и Белой роз. Следующая остановка в истории – Генрих V, или, как он назван у Шекспира, “принц Хэл”. Принц становится уважаемым королем Англии, величайшим полководцем и грозным врагом Франции. Первая часть марафона заканчивается фрагментом из первой части “Генриха VI”.
Девятнадцать актеров перевоплощаются в более чем сто персонажей шекспировских драм, от королей до простолюдинов. Среди тех, кого хорошо знает чикагский зритель: Ларри Яндо, Карен Олдридж, Дэвид Дарлоу, Матт Дичман (он является одновременно музыкальным руководителем постановки), Джед Федер, Нил Фридман, Кевин Гудал, Хайди Кеттеринг, Майкл Аарон Линднер, Джеймс Ньюкомб, Барбара Робертсон, Стивен Сатклифф, Алекс Вайсман.
В спектакле состоялись примечательные дебюты английского певца и композитора Фредди Стивенсона (Эдуард III, герцог Орлеанский, Карл VII) и актера Джона Тафтса (Генрих V, граф Саффолк). Среди остальных дебютантов – Шанна Джонс, Дэниель Кайри, Тахира Уиттингтон, Доминик Ворсли.
Украшением традиционной для этого театра костюмной постановки является музыка. Ее много, она разная: от Баха до блюза, от Малера до современной рок-музыки, от Леонарда Коэна и Тима Бакли до народных мелодий. Музыку исполняют на электрогитаре и виолончели, на киборде и укулеле. Играют и поют не только музыканты, но и актеры. После очередного монолога Эдуард III и Карл VII брали в руки гитары и начинали играть и петь. Это оживляло ход действия…
Сцены разделены между собой короткими антрактами. Предусмотрено время для обеденного перерыва. На сайте театра можно заранее заказать еду и напитки.
“Решающая схватка: вражеский огонь” – это только начало саги. Спектакль идет до 12 июня. Продолжение – “Междоусобица” (“Tug of War: Civil Strife”) – мы увидим осенью.
А теперь о других событиях фестиваля “Shakespeare 400 Chicago”.
12 июня в Чикагском симфоническом центре состоится концерт “Удаленное зеркало”, в котором выдающийся виолончелист Йо Йо Ма и музыканты Чикагского симфонического оркестра исполнят произведения композиторов XVI и XVII веков, находившихся под влиянием Шекспира.
25 и 26 июня Steppenwolf Theatre Company и Second City Theatricals представят сценические чтения мюзикла Фила Свонна и Рона Уэста “Народ против отца Лорана” (The People vs. Friar Laurence, the Man Who Killed Romeo and Juliet).
24 и 26 июля в рамках Grant Park Music Festival состоятся выступления хора Грант-парка с произведениями, навеянными творчеством Шекспира. Среди них – мадригал Томаса Морли “It Was a Lover and His Lass”. Возможно, это сочинение звучало в первой постановке комедии Шекспира “Как вам это понравится”.
Художественный музей Чикаго (Art Institute) проводит специальную выставку, посвященную Шекспиру. Лучшие рестораторы города и пригородов приготовили новые блюда, навеянные шекспировскими героями и сюжетами. Среди них – Рик Бейлесс (Frontera Grill, Topolobampo, XOCO), Алпана Сингх (The Boarding House), Райан Маккаски (Acadia).
Newberry Library подготовила огромную выставку “Creating Shakespeare”. В числе экспонатов – книги Шекспира и писателей его эпохи из British Library и Folger Shakespeare Library.
На сцене Шекспировского театра пройдут спектакли “Gary Busey’s One Man Hamlet” (12-17 июля), “Макбет” Theater Zuidpool (Бельгия, 25-27 августа), “Венецианский купец” Shakespeare’s Globe (Великобритания, 4-14 августа), “Песни Лира” театра “Song of the Goat” (Польша, 15-18 сентября), “Месть принца Зи Дана (Гамлет)” Shanghai Peking Opera (28-29 сентября), “Двенадцатая ночь” The Company Theatre of Mumbai Индия, осень), “Зимняя сказка” театра “Cheek by Jowl” (Великобритания, 14-21 декабря). Подробный рассказ о них – в будущих выпусках Театрального обозрения.
Пятый год подряд Шекспировский театр путешествует по паркам Чикаго, играя сокращенные версии спектаклей по пьесам великого Барда (серия “Night Out in the Parks”). С каждым годом зрителей становится все больше и все больше городских парков изъявляют желание принять у себя дорогих гостей. В это лето их будет девятнадцать. С 14 июля по 14 августа театр покажет семидесятипятиминутную версию “Двенадцатой ночи”. Адреса и расписание показов вы найдете на сайте https://www.chicagoshakes.com/plays_and_events/parks2016.
Nota bene! Все спектакли состоятся в помещении Чикагского шекспировского театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты – на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 и в кассе театра. Подробная информация о фестивале “Shakespeare 400 Chicago” – на сайте www.shakespeare400chicago.com.
.
Сергей Элькин