“Мечтать – пусть нелепа мечта, Бороться, когда побежден…” – знаменитые слова рыцарского обета Дон Кихота звучат сегодня в одном из лучших театров “большого” Чикаго. Лауреат пяти премий “Тони” (в том числе – за лучший мюзикл года), популярный мюзикл “Человек из Ламанчи” получил новую жизнь на сцене Marriott Theatre. В основе мюзикла – бессмертный роман Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616) “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”.
Рождением мюзикла мы обязаны драматургам Дейлу Вассерману, Джо Дэриону и композитору Митчу Ли. Они придумали вариант “спектакля в спектакле”, когда действующие лица на наших глазах перевоплощаются в других персонажей.
Испания. Севилья. Конец XVI века. Поэт Сеpвантес вместе со своим слугой за так называемые пpеступления пpотив католической цеpкви попадает в тюpьму инквизиции. В ожидании суда поэт развлекает сокамерников историей благородного идальго Дон Кихота Ламанчского, его верного оруженосца Санчо Пансы и Альдонсы Лоренсо, которой Дон Кихот придумал имя Дульсинея Тобосская. Соответственно, эпизоды биографии автора перемежаются с ожившими страницами из его романа. Небольшая по размерам квадратная сцена театра превращается в мир романтических мечтаний и грубой реальности. Будет здесь и ветряная мельница, и постоялый двор, и злой волшебник, с котоpым Дон Кихот однажды сойдется в pешающей битве, и другие болтливые и неразговорчивые, злые и добрые, смешные и серьезные персонажи неповторимого сервантесовского мира…
Театровед Марина Давыдова пишет: “В своей великолепной книге “Мимесис“ знаменитый литературовед Эрих Ауэрбах убедительно доказывает, что Сервантес написал роман не героический, а скорее пародийный. Роман о человеке, безнадежно пытающемся приложить устаревшие каноны к радикально изменившейся действительности. Его Дон Кихот, вопреки поздним расхожим представлениям, не опередил свое время. Он безнадежно отстал от него. Текст романа оказался, как выяснилось, куда шире и богаче смыслами, чем первоначальный замысел, но все же у Сервантеса Дон Кихот фигура в гораздо большей степени комическая, чем трагическая. С течением времени этот комический аспект был отброшен, и великий роман превратился для читающей публики в историю о том, как неисправимый идеалист страдает в мире неисправимых пошляков, самим своим существованием делая жизнь на земле прекраснее“. Мюзикл “Человек из Ламанчи“ – как раз об этом: о неисправимом идеалисте, в жестокие времена сохраняющем веру в идеалы добра и справедливости.
Спектакль в Marriott Theatre получился ярким, зрелищным, динамичным. Во многом это заслуга талантливой режиссуры шестикратного лауреата премии “Джефф” Ника Боулинга. В его активе – спектакли “The King and I” в Marriott Theatre, “The History Boys” и “Fiorello!” в TimeLine Theatre. Боулинг говорит: “Я не строил сказочных замков. Мы представляем спектакль, который интересен и созвучен мыслям сегодняшнего зрителя. История Дон Кихота подчеркивает важность управления своей судьбой. С ситуациями, когда надо рисковать и призвать на помощь воображение, мы сталкиваемся каждый день. Бессмертный герой романа Сервантеса служит напоминанием о том, как жить полной жизнью, смотреть в лицо опасности и не бояться ее“. Боулинг изобретательно и остроумно работает с деталями. Каждая сцена решена по-своему, полна неожиданных поворотов, каждая органично вставлена в общую стилистику спектакля. Все исполнители прекрасно поют, двигаются и с упоением проживают свои роли.
В главных ролях заняты бродвейские актеры: номинант на премию “Джефф” Натаниэл Стемпли (Сервантес/Дон Кихот), Ричард Круз (Санчо Панса), четырехкратный лауреат премии “Джефф” Дэнни Смит (Альдонса Лоренсо/Дульсинея).
