Дамы и господа, разрешите представить один из интереснейших концертов фестиваля:
20 июля, 6.30 pm. “Путешествие во времени” – так называется вечер, в котором оркестр Грант-парка исполнит одноименное мультимедийное сочинение Филипа Гласса (“A Jorney Through Time”) и произведение Освальдо Голихова “Azul”. Солисты: Алиса Вайлерштайн, виолончель (она солирует в пьесе “Azul”, о ней – на соседней странице, в рубрике “Равиния-2016”); Майкл Уорд-Бергеман, аккордеон; Джаме Хаддад и Сиро Баптиста, ударные инструменты. Дирижер – Марин Алсоп.
Во время исполнения “Путешествия…” на экране мы увидим снимки знаменитого голландского фотографа журнала National Geographic Франса Лантинга, специализирующегося на съемках дикой природы.
Родившийся в еврейской семье эмигрантов в католической Аргентине, учившийся в Израиле и Америке Освальдо Голихов с полным правом может быть назван Гражданином мира. Он родился 5 декабря 1960 года в аргентинском городе Ла Плата в семье учительницы музыки и врача. Вот что говорит композитор о своих родителях: “Россия у меня – со стороны отца: все были убежденными коммунистами. Уже потом они узнали правду о Сталине. Моя мама родом из Румынии. Ее семья придерживалась ортодоксальных взглядов. Они были скромны и очень набожны”. Маленький Освальдо проводил часы под стулом, на котором сидела, играя на рояле, его мать. Прошло время, и он перебрался на стул, а мама стала его первым учителем. С детства будущий композитор был окружен, с одной стороны, еврейской музыкой, с другой – современными ритмами, в особенности – ритмами танго. После занятий фортепиано и композицией у Джерардо Гандини в местной консерватории в 1983 году Голихов переехал в Израиль и поступил в Иерусалимскую академию музыки и танца имени С.Рубина в класс профессора Марка Копитмана. С 1986 года живет в Америке. Он закончил Пенсильванский университет, стажировался у маститых композиторов Джорджа Крамба и Оливье Кнуссена. Голихов сотрудничает с лучшими представителями самых разных музыкальных жанров. Среди них и румынская группа “Тараф Де Хайдук” (или “группа хулиганов” по-русски) из крохотного городка Клеяни, исполняющая традиционную цыганскую музыку, и мексиканская рок-группа “Кафе “Такуба””, и Закир Хуссейн, играющий на индийском барабане табла, и аргентинский композитор и гитарист Густаво Сантаолалла. В 2002 году номинацию на “Грэмми” получило камерное произведение Голихова “Книга на идиш”, записанное с Лоуренс-квартетом. Многолетняя дружба связывает композитора с Кронос-квартетом, который исполнил многие его сочинения. В 2000 году в честь 250-летия со дня смерти И.С.Баха Голихов сочинил кантату “Страсти по Марку” – произведение для солистов, хора и оркестра. Компакт-диск с записью этой музыки был удостоен в 2001 году премии “Грэмми”. Несколько произведений Голихов сочинил для замечательной певицы Дон Апшоу. Среди них – “Три песни для сопрано и оркестра” (2002), цикл песен с непереводимым названием “Ayre” (2004) и одноактная опера “Ainadamar” (“Фонтан слез”, 2003) – первая опера в творчестве композитора, рассказывающая о жизни и трагической гибели Федерико Гарсии Лорки. Альбом с оперой “Ainadamar” был удостоен двух премий “Грэмми” в 2007 году. Голихов живет в Бостоне, преподает в колледже в городе Ворчестер (штат Массачусетс). В активе композитора – музыка к фильмам Фрэнсиса Форда Копполы “Юность без юности” (“Youth Without Youth“, 2007) и “Тетро” (“Tetro“, 2007).
Буквально за несколько лет Освальдо Голихов превратился в одного из самых востребованных композиторов современности. Сам он относится к обрушившейся на него популярности достаточно спокойно: “Я прекрасно понимаю, что не буду популярен вечно. Я просто люблю сочинять музыку, и мне чертовски повезло в жизни: мне платят за мои мечты, которые я претворяю в жизнь. Это то, чем я намерен заниматься в дальнейшем”.
Знакомство чикагских любителей музыки с творчеством Голихова началось в 2001 году, когда в Равинии была исполнена его песня “Lua Descolorido” из цикла “Три песни для сопрано и оркестра”. В следующем, 2002 году, в Равинии прозвучала его “Книга на идиш” и “Страсти по Марку”. В 2006 году в исполнении симфонического оркестра и хора Атланты под управлением Роберта Спано впервые в Чикаго была исполнена опера “Ainadamar”. С 2007 по 2009 годы Голихов был композитором-резидентом Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Тогда его музыка активно исполнялась в Чикаго.
“Azul” – в переводе с испанского “голубой” (Любит Голихов давать своим сочинениям испанские названия!). Это произведение для виолончели и оркестра посвящено 125-летию Бостонского симфонического оркестра. Мировая премьера сочинения состоялась 5 августа 2006 года на музыкальном фестивале в Танглвуде. На следующий день “Azul” услышали в Равинии. Пьесу исполнили Йо Йо Ма и ЧСО под управлением Мигуэля Харта-Бедойи. Я был на этом знаменательном концерте.