Натаниэл Стемпли родился в Милуоки. Первые годы после окончания учебы провел в Чикаго. Актер вспоминает: “Я участвовал в конкурсах на многие роли, но не получал их, так что работа в Marriott Theatre запомнилась мне навсегда“. Сегодня актер живет в Нью-Йорке. Он востребован как в театре, так и в кино. Среди его самых ярких театральных работ – Муфаса в мюзикле Э.Джона “Король Лев“ и Порги в мюзикле Дж.Гершвина “Порги и Бесс“.
Дэнни Смит долгие годы играла в маленьких театрах Чикаго в свободное от основной работы время: “Я работала с 8.30 до 17.30, а потом мчалась на репетиции. Я делала это, потому что не могла иначе“. Все изменилось после спектакля ”Город ангелов”, когда Боулинг поверил в актрису и предложил ей главную роль. Смит вступила в Американский профсоюз театральных деятелей и стала профессиональной актрисой. “Человек из Ламанчи” – первый спектакль Смит в новом качестве – стал для нее третьей работой с режиссером Боулингом.
Спектакль идет 1 час 45 минут без антракта, и все двенадцать актеров находятся на сцене на протяжении всего действия. В этом тоже была идея режиссера. Боулинг говорит: “Спектакль идет в реальном времени. С антрактом уменьшается интенсивность и динамика действия“.
Художник-постановщик спектакля Джефф Кмик искал возможность показать ощущение тюрьмы без стен и колючей проволоки, и это ему удалось после поездки на военную базу Гуантанамо и посещения печально известной тюрьмы. Эффект замкнутого пространства создают только свет и музыка.
Полноправным участником действия является оркестр в составе восьми человек. Дирижер – Патти Гарвуд. Музыкальный руководитель постановки – Райан Нелсон.
Премьера мюзикла “Человек из Ламанчи” состоялась на Бродвее в 1965 году. В отличие от большинства даже классических американских мюзиклов, “Человек из Ламанчи” хорошо знаком российским театралам. Кто не помнит знаменитый спектакль Андрея Гончарова 1972 года в Московском театре имени Маяковского с великолепными Александром Лазаревым (он играл две роли – автора и героя), Татьяной Дорониной и Натальей Гундаревой (в ролях Альдонсы и Дульсинеи), Евгением Леоновым и Михаилом Филипповым (Санчо Панса). Долгие годы этот спектакль служил визитной карточкой театра Маяковского. “Об одержимости верой в лучшее, что есть в человеке”, – так формулировал Гончаров режиссерский замысел. Роль Ключницы в резко гротесковом стиле играла одна из ведущих актрис театра Зинаида Либерчук. Последние годы жизни она провела в Чикаго, играла в нескольких моноспектаклях.
Другая версия “Человека из Ламанчи” идет на сцене театра Российской армии с бессменным Дон Кихотом – Владимиром Зельдиным (постановка Юлия Гусмана).
Сервантес, как и Шекспир, умер четыреста лет тому назад (с разницей в одиннадцать дней), но в этом году что-то не видно юбилейных фестивалей, спектаклей, концертов, посвященных испанскому классику. Мир сконцентрировался на английском Барде, а между тем вклад испанского дворянина в историю мировой литературы не менее велик.
В планах Marriott Theatre – мюзиклы “How To Succeed In Business Without Really Trying” (24 августа – 16 октября) и “Singin’ In The Rain” (26 октября – 31 декабря), а также специальные детские (один час) версии спектаклей “The Velveteen Rabbit” (8 июля – 14 августа) и “Щелкунчик” (“The Nutcracker”, 10 ноября – 30 декабря).
Nota bene! Мюзикл “Человек из Ламанчи” идет до 14 августа в помещении Marriott Theatre по адресу: 10 Marriott Drive, Lincolnshire, IL 60069. $50-$55. Справки и заказ билетов по телефону 847-634-0200, на сайтах www.ticketmaster.com и www.MarriottTheatre.com. Для студентов и людей старше шестидесяти двух лет предусмотрены скидки.
.
Сергей Элькин