Музыка Голихова в “Azul”е – это насыщенная палитра звуков нашего времени: взрывная, нервная, экспрессивная. Композитор экспериментирует со звуком, добавляя к привычным классическим инструментам новые (в “Azul”е таковыми были аккордеон и народные восточные инструменты), смешивая стили и направления и создавая при этом свой, особый стиль. В этой связи интересно было наблюдать, как располагались музыканты на сцене. Солист-виолончелист сидел не на авансцене, как это обычно принято, а слева от дирижера, рядом с остальными музыкантами. Справа от дирижера располагался аккордеонист (Майкл Уорд-Бергеман), в центре – музыкант, играющий на ударных инструментах (Джаме Хаддад). Сзади аркообразно находились струнные: четыре альта, шесть вторых скрипок, шесть первых скрипок (именно так: за вторыми скрипками следовали первые), четыре виолончели и шесть контрабасов. Также необычно располагалась группа духовых инструментов. Слева – гобои и кларнеты, справа – валторна. При такой рассадке, по мысли композитора, “различные группы инструментов, подобно антенне, ретранслируют звуки виолончели”. Композитор называет “Azul” сочинением о дружбе и глубокой связи солиста и оркестра. При его написании на Голихова большое влияние оказала многолетняя дружба с Йо Йо Ма. Им легко было найти общий язык, поскольку оба они интересуются самыми разными жанрами и направлениями современной музыки. Композитор говорит: “Я не писал “Azul” для того, чтобы показать, как много нот может быть сыграно за одну секунду. Я писал эту музыку, чтобы сказать о гораздо более важных вещах, волнующих меня”. Действительно, говоря о музыке, Голихов часто оперирует “более важными вещами”. Это такие понятия, как “правда”, “искренность”, “эмоциональность”. Прислушаемся к словам композитора: “В “Azul”е все правдиво. Это, возможно, плохое сочинение, но оно правдивое. Иначе оно не заслуживало бы внимания. Я чувствую это нутром, я чувствую это моим “измерителем правды”, который сидит у меня внутри”.
Любитель парадоксальных определений, Голихов говорит о голубом цвете как о “цвете ночи, цвете океана”, восхищаясь его “простой волшебной красотой”. В отличие от остальных сочинений Голихова, “Azul” не привязан к определенному географическому пространству. Слушая это сочинение, у меня возникло огромное количество ассоциаций: Бах и электронная музыка будущего, арабские и еврейские мотивы, шум воды и дыхание ветра, ритмы танго и латиноамериканские мелодии… В какой-то момент показалось, что кричит ребенок. Так у Бродского кричит ястреб: “Из согнутого, как крюк, Клюва, похожий на визг эриний, Вырывается и летит вовне Механический, нестерпимый звук, Звук стали, впившейся в алюминий…” Голихов назвал свое сочинение испанским словом “azul”, и можно предположить, что эклектизм музыки также связан с Испанией, с тем золотым временем, когда христиане, иудеи и мусульмане мирно сосуществовали друг с другом. Сейчас эти воспоминания представляются, к сожалению, совсем неактуальными. Но, может быть, это не воспоминания, а мечты и надежды композитора-идеалиста?! Как бы то ни было, в этой музыке отчетливо слышен гуманистический миролюбивый посыл художника.
Более тринадцати тысяч зрителей в переполненной Равинии (как, впрочем, и за день до этого в Танглвуде) с восторгом приняли новое сочинение Голихова. Это был безусловный успех композитора, оркестра и солистов. Я уверен, что такой же успех будет ожидать это произведение на фестивале в парке “Миллениум”.
Открытые репетиции пройдут 19 и 20 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 20 июля с 5.30 pm до 6.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
22 июля, 6.30 pm; 23 июля, 7.30 pm. Девятая симфония (“Из Нового света”) А.Дворжака соседствует в программе с симфонией “Гарлем” Джеймса Джонсона и сочинениями Дюка Эллингтона. Солисты: Реджина Картер, скрипка; Ксавьер Дэвис, фортепиано; Крис Лайткэп, контрабас; Алвестер Карнетт, ударные; Джонита Латтимор, сопрано; Аниша Макфарланд, сопрано; Элизабет Норман-Сожурне, сопрано; Фред Нелсон Третий – фортепиано. Оркестр Грант-парка. Дирижер – Марин Алсоп.
Последняя симфония чешского композитора Антонина Дворжака была написана во время его трехлетнего пребывания в Америке. Дворжак преподавал в Нью-Йоркской консерватории и произвел там настоящую революцию. Он фактически перестроил консерваторскую систему музыкального обучения, сделав ее более эффективной и современной. Дворжак прислушивался к окружающим его звукам и первым из крупных композиторов обратил внимание на обобщающие национальные свойства спиричуэлс. Он не прибегал к сравнению африканской и афро-американской музыки, но интуицией большого музыканта понимал спиричуэлс не как узко афроамериканское искусство. Он убедил американцев и весь остальной мир, что эта музыка является подлинным американским фольклором. Характерные интонации спиричуэлс есть и в симфонии ”Гарлем”, и в некоторых произведениях Эллингтона.
Пятидесятидевятилетняя Марин Алсоп – одна из самых успешных в мире женщин-дирижеров. Кроме двух “своих” оркестров – она является музыкальным руководителем Балтиморского симфонического оркестра и главным дирижером Симфонического оркестра Сан-Паулу – Алсоп выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. В 2013 году она стала первой женщиной-дирижером на фестивале Би-Би-Си Промс. В Балтиморе ее обожают, и летом 2013 года она продлила контракт с оркестром до окончания сезона 2020-21 годов. Она является куратором концертов 20, 22 и 23 июля.
Концерт 22 июля в прямом эфире будет транслироваться по радио классической волны Чикаго 98.7WFMT и на сайте wfmt.com/streaming.
Открытые репетиции пройдут 19 июля с 3.00 pm до 5.30 pm; 21 июля с 10.30 am до 1.00 pm; 22 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 22 июля с 5.30 pm до 6.00 pm и 23 июля с 6.30 до 7.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
Nota bene! Большинство концертов фестиваля пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes), которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7647. Подробная информация – на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин
www.sergeyelkin.com
http://sergeyelkin.livejournal.com